Оценка правдоподобных рассуждений
Чем объяснить, что исчисление вероятностей оказалось неэффективным для количественной оценки предположений, гипотез и других правдоподобных рассуждений? Почему же оно так успешно используется в современной науке, технике и разнообразных других областях человеческой деятельности, начиная от планирования и кончая контролем?
Общий ответ на него дать нетрудно, если вспомнить, что понятие вероятности, как и само исчисление, допускает различные интерпретации. Одной из наиболее эффективных интерпретаций для количественной оценки и численного измерения оказалась частотная, или статистическая, интерпретация. Важнейшим ее преимуществом является существование операционального определения понятия относительной частоты, с помощью которого количественно измеряется вероятность случайных массовых событий. Такие события постоянно происходят в природе и общественной жизни и поэтому понятие вероятности, которое их отображает, имеет объективный характер. Действительно, измеряя отношение числа появления таких событий к общему числу испытаний, можно точно установить, с какой частотой они происходят. Очевидно, что, чем чаще происходят события, тем больше степень вероятности их появления. Статистически обрабатывая результаты таких измерений, можно определить их относительную частоту и на этом основании приписать им соответствующую вероятность. Аналогичным путем с помощью операциональных определений, основанных на фактических измерениях, устанавливают значения многих физических и других понятий: длины, веса, силы электрического тока и т.п. По сути дела, все естественно-научные и математические понятия, суждения и теории применяются к реальному миру именно таким путем.
Если сравнить частотную интерпретацию вероятности с интерпретацией посредством рациональной веры, подтверждения предположения или гипотезы эмпирическими следствиями, то нетрудно убедиться в том, что они относятся к разным уровням исследования. Частотная интерпретация относится к объективному миру реальных случайных массовых событий, логическая или правдоподобная интерпретация — к миру познания и логики. Как мы убедились раньше, для такой интерпретации нельзя найти операционального определения, для нее не существует процедуры количественного измерения вероятности. Поэтому такую вероятность нельзя оценить численно.
Однако это не исключает качественного сравнения правдоподобных рассуждений. Но такое сравнение предполагает определенное сходство между ними. Если рассуждения являются несравнимыми, то никакого отношения между ними установить не удается. Кроме того, при таком сравнении значительную роль играют субъективные различные моменты и соображения, которые трудно выявить и оценить. Тем не менее даже качественная оценка правдоподобных рассуждений по степени их подтверждения и обоснования, способствует более ясному и точному различию наших предположений и гипотез. Поэтому вряд ли следует стремиться к количественной их оценке как недостижимому идеалу и ограничиться более тщательным качественным их анализом с помощью сравнительных понятий и методов.