Исторически сложившиеся композиционные схемы и типы мебели

Создание мебели является частью творческого труда людей, направленного на формирование материальной среды. Мебель несет в себе информацию об эпохе ее создания, производственных отношениях, характере и культуре жизненного уклада людей. Форма мебели всегда была тесно связана с архитектурой своего времени и, как правило, следовала за ней. Основные закономерности формообразования в мебели и архитектуре во многом идентичны, различие заключается только в масштабе. В связи с этим мебель называют также «малой архитектурой».

Многие исторические стилевые черты мебели (образность, пластика формы, приемы декорирования) и сегодня заимствуются дизайнерами. Мебель из массивной древесины древних народов (рис. 2.29, а - в) свидетельствует о том, что у них было развито чувство формы, цвета и т.д.

Мебель рабовладельческого общества также тектонична, но здесь символика имеет уже совершенно другой смысл. Если сиденье табурета первобытного общества держит один человек, сомасштабный сидящему, то в рабовладельческом обществе появился трон, сиденье которого держат львы, слоны, много человечков, более мелких по сравнению с восседающим господином (рис. 2.29, г - е). Символическое отображение власти господина над простолюдинами появилось в ассиро-вавилонской мебели.

Приверженность к зооморфизму у древних египтян выражалась в изготовлении отдельных элементов мебели в виде частей животных, например ножек в виде звериных лап. Боковым сторонам кроватей придавали форму шагающих зверей (рис 2.29, з). В культовых изделиях применяли свои символы. Чаще всего это были изображения святых (рис. 2.29, д, и).

Стиль мебели Древней Греции и Древнего Рима не утратил практического значения и в настоящее время (рис. 2.30, а - ё). На рис. 2.30, ж, з показаны примеры заимствования формы и символики архитектуры и мебели Древней Греции в стиле ампир.

Первый европейский стиль периода средневековья - романский - господствовал около 400 лет (VIII—XII вв.). Основной функцией романской архитектуры была оборонительная, поэтому для нее характерны тяжелые закрытые формы, статичность. Соответствующей была и мебель, которая изготавливалась в рамках натурального хозяйства. Основными исполнителями были кузнец и плотник, а основным инструментом - топор. Мебель украшалась резьбой и коваными железными накладками, которые одновременно выполняли роль крепежной фурнитуры. Примитивная плоскостная резьба переносилась из архитектуры без соблюдения классических пропорций. Мебель сбивали грубо, без придания ей пластичности. Романская мебель полностью соответствовала средневековому образу жизни и уровню культуры. Вместе с тем черты романского стиля оказались необыкновенно живучими в народной мебели, они сохранились до XVIII в., а отдельные - и до настоящего времени. Романский стиль был историческим источником так называемого народного стиля (национального романтизма), который в России и Беларуси имел место как один из стилей эклектики (неостилей) в конце XIX - начале XX в.

Мебель древних народов

Рис. 2.29. Мебель древних народов:

а - сиденье из массивной древесины, Африка; б - табурет из массивной древесины, Африка; в - каменное сиденье, Южная Америка; г - трон с опорами в виде львов, Древний Египет; д - трон византийского епископа, 1098 г.; е - мраморный трон епископа, Византия, XI в.; ж - ассирийский трон; з - кровать с боковинами в виде звериного туловища, Древний Египет; и - трон епископа

Максимиана, VI в.

Новшества древней мебели, оказавшие влияние на всю ее историю

Рис. 2.30. Новшества древней мебели, оказавшие влияние на всю ее историю: а- шкаф сапожника, рамочно-филенчатая конструкция, Древний Рим; б - стул-клисмос, гнутая форма элементов, Афины, IV в. до н. э.; в - кресло, конструкция и технология лозоплетения, Древний Рим, IV в. до н. э.; г - табурет, мягкий элемент, бронза, балясины, Древний Рим, II в. до н. э.; д - стол с регулируемой высотой столешницы, Древний Рим; е - табурет, Х-образная опора, мягкий элемент, Древний Рим; ж - стул в форме клисмоса, Франция, начало XIX в.; з - консоль с символическими

опорами-кариатидами, Франция, начало XIX в.

Начиная с 90-х годов XX в. романский стиль вновь напомнит о себе, явившись «вдохновителем» стиля кантри (в переводе с англ. - сельский, деревенский). В почти прямом заимствовании формы и приемов декорирования можно убедиться при сравнении шкафов XIII и XX вв. (рис. 2.31, а - в). Откровенная фурнитура кованого типа в современной мебели (рис. 2.31, г) также является подражанием романскому стилю. Для мебели стиля кантри наиболее подходит такой материал, как сосна (рис. 2.31, в - д).

Ранние европейские стили и их отголоски в современной мебели

Рис. 2.31. Ранние европейские стили и их отголоски в современной мебели: а - романский шкаф, XIII в.; б, в- современные шкафы в стиле кантри; г - современный сундук под романский стиль; д - современный стол

На смену готике в странах Западной Европы (с XII по XV в.) пришло Возрождение (Ренессанс). Современную мебель в готическом стиле делают в Англии, а в стиле возрождения - в ряде западноевропейских стран, но в небольшом количестве. В Беларуси такую мебель не производят.

В XVII в. во многих странах утвердилась абсолютная монархия. Для восхваления разбогатевшей знати потребовалось искусство нового стиля. Таким стилем стал барокко.

Барокко (от итал. Ьагоссо, буквально - странный, причудливый) зародился в Италии и был продолжением ренессанса. Основные элементы его восходят к античности. Этот стиль отличает повышенная динамичность композиции, образов, контрасты масштабов, материалов и фактур, цветовые эффекты, наличие изогнутых линий, стремление к величию и пышности.

Стиль барокко оказывает наибольшее влияние на современные формы художественной мебели. Барочные изделия изменили характер геометрических форм. Вместо прежних кругов и полукругов используются сложные динамические спирали и овалы, линии изламываются и искривляются, плоские поверхности заменяются выпуклостями и вогнутостями (рис. 2.32, а - в). Мебель такого типа привлекает внимание и современного потребителя.

На ранних этапах в барочных формах присутствовала некоторая тяжеловесность и неуклюжесть (рис. 2.32, б). Мебель делали из строганых рамок и глубоких профилей. Отдельные бюсты, фигуры сфинксов, статуэтки, медали и накладные орнаменты выполняли из позолоченной бронзы. В филенки вставляли мрамор, мозаику или цветные стекла. Иногда вместо бронзы применяли резное дерево.

Кресла и стулья имели массивные ножки изогнутой либо пирамидальной формы, иногда с кувшинообразным расширением в верхней части, украшались резьбой. Ножки скреплялись проножками или слегка изогнутыми крестовинами с резным вазоном посередине, имели изящную форму и оканчивались расходящимися в стороны завитками (рис. 2.32, г). Изделия обивались дорогими тканями и обильно украшались бахромой. В этот период шло освоение новых материалов (кость, перламутр, фарфор, камень и др.), которые активно использовались при оформлении рам для картин, оправ зеркал.

В 30-е годы XVIII в. стиль барокко плавно перешел в стиль рококо (фр. rococo, от rocaille - декоративный мотив в виде раковины). В отличие от архитектуры барокко архитектура рококо создавала постройки камерного характера, интерьер отличался уютом и изяществом. Для рококо характерна иллюзия бесконечного движения, в нем не применялись прямые линии, симметрия и кривые линии правильных очертаний (рис. 2.32, д-з).

Примерно к 1770 г. во Франции сложился новый стиль - классицизм (от латин. classicus - образцовый). Классицизм - это искусство симметрии и статики. В мебели ножки выпрямляются и превращаются в тонкую, сужающуюся книзу колонку, покрытую каннелюрами (вертикаль-

Стили барокко (а - г) и рококо (4 - з) в мебели

Рис. 2.32. Стили барокко - г) и рококо (4 - з) в мебели: а -шкаф, Голландия, XVII в.; б-шкаф, раннее барокко, Италия, XVII в.; в- буфет (горка), Голландия,

XVII в.; г - стул, Италия, XVII в.; д - круглый стол с накладным бронзовым декором, Германия,

XVIII в.; е - кресло, Франция, середина XVIII в.; ж - комод, Франция, середина XVIII в.; з - мягкое

кресло, обитое гобеленом, Франция, XVIII в.

ными желобками), вздутые поверхности исчезают, линии декора повторяют очертания поверхности предмета (рис. 2.33 ,а-в). Локотники также выпрямляются, на их концах появляются волюты (завитки, украшающие ионическую капитель), формы сиденья и спинки становятся более строгими (рис. 2.33, б).

Стиль классицизм с его более простыми формами стоит значительно ближе к нашему образу жизни, чем барокко и рококо. Поэтому многие классические приемы композиционного построения изделий, а также архитектурно-художественные приемы декорирования используются в практике современного проектирования.

Высшей и завершающей точкой классицизма явился стиль ампир (от латин. impcrium - власть). На смену изысканной грациозности интерьеров предыдущей эпохи приходит строгая симметрия. Ампир отличается от классицизма тем, что переносит на изделия античные формы в виде прямого заимствования.

После ампира в ряду оригинальных стилевых направлений последним был стиль бидермейер. В мебели широко применяли фанеровку строганым шпоном толщиной 2-4 мм, облицовывали не только дверцы, но и все лицевые поверхности, в том числе ножек и локотников кресел и диванов. В качестве основы служили сосна и тополь. Во избежание коробления при одностороннем облицовывании требовалась длительная выдержка заготовок. В середине XIX в. наметился сдвиг в сторону разнообразия форм. Кроме элементов декора снова появились гнутые ножки и усложненные контуры. Новое направление получило название неорококо. Оно было не столько стилем, сколько модой.

Духу эпохи отвечала мебель с формальными элементами прошлых стилей, в частности рококо (рис. 2.33, г - е). Предметы в стиле неорококо включали элементы и других стилей, т.е. стиль неорококо был предвестником зарождающейся эклектики.

Со второй половины XIX в. технический прогресс способствует быстрому развитию мебельных предприятий. Налаживается массовое машинное производство товаров, осваиваются новые материалы и технические приемы. Подражание прошлым стилям сводится к механическому соединению в одном изделии разнородных стилевых элементов (рис. 2.33, ж - и) или к произвольному выбору стилевых форм предыдущей эпохи для оформления художественного произведения более поздней эпохи, имеющего качественно иной смысл и назначение. Такое явление было названо эклектикой (от греч. eklektikos - выбирающий). Поскольку формальные элементы эклектики заимствовались из исторических стилей, то наряду с данным понятием существует и термин «историзм». Иногда эклектика наблюдается и в современной мебели, интерьерах. Присутствие в одном интерьере изделий разных стилей - явление достаточно частое.

В конце XIX в. передовые художники противопоставили засилью эклектики и культу технического прогресса традиционные декоративные материалы и техники. Представители нового стиля - модерна (от фр. modeme - новейший, современный) пытались использовать

Классицизм и неостили в мебели

Рис. 2.33. Классицизм и неостили в мебели:

а - комод, Австрия, конец XVIII в.; б - кресло, Франция, 1780-е гг.; в - комод французского мастера Ж. Бенемана, конец XVIII в.; г - кресло в стиле неорококо, Германия, конец XIX в.; д - кресло резное золоченое, Германия, конец XIX в.; е - пианино в стиле неорококо, Германия, 1851 п; ж - шкаф конца XIX в., смешение стилей бидермейер и рококо; з - шкаф в древнетерманском стиле, 1880-е гг.;

и - кресло-качалка, Австрия, конец XIX в.

машины для производства таких вещей, которые обладали бы в первую очередь художественной вырозительностью. Модерн создал сложную систему орнамента на мотивы стилизованных цветов и растений, который доминировал не только в корпусных изделиях, но и в стульях и креслах. Этот стиль быстро распространился по всей Европе, но просуществовал недолго.

В 1841 г. М. Тонетом была изобретена гнутая мебель. Благодаря низкой стоимости она быстро завоевала рынок. Количество реализованных стульев достигало десятков миллионов штук. Гнутой мебелью занимались и другие производители, но их поиски привели к созданию мебели, отличной от мебели марки «Тонет». Финский архитектор А. Аалто первым предложил использовать гнутоклееные элементы (рис. 2.34, а), которые впоследствии получили широкое распространение во всем мире. Поиски оригинальной формы приводили и к иррациональным решениям, например к штампованным изделиям (рис. 2.34, б).

В конце первого десятилетия XX в. модерн начал вытесняться новым стилем, названными конструктивизмом. В его основе лежала целесообразность, обусловившая рациональные формы, «очищенные» от декора.

Появление первых архитектурных построек в духе конструктивизма совпало с кубизмом, который был очередным шагом к абстрактному искусству. Чистые цвета и красивые сочетания линий и пятен делали композицию своеобразно декоративной, поэтому мода на кубизм захватила и архитектуру, и прикладное искусство. Дословно понятый кубизм приводил к формам, подобным форме, показанной на рис. 2.34, в.

На основе «новых принципов» голландский архитектор Г. Ритвелд разработал в 1917 г. кресло, которое назвал «аппаратом для сидения» (рис. 2.34, г). В России 1920-е годы также прошли под девизом конструктивизма (рис. 2.34, д - ж). В это время появляется и трансформируемая мебель (рис. 2.34, е), послужившая прототипом ряда современных изделий.

После Второй мировой войны мебели отводилась роль одного из компонентов предметно-пространственной среды, количество предметов сводилось к минимуму, гарнитуры вытеснялись секционными изделиями, все шире распространялась сборно-разборная мебель. Переход к индустриальному производству серийной мебели сопровождался типизацией и унификацией. Выпускались унифицированные блоки и секции, которые можно было комбинировать в любом сочетании в зависимости от вкуса покупателя и размера квартиры.

В Беларуси переход в 50-е годы XX в. к панельному домостроению привел к отказу от прежних принципов меблировки квартир штучной мебелью. Появилась секционная, стеллажная, трансформируемая, комбинированная мебель.

Мебель 10-20-х годов XX в

Рис. 2.34. Мебель 10-20-х годов XX в.:

а - гнутоклееное кресло А. Аалто; 6 - штампованное кресло из листа фанеры, Финляндия; в - диван в стиле кубизма, 1910-е гг.; г - «аппарат для сидения» Г. Ритвелда, Голландия, 1917 г.; д - кресло в духе конструктивизма, Россия, 1920-е гг.; е - кресло-кровать Н.А. Соболева, 1922 г.; ж - диван

1920-х гг., конструктивизм

После 1975 г. получила развитие секционная мебель, блокируемая по ширине и высоте, - так называемые стенки. В 1980-е годы были определены наиболее массовые группы мебели для функциональных зон квартиры. Выявилась также потребность в штучных, отдельно стоящих изделиях. Обновление форм мебели было обусловлено изменениями технологии и появлением новых материалов.

Если проследить пути развития мебели на протяжении почти всей истории человечества, то нетрудно заметить, что у большинства современных изделий имеется немало прототипов и аналогов из прошлого.

Современные условия позволяют выпускать мебель на любой вкус, от архаических стилей до космических фантазий, а производители стараются удовлетворять запросы самых требовательных покупателей. Поэтому современная мебель отличается разнообразием дизайнерских направлений, которые включает многие исторические стили, вернее, их стилизации или компиляции.

Разнообразие современных форм мебели не позволяет дать им единое стилевое название, но разнообразие форм - это не разнообразие стилей. Правильнее считать их направлениями дизайна современной мебели.

Под современной мебелью следует понимать мебель, выпускаемую промышленностью в настоящее время, независимо от того, когда она была спроектирована. Схожесть технологии и применяемых материалов в разных странах, широкий торговый обмен мебелью обусловливают и некоторую ее стилевую близость. Однако необходимо учитывать сохранение национальных традиций и культурных особенностей разных стран.

В связи с изложенным рассматривать бытовую мебель целесообразно не по странам, а по направлениям развития ее дизайна, двигаясь от простейших форм к более сложным.

В определении дизайнерских направлений мебели нет четких границ. Например, одно и то же изделие мебели можно в равной степени отнести к демократичному или авангардному направлению, к художественному или элитному и т.п. На крупных международных выставках выделяют целые залы для мебели современного модерна. Это мебель, которую можно отнести и к минимализму, и к авангарду, и к демократичному дизайну. Термин «модерн» применим вообще к любой новой мебели. С другой стороны, модерн - это и исторический стиль на стыке XIX-XX вв.

Упрощенчество и минимализм. Одно из современных направлений дизайна мебели и оформления интерьера, которое получило распространение в западных странах, - минимализм. Он выражается в упрощении формы изделий, отказе от каких-либо видов декора и приемов декорирования. В идеале - это изделие без корпуса (несколько полок на стене), интерьер без гардин, ковров, предметов декоративно-прикладного искусства и т.п.

Упрощение формы мебели обусловливает упрощение и ее конструкции. Упрощенчество и минимализм в конструктивном отношении близки утилитарным направлениям дизайна, когда форма изделия является следствием решения утилитарных задач, а художественные цели при этом не ставятся.

Утилитаризм исходит из предпосылки, что любая вещь обладает двумя свойствами - полезностью и красотой - и что соотношение этих свойств в разных предметах неодинаковое (например, в полках для слесарного инструмента и полках для красивой посуды). В таком случае подход к проектированию меняется в соответствии с изменением соотношения красоты и пользы. Минимализм же «видит» вещь в единстве всех ее свойств.

Этнографичное (народное) направление. Проектирование изделий этого направления ведется с учетом национальных традиций (под народную мебель). Понятие «народная мебель» в некоторой степени отождествляется с сельским, деревенским бытом и получило название «кантри». Мебель в народном стиле воспринимается естественнее, если поверхностям изделий придается налет времени. Для этого выполняется специальная отделка - патинирование. Иногда прибегают к искусственному старению материала.

Авангардное направление. Авангард - это направление в художественной культуре, тесно связанное с модернизмом и отрицающее существующие нормы и традиции. Изделия авангардного направления отражают поиски функциональности, принципов ее реализации, характеризуются новизной материалов, форм, технологических особенностей изготовления. Примеры авангардной мебели - кровать с водяным наполнением, надувная мебель, детская кроватка в виде легкового автомобиля. Материал изделия также может отнести его к авангардным (например, изделия, выполненные из стекла или картона).

Хай-тек. Это сравнительно новое направление в дизайне, под которым понимают эстетические возможности высоких технологий, новых материалов и конструкций. В таком понимании хай-тек является частью авангардного направления.

Демократичное направление. Мебель этого направления ориентирована на вкусовые предпочтения и финансовые возможности массового потребителя. В данном случае используются рациональные конструктивные схемы изделий и материалы, обеспечивающие высокую производительность (древесностружечные плиты, синтетические облицовочные материалы и т.п.). Диапазон мебели демократичного направления весьма широк. С одной стороны, он близок к мебели минималистского направления, с другой - художественного.

Мебель демократичного направления может иметь рациональные с точки зрения материалоемкости конструктивные схемы, активно использующие пространство при хорошем композиционно-художественном решении.

Художественное направление. Мебель этого направления представляет собой наиболее разнообразную группу. К ней следует отнести изделия с декоративными или конструктивными элементами, которым придана художественная форма или в которых использованы различные приемы декорирования (резьба, интарсия, тиснение и др.). К художественной следует отнести и мебель, выполненную в любых исторических стилях или под исторические стили.

Рустикальное направление. Оно достаточно широко распространено в западноевропейских странах, в том числе и в Беларуси. В изделиях рустикального направления филенки рамочно-филенчатых дверей иногда украшают резьбой, выполняемой на обрабатывающих центрах (реже вручную). Иногда к резьбе добавляют отдельные элементы исторических стилей. Как правило, это барочные элементы в виде карниза, венчающие главную секцию набора или изделия.

В современной мебели художественного направления используют различные архитектурно-художественные элементы исторических стилей (арки, пилястры (полуколонны) и ножки с каннелюрами, карнизы с орнаментом, розетки, фиалы, выступающие цоколи и др.). В ряде европейских стран, особенно в Испании, Италии и Франции, выпускают мебель - реконструкцию различных стилей, повторы образцов исторической мебели - ремейк. Мебель художественного направления изготавливают во всем мире, но при этом учитывают особенности культуры, традиции, а также технологические возможности.

Элитная мебель. Как правило, она связанна с необходимостью создания интерьеров представительского характера, для которых первостепенное значение имеет престижность, образность формы, качество материалов и т.д. К разработке и изготовлению такой мебели подходят индивидуально. Среди потребителей бытовой мебели также немало людей, для которых стиль, форма, эстетические достоинства играют первостепенную роль и ценятся значительно выше утилитарных функций. Материалоемкость, унификация и многие другие показатели отступают на второй план, а то и вовсе не учитываются.

Основы дизайнерской разработки мебели базируются на правильном отражении в форме создаваемого изделия всех потребительских и производственных требований.

В зависимости от назначения мебель подразделяют на мебель для общественных сооружений и бытовую. Для обстановки различных зон используют как разрозненные предметы мебели, так и комплекты, предназначенные для меблировки интерьеров определенного назначения, объединенные общим художественным замыслом по форме, материалу, отделке и цвету. Выбор зависит от площади и планировки, предназначения и функциональной программы помещений. Так, в небольших пространствах целесообразны не громоздкие гарнитуры, а более простые наборы мебели, в которые входят изделия, необходимые для меблировки как всего интерьера, так и отдельных его зон.

В объемных композициях важно соблюдение пропорций, и не столько в смысле применения тех или иных пропорциональных соотношений, сколько в гармонии зрительных соотношений объемов. Например, в узкой и тесной прихожей оптимальным выбором будут несколько отдельных предметов: тумбочка для обуви, стоячая вешалка для верхней одежды, зеркало на стене и т.п. В небольшой прихожей квадратной формы можно поставить два-три предмета: шкаф для верхней одежды, обувная тумба, комод с ящиками и зеркалом на стене. В просторной прихожей легко может быть установлен комбинированный шкаф с антресолями или шкаф-купе с зеркальными дверцами. Это может быть и набор из множества предметов, объединенных общим художественным замыслом: шкафы различной высоты, тумбы, вешалки, подставки и т.п.

Расстановка мебели на кухне в зависимости от площади и пропорций помещения может быть различной: в один ряд, в два ряда, в виде буквы Г или П. Расстановка мебели зависит также от того, как установлены в кухне плита и мойка. Удобнее всего, когда между ними расположен шкаф-стол с качественной рабочей поверхностью. Обычно над мойкой и столом укрепляют навесные шкафчики для хранения посуды, емкостей с приправами и т.д. Стены над мойкой, плитой, рабочим столом до навесных шкафов должны быть облицованы керамической плиткой, огне- и влагостойким пластиком или другими предназначенными для этого материалами. Над рабочим столом желательно запроектировать местное освещение. Обеденный стол, как правило, устанавливают на противоположной стороне кухни, но многое зависит и от индивидуальных предпочтений хозяев.

Все входящие в набор изделия должны быть объединены общностью формы, материалом, цветом и отделкой. Необходимо, чтобы мебель соответствовала потребностям семьи, была соразмерной с помещением, не загромождала его. Параметры пространства устанавливают на основе антропометрических и эргономических требований. В соответствии с этим различают:

  • • постановочную зону, т.е. пространство, на котором размещается необходимая мебель, иное оборудование;
  • • рабочую зону - пространство, необходимое для открывания дверец шкафа, отодвигания кресел, стульев и пр.;
  • • резервную площадь зоны, т.е. пространство, удобное для осуществления бытового процесса.

Поскольку зоны являются обособленными, их можно комбинировать в соответствии с требованиями к их функциональной взаимосвязи, освещению, привязке к стенам, месторасположению окон и дверей. При необходимости возможно совмещение зон, но в любом случае должен быть продуман и заранее выделен смысловой центр композиции жилого пространства.

При формировании композиционного центра следует учитывать некоторые закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия:

  • • более простые формы в интерьере воспринимаются легче;
  • • если человек находится на оси симметрии обозреваемого объекта, то восприятие упрощается; если на замкнутом пространстве используются повторяющиеся изображения, то другие изображения выпадают из поля зрения;
  • • близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как единое целое;
  • • контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов; элементы наиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо выделяющиеся на общем фоне;
  • • элементы, имеющие одинаковое назначение, воспринимаются как единый объект;
  • • элементы различной формы лучше воспринимаются при разнесении их в пространстве;
  • • симметричные элементы воспринимаются как целое.

При разработке композиционной схемы комплекта мебели определенного назначения (обеденная зона, зона отдыха и т.п.) композиционные достоинства центрального предмета комплекта должны быть более высокими, чем дополняющих.

Построение композиционного центра предполагает связывание отдельных разрозненных изделий мебели, оборудования и декоративных аксессуаров в единое целое. Их можно объединять по законам симметрии и асимметрии.

Распространенным приемом в жилом интерьере является уравновешенная симметрия. В этом случае присутствует центральная ось, по обе стороны от которой группируются разновеликие предметы. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, а асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Даже незначительные отклонения, внесенные в симметричную схему, делают элемент интерьера или интерьер в целом более сложным и интересным. Нередко для воплощения функциональной идеи практикуют совмещение симметричных и асимметричных схем. Так, на фоне симметричного книжного стеллажа ступеньки, ведущие на антресоль, воспринимаются как асимметричный ряд.

Построение схем предметов мебели начинается с разработки эскиза по правилам построения перспективы. Выполняются чертежи мебели в карандаше, тушью (техникой отмывки) и акварельными красками. На эскизе карандашными линиями или акварелью показывают направление волокон и текстуру древесины. Для большей наглядности чертежа наносят тени.

При выполнении эскизов необходимо руководствоваться следующими общими требованиями:

  • • изображения заготовок (деталей, сборочных единиц и т.п.) должны быть представлены в основном в рабочем положении;
  • • эскизы изделий и их составные части допускается выполнять без соблюдения масштаба, но с выдерживанием пропорций (графических элементов, составных частей и т.п.).

Следует отметить, что создание эскизов новой мебели предполагает знание исторически сформировавшихся стилей и направлений развития дизайна современной мебели.

Правила выполнения эскизов приведены в ГОСТ 3.1128 - 93 «Общие правила выполнения графических технологических документов».

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Расскажите о характерных чертах мебели древних народов.
  • 2. Назовите основные исторические стили европейской мебели.
  • 3. Охарактеризуйте основные направления развитие дизайна современной мебели.
  • 4. Какие закономерности следует учитывать при формировании композиционного центра интерьера?
  • 5. Выполните композиционную схему изделий мебели с отмывкой.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >