Полная версия

Главная arrow История arrow История Отечества

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Степенные люди

Так в дореволюционной России называли людей, которые жили трудами рук своих в достатке, не суетясь, с опаской поглядывая на новшества. И в 20-е годы их оставалось немало — основа крестьянства, середняк (60—65%). В хозяйстве у него 5—7 человек. С 10 лет ребенок становится работником. Власть главы семьи непререкаема. Доход не слишком велик, но стабилен — до 600 рублей в год. Есть лошадь, другой скот. Держится такое хозяйство исключительно семейным трудом. Продает лишь излишки, но на рынок едет неохотно, иногда прирабатывает промыслами. Бережливость — основа его жизни, которая строится по принципу: «чужого не нужно, но и своего не отдам». Питался середняк в годы нэпа неплохо. На душу приходилось в день полкило муки, 600 грамм картошки, кружка молока, 20 г сахара, 100 г мяса и 200 г овощей. Хоть с двух сторон и налегают, то бедняки, то кулаки, но государство поощряет кооперацию. На паях строить хозяйство надежнее, это показала еще дореволюционная община. А теперь государство кооперации дешевле продаст трактор. Пусть цены на зерно власть снижает, зато на лен, подсолнух и мясо они неизменно растут. Главное же — власть ни к чему не принуждает, и сельхозналог щадящий, изымает лишь десятую долю дохода. Так что жить вполне можно.

В городе остепенялись так называемые совслужащие — работники учреждений, инженеры, управленцы. Их зарплата не была высокой — 30—40 рублей в месяц. Но питались они лучше рабочих: колбаса, хлеб, чай, дешевый табак. Они были грамотны, исполнительны, но безынициативны. Они различались по одежде: для советских специалистов — толстовка и парусиновые брюки, для старых специалистов — строгие костюмы, для управленцев — полувоенная форма. Последнюю чаще носили коммунисты, которых партия бросила на новый фронт. Здесь они дрались так же беззаветно, как и в Гражданскую войну. Ограничивали себя во всем, спали урывками, были образцом для молодежи 20-х. Она же всерьез обсуждала вопрос о правомерности ношения шляп в социалистическом обществе.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>