Полная версия

Главная arrow История arrow История Отечества

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Опричники

Специфика опричнины определялась не ее социальным составом, а личным характером связи опричников с царем. Социальный состав опричников мало отличался от старого Государева двора. Среди опричников были и знатные люди (князья, бояре), и «худородные» (выходцы из среды мелкопоместного дворянства и обнищавших вотчинников). Существовало среди них и местничество. Царь подбирал опричников по принципу личной преданности. Они являлись личными слугами царя и пользовались полной его безнаказанностью. Иван IV взял себе в опричнину тысячу служилых людей. К концу опричнины их число возросло до 6 тысяч человек, по словам небеспристрастного А.М. Курбского, «человек скверных и всякими злостьми исполненных». Они были одеты во все черное, к седлу их вороных коней были привязаны символы власти — метла и собачья голова в знак того, что они грызут царских недругов, как псы, и выметают измену с Русской земли.

Так постепенно опричники превратились в своеобразное «государство в государстве», своего рода рыцарский орден. Они не подчинялись никому, кроме самого царя, были спаяны суровой дисциплиной и общими преступлениями. В Александровской слободе Иван Грозный буквально утвердил среди опричников монашеский орден, став во главе него. В перерывах между казнями, погромами и дикими оргиями царь-игумен и опричники-иноки истово замаливали грехи.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>