Особенности аудита объектов, смежных с нематериальными активами
Аудит операций по получению и передаче неисключительных интеллектуальных прав
Способы получения и передачи организацией неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности
В соответствии с законодательством РФ одно юридическое лицо может получить (а другое юридическое лицо — передать) неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также товарные знаки (знаки обслуживания)[1]:
- 1) основными (традиционными) способами — по лицензионному договору или договору коммерческой концессии (франчайзинга);
- 2) другими (нетрадиционными) способами — в доверительное управление или залог.
В зависимости от объема передаваемых (получаемых) прав существуют несколько видов лицензионных договоров: исключительная и неисключительная лицензия, сублицензия, открытая лицензия, принудительная лицензия и др.
По исключительной лицензии лицензиату предоставляется монопольное право на использование объекта интеллектуальной собственности (т.е. без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам) в пределах, предоставленных лицензионным договором, с сохранением за лицензиаром права на использование объекта в части, не передаваемой лицензиату [17, ст. 1236 п. 1].
При неисключительной (простой) лицензии лицензиату предоставляется немонопольное право на использование объекта интеллектуальной собственности (т.е. с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам) в пределах, предоставленных лицензионным договором, с сохранением за лицензиаром права на использование объекта в части, не передаваемой лицензиату [17, ст. 1236 п. 11.
По сублицензионному договору лицензиату (с письменного согласия лицензиара) предоставляется право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу [17, ст. 1238 п. 1].
По открытой лицензии право на использование объекта промышленной собственности (изобретение, полезную модель или промышленный образец) предоставляется любому субъекту на основании заявления патентообладателя, подаваемого в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности [17, ст. 1368 п. 1].
В случаях, предусмотренных ГК РФ, суд может по требованию заинтересованного лица принять решение о предоставлении этому лицу на указанных в решении суда условиях права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия) [17, ст. 1239].
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [16, ст. 1027 п. 1].
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме, с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности [16, ст. 1027 п. 2]. По законодательству РФ к договору коммерческой концессии применяются правила о лицензионном договоре [16, ст. 1027 п. 4].
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии [16, ст. 1029 п. 1].
Особенностью договора коммерческой концессии (франчайзинга) является главенство фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения по сравнению с другими объектами интеллектуальной собственности. Так, в соответствии с ГК РФ в случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами договор коммерческой концессии прекращается [16, ст. 1037 п. 3]. Но прекращение других исключительных прав, например, на изобретение, промышленный образец, товарный знак, не влечет прекращения всего договора коммерческой концессии, прекращаются лишь положения договора, относящиеся к прекратившемуся праву.
Таким образом, лицензионный договор отличается от договора коммерческой концессии тем, что первый заключается на один объект интеллектуальной собственности, а второй включает целый спектр объектов интеллектуальной собственности. По сути лицензионный договор является составной частью комплексного договора коммерческой концессии.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ имущественные права могут выступать также объектами доверительного управления и быть предметом залога [16, ст. 1013; 15, ст. 336].
По договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущественные права в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этими правами в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущественных прав в доверительное управление не влечет уступки исключительных прав доверительному управляющему [16, ст. 1012 п. 1]. Договор доверительного управления заключается на срок, не превышающий пяти лет [16, ст. 1016 п. 2].
В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (имущественного права) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество [15, ст. 335 п. 1].
Передача интеллектуальных прав в доверительное управление достаточно распространена на практике. Например, именно данный тип договорных отношений наиболее приемлем между аккредитованными организациями по управлению правами на коллективной основе и авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено [16, ст. 1242].
Практическая целесообразность использования интеллектуальных прав в качестве обеспечения банковского кредита (залога) является спорной, можно даже сказать, маловероятной. Это связано с тем, что нормы российского авторского и патентного права не позволяют залогодержателю в полной мере реализовать весь комплекс полномочий, гарантирующий безоговорочную реализацию предмета залога в обеспечение выданного кредита. По этой причине в нашей стране предметом залога выступает преимущественно материальное имущество. Интеллектуальные права в качестве обеспечения обязательств практически не используются.
Учитывая вышеизложенное, в настоящей работе будет рассмотрен только один нетрадиционный способ передачи (получения) интеллектуальных прав — договор доверительного управления.
- [1] По законодательству РФ другие средства индивидуализации (наименованиеместа происхождения товаров, фирменное наименование), а также монопольныеправа не могут выступать объектами активного коммерческого оборота (передаваться, получаться и др.). Они могут только использоваться для извлечения экономических выгод юридическим лицом, получивших соответствующее право.