Полная версия

Главная arrow История arrow История Отечества

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Сущность раскола и судьба его предводителей

По мнению Георгия Флоровского, историка церкви, сущность церковного раскола имела своим истоком проводившуюся патриархом политику независимой и свободной церкви. Она опиралась на идею превосходства духовной власти над светской и основывалась на церковном учении о «царстве» Иоанна Златоуста. Староверов, глубоко усвоивших идею «Москва — Третий Рим», потрясли утверждения Никона, что священство выше царства и между ними нет никакого единства. Еще больше встревожила старообрядцев благосклонность к невиданному доселе новшеству Тишайшего боголюбивого монарха.

Однако опасения староверов были напрасны. Самодержавие не могло долго терпеть второго «великого государя». Близкие отношения между царем и патриархом после длительных перипетий окончательно расстроились. Церковный собор 1666 г., на котором прокляли Аввакума, вынес и его злейшему противнику обвинительный приговор, и бывший патриарх простым монахом отправился в ссылку в далекий Ферапонтов монастырь на Белом озере. Удивительно, но годы пусто- зерской ссылки Аввакума и ферапонтовской Никона совпали, и первый пережил своего заклятого врага всего лишь на год.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>