Преобразование бессознательных форм отношения к социальной реальности в массовое сознание

Архетипы, передаваемые в процессе исторической эволюции общества от одного поколения к другому, находят отражение в массовом сознании в форме преданий, пословиц и т. д. Рассмотрим, в какой степени отражаются различные архетипы в массовом сознании россиян, для чего проанализируем распределение ответов на вопрос: «Согласны ли Вы с нижеперечисленными пословицами, крылатыми фразами?» Доля респондентов, согласных с пословицами, крылатыми фразами, позволяет судить о степени распространенности архетипов (табл. 59).

Как следует из анализа табл. 59, большинство респондентов выразили согласие с пословицами и крылатыми фразами, что свидетельствует о высокой степени распространенности перечисленных архетипов в российском коллективном бессознательном. Через пословицы они отразились в массовом сознании россиян, определив общую направленность их отношения к социальной реальности. Весьма символично выглядит ранжирование архетипов. Лидирующие позиции занимают: архетип идеализации прошлого (82,6%), отражающий восОтражение архетипов в массовом сознании россиян, % к опрошенным

Таблица 59

Архетип

Пословица, крылатая фраза

Доля

согласных

Ранг

Судьбы

«Чему быть, того не миновать»

70,9

3

Добра

«Добро не умрет, а зло пропадет»

70,3

4

Совести

«Хоть мошна пуста, да совесть чиста»

71,9

2

Спасителя

«Сколько нечисть ни тешится, а придет добрый молодец и сокрушит нечестивца»

54,5

6

Идеализации

прошлого

«Почитая старое, обретаешь новое»

82,6

1

Вины, послушания

«Послушание — добродетель, непослушание — грех»

52,5

7

Славы

«Бессмертен тот, кто славу добрую при жизни обретет»

68,5

5

Правоты власти

«Где царь, тут и правда»

31,7

8

производство исторических реалий; архетип совести (71,9%) как способность испытывать чувство стыда за проявления неправоты, несправедливости по отношению к другим; архетип судьбы (70,9%), отражающий зависимость от стечения обстоятельств; архетип добра (70,3%), служащий основанием для оптимизма, долготерпения. Более низкие значения у архетипов спасителя (54,5%) и вины, послушания (52,5%) объясняются, видимо, изменением смысла, вкладываемого россиянами в эти понятия в современных условиях. Последнее место в ранговом распределении занимает архетип правоты власти, предполагающий веру в ее мудрость и непогрешимость. Лишь 31,7% респондентов согласились с этим утверждением, продемонстрировав тем самым специфику отношения к государственному патернализму в современном российском обществе. Архетипы становятся общераспространенными в социокультурной среде и приобретают типичные для нее черты благодаря менталитету.

Ментальные установки в образной форме отражают представления людей о типичных чертах национального характера. Для анализа использовались ответы на вопрос: «В какой степени, по Вашему мнению, перечисленные качества отражают национальный характер россиян?» О менталитете россиян можно судить на основе распределения следующих вариантов ответов: любовь к своему Отечеству; милосердие, проявляющееся в готовности помогать другим; честь, достоинство; любовь к ближнему; подозрительность в отношении к иностранцам. Рассмотрим, в какой степени менталитет отражается в массовом сознании россиян (табл. 60).

Оценки, представленные в табл. 60, полученные на основе распределения ответов по семибалльной шкале, позволяют сделать вывод о высокой степени отраженности ментальных установок в массовом сознании. Об этом свидетельствуют и высокие значения средневзвешенных коэффициентов, и суммарный процент ответов, отражающих оценки выше средних значений (расположенных на позициях 5, 6 и 7 семибалльной шкалы). Большинство (более двух третьих) респондентов позитивно оценили перечисленные национальные черты, характеризующие российскую ментальность. Лишь подозрительность в отношении к иностранцам получила более низкую оценку (37,8%), что отражает, скорее всего, глобализационные особенности нынешней ситуации в российском обществе.

Габитус как система устойчивых предрасположенностей (диспозиций) закрепляет ментальные установки в социальных практиках. Степень выраженности габитусов определялась в соответствии с ответами на вопрос: «Оцените состояние отношений в Вашем ближайшем окружении». Габитус, характеризующий степень эмоционального согласия, оценивался по семибалльной шкале как диспозиция между крайними значениями отчуждения — солидарности; габитус, характеризующий жизненную позицию, — между значениями пассивной — активной жизненной позиции; габитус, определяющий самоощущения свободы, — между значениями несвободы — свободы; габитус, характеризующий отношения в семье, — между неприязнью — любовью; габитус, характеризующий отношения с соседями, — между враждой и дружбой; габитус, определяющий отношение к власти, — между недоверием и доверием.

Таблица 60

Отражение менталитета в массовом сознании россиян

Ментальная установка

К

Суммарный процент но позициям 5, 6, 7 шкалы

Ранг

Любовь к своему Отечеству

5,49

77,8

1

Милосердие, проявляющееся в готовности помогать другим

5,31

73,5

2

Честь, достоинство

5,20

67,9

4

Любовь к ближнему

5,31

70,8

3

Подозрительность в отношении к иностранцам

3,97

37,8

5

Проанализируем, как отражаются перечисленные габитусы в массовом сознании россиян (табл. 61).

Данные, представленные в табл. 61, свидетельствуют о достаточно высокой степени отраженности в массовом сознании россиян рассмотренных габитусов. Причем отмечается позитивная направленность диспозиций (позиции 5, 6 и 7 шкал), характеризующих степень согласия в трудовом или учебном коллективе (60,7%, К= 5,77); активности жизненной позиции (69,6%, К= 5,25); самоощущения свободы (70,8%, К= 5,29); любви в семье (90,8%, К= 6,12); дружбы в отношениях с ближайшим окружением (81,7%, К= 5,77). Низкий процент доверия власти (41,3%, К= 4,00) отражает неудовлетворенность людей проводимой политикой в нынешней ситуации.

Для уточнения габитуса самоощущения свободы был задан контрольный вопрос: «Различается внешняя свобода (например, демократические свободы) и внутренняя (например, духовная свобода). Какая свобода более значима для Вас?» Анализ ответов показал, что 53,3% респондентов предпочитают внутреннюю свободу и 20,1% — внешнюю, остальные затруднились с ответом. Предпочтение большинством россиян внутренней духовной свободы свидетельствует об исторических корнях данного габитуса.

В обыденной жизни отношение к социальной реальности часто проявляется в упрощенной, стереотипной форме. Для определения стереотипов использовался вопрос: «При обращении с другим человеком по каким признакам Вы испытываете к нему расположение (признаете «своим») либо недоверие (отнесете к «чужим»)?» На основании соотношения значений ответов по четырехбалльной шкале от недоверия (1) к расположению (4)) сформированы признаки образов Мы и Они.

Таблица 61

Отражение габитусов в массовом сознании россиян

Габитус

К

Суммарный процент по позициям 5, б, 7 шкалы

Отчуждение — солидарность в трудовом, учебном коллективе

5,77

60,7

Пассивная — активная жизненная позиция

5,25

69,6

Несвобода — свобода

5,29

70,8

Неприязнь — любовь в семье

6,12

90,8

Вражда — дружба в отношениях с ближайшим окружением

5,77

81,7

Недоверие — доверие власти

4,00

41,3

Мы-образ («свои») складывается из признаков: отзывчивость, сострадательность = 3,51); скромность, застенчивость = 3,30); принадлежность к одной национальности (К= 3,19); устремленность к высоким идеалам ради общего блага (К= 3,10); прагматизм, практичность (К= 2,99).

Они-образ («чужие») включает признаки: пренебрежение принятыми нормами, эпатаж (К= 2,00); стремление к красивой жизни, приобретению и потреблению (К= 2,46); принадлежность к другому этносу (К= 2,71); стремление к собственному благополучию (.К= 2,72). Проанализируем, в какой степени перечисленные признаки отражены в массовом сознании россиян (табл. 62).

Как следует из анализа табл. 62, стереотипные представления о «своих» и «чужих», закрепленные в идентификациях Мы-образ и Они-образ, неодинаково отражаются в массовом сознании россиян. Соотношение среднего процентного значения признаков Мы-образа в 1,7 раза выше значения признаков Они-образа (соответственно 85,9 и 50%). Это свидетельствует о том, что в разделении на «своих» и «чужих», существующем в российском обществе, доминируют стереотипы, объединяющие, а не разъединяющие людей. Среди них ведущие

Таблица 62

Отражение стереотипов в массовом сознании россиян, % к опрошенным

Признак

Доля высказавших расположение

Ранг

Мы-образ

Отзывчивость, сострадательность

96,0

1

Принадлежность к одной национальности

92,6

2

Скромность, застенчивость

88,5

3

Устремленность к высоким идеалам ради общего блага

76,2

4/5

Прагматизм, практичность

76,2

4/5

Мы-образ (средний процент по всем признакам)

85,9

-

Они-образ

Пренебрежение принятыми нормами, эпатаж

75,3

1

Стремление к красивой жизни, приобретению и потреблению

52,2

2

Принадлежность к другому этносу

35,4

4

Стремление к собственному благополучию

37,1

3

Они-образ (средний процент по всем признакам)

50,0

-

позиции занимают отзывчивость, сострадательность (96,0%); национальная принадлежность (92,6); скромность, застенчивость (88,5%). Это стереотипные представления о признаках, которые пользуются наибольшим расположением людей. Характерно, что недоверие проявилось к людям, либо противопоставляющим себя другим, либо не вписывающимся в современные стандарты потребления. Максимальный процент недоверия получили такие признаки, как пренебрежение принятыми нормами, эпатаж (75,3%); стремление к красивой жизни, приобретению и потреблению (52,2%).

Таким образом, если в идентификациях со «своими» угадываются исторические корни стереотипов, существующих в массовом сознании россиян, то в отношении к «чужим» прослеживается проявление современных стереотипов. В них отразились в эмоциональной форме негативные установки на существующее неравенство в обществе, все чаще проявляющееся в демонстративной форме со стороны богатого меньшинства, эстрадной богемы, национальных элит.

В результате проведенного анализа получено представление об отражении архетипов, менталитета, габитусов и стереотипов в массовом сознании. Это позволило подтвердить связь бессознательных и осознанных форм отношения к социальной реальности. Вместе с тем в процессе анализа прослеживается взаимная связь между этими элементами в механизме социокультурной регуляции формирования социальной реальности. Выявление такой взаимосвязи раскрывает действие данного механизма в целостности.

Рассмотрим характер взаимосвязи архетипических и ментальных структур (табл. 63).

Архетипы, представленные в табл. 63, рассматриваются в соответствии с согласием респондента с пословицами и крылатыми фразами, перечисленными в табл. 59. Согласие означает, что респонденты разделяют данный архетип (Р). Несогласие принимается как свидетельство неразделенности респондентами данного архетипа (Н). Ментальные установки в отношении типичных черт национального характера оценивались по семибалльной шкале, посредством К. В качестве обобщенного показателя взаимосвязи архетипов и менталитета выступает соотношение средних значений ментальных установок, рассчитанных отдельно среди разделяющих архетипы и не разделяющих (Р / Н). Чем выше значение средних ментальных установок в соотношении Р / Н, тем выше степень взаимосвязи архетипов и менталитета. Поскольку границы исследуемого диапазона сужаются, автоматически увеличивается значимость даже небольших различий в оценках (в сотых балла).

Связь архетипов и менталитета

Таблица 63

Архетип

Ментальная установка, К

любовь к Отечеству

милосердие

честь, достоинство

любовь к ближнему

подозрительность к иностранцам

средние значения К ментальных установок

отношение К среди разделяют к не разделяют (Р / Н)

Ьт

Е

а

о.

Судьбы

Разделяют

5,58

5,39

5,25

5,34

4,04

5,12

1,06

5

Не разделяют

5,24

5,07

5,06

5,25

4,04

4,80

Добра

Разделяют

5,60

5,47

5,35

5,47

3,99

5,17

1,07

4

Не разделяют

5,23

5,05

4,89

5,01

3,93

4,82

Совести

Разделяют

5,59

5,47

5,34

5,46

4,05

5,18

1,10

1

Не разделяют

5,15

4,93

4,84

4,81

3,72

4,69

Спасителя

Разделяют

5,60

5,53

5,44

5,56

4,12

5,25

1,08

2/3

Не разделяют

5,35

5,05

4,96

5,09

3,99

4,88

Идеализации

прошлого

Разделяют

5,56

5,39

5,31

5,42

3,96

5,13

1,05

6

Не разделяют

5,19

4,88

4,84

4,88

3,49

4,85

Вины, послу- шания

Разделяют

5,70

5,50

5,44

5,55

4,05

5,24

1,08

2/3

Не разделяют

5,53

5,11

4,91

5,00

3,96

4,86

Славы

Разделяют

5,57

5,42

5,29

5,42

3,99

5,14

1,04

7

Не разделяют

5,42

5,08

5,07

5,03

3,98

4,91

Правоты вла- сти

Разделяют

5,56

5,41

5,24

5,35

4,11

5,13

1,01

8

Не разделяют

5,52

5,34

5,19

5,28

3,89

5,04

Из анализа данных табл. 63 следует, что по всем без исключения ментальным установкам значения коэффициентов среди разделяющих архетипы выше, чем среди неразделяющих. Это подтверждает вывод о взаимосвязи архетипов и менталитета. Отмечается наиболее тесная связь ментальных установок с архетипами совести (Р/Н = 1,10), послушания (Р / Н = 1,08), спасителя (Р / Н = 1,08), добра (Р / Н = 1,07), занимающие первые четыре ранговые позиции в распределении средних значений отношения Р/Н.

В выявленной связи прослеживаются общие черты, присущие коллективному бессознательному россиян: представления о нравственности, справедливости, долге, добре. Это означает, что в формировании национального менталитета первостепенную роль играют: во-первых, совестливость, связанная с озабоченностью оценкой себя окружающими, со способностью испытывать чувство стыда за проявление несправедливости по отношению к другим; во-вторых, чувство вины как озабоченность собственной правотой и, как следствие, послушание, рассматриваемое в качестве долга; в-третьих, мифологизация героя, готового наказать зло и восстановить добро; в-четвертых, оптимизм, основанный на вере в добро, являющийся источником долготерпения.

Выявленная связь архетипа с менталитетом через коллективное бессознательное распространяется на другие элементы социокультурного механизма: габитусы и стереотипы. Проанализируем, какова связь менталитета с габитусами (табл. 64).

Ментальные установки и габитусы, представленные в табл. 64, оценивались по семибалльным шкалам посредством К. Для сравнительного анализа степень выраженности ментальных установок оценивалась в двух значениях: выше средних (высокая степень выраженности, для чего объединялись оценки позиций 5, 6 и 7 шкалы) и ниже средних (низкая степень выраженности — позиций 1, 2 и 3). В качестве обобщенного показателя взаимосвязи менталитета и габитусов выступает соотношение средних значений габитусов, рассчитанных отдельно в группе с высокой степенью выраженности менталитета и в группе с низкой степенью его выраженности (В / Н). Возрастание абсолютных значений этих соотношений свидетельствует о повышении степени взаимосвязи менталитета и габитусов.

Как следует из табл. 64, по всем анализируемым габитусам значения коэффициентов в группе с высокой степенью выраженности менталитета, выше, чем в противоположной группе, что подтверждает вывод о наличии взаимосвязи. Наиболее тесная связь габитусов с менталитетом отмечается в установках: «любовь к ближнему» (В / Н = 1,11); «честь, достоинство» (В / Н = 1,09); «милосердие» (В / Н = 1,07); «любовь к своему Отечеству» (В / Н = 1,05). То есть связь проявляется по всем ментальным установкам, кроме «подозрительность в отношении к иностранцам», где взаимосвязь минимальна (В /Н = 1,01).

Благодаря выявленной связи формируется система прочных предрасположенностей (диспозиций) к повседневному поведению. При этом в диспозиции отчуждение / солидарность в трудовом или учебном коллективе связь с менталитетом способствует закреплению в соСвязь менталитета с габитусами

Таблица 64

Ментальная установка

Габитус, К

отчуждение / солидарность

пассивность / активность

несвобода / свобода

неприязнь / любовь в семье

вражда / дружба

недоверие / доверие власти

средние значения К габитусов

отношение К среди выше средних к ниже средним (В / Н)

ранг

Любовь к Отечеству

Оценки выше средних

5,82

5,31

5,35

6,16

5,83

4,32

5,46

1,05

4

Оценки ниже средних

5,79

5,28

5,20

6,12

5,52

3,29

5,20

Милосердие

Оценки выше средних

5,82

5,31

5,37

6,19

5,83

4,30

5,47

1,07

3

Оценки ниже средних

5,63

5,00

4,98

5,90

5,58

3,49

5,09

Честь, дос- тоинство

Оценки выше средних

5,85

5,33

5,45

6,22

5,86

4,35

5,51

1,09

2

Оценки ниже средних

5,44

5,13

5,02

5,81

5,45

3,50

5,05

Любовь к ближнему

Оценки выше средних

5,87

5,32

5,43

6,24

5,88

4,35

5,51

1,11

1

Оценки ниже средних

5,28

4,90

4,95

5,75

5,36

3,41

4,94

Подозрительность к иностранцам

Оценки выше средних

5,82

5,34

5,43

6,12

5,81

4,13

5,44

1,01

5

Оценки ниже средних

5,71

5,22

5,20

6,16

5,80

4,11

5,36

циальных практиках установки на солидарность; в диспозиции пассивность / активность — установки на активность; в диспозиции несвобода / свобода — установки на свободу; в диспозиции неприязнь / любовь в семье — установки на любовь; в диспозиции вражда / дружба в ближайшем окружении — установки на дружбу; в диспозиции недоверие / доверие власти — установки на доверие.

Как и любые неосознанные установки, габитусы реализуются в социальных практиках лишь при определенных условиях. Скажем, установка на доверие власти получит воплощение в поддержке той ее политики, которая подтверждает ожидания людей. И, наоборот, установка не будет реализована в ситуациях, когда нарушаются провозглашенные программы или слова расходятся с делами.

Отношение к тем или иным объектам реальности, закрепившееся в габитусах и получившее подтверждение в процессе реализации в повседневных практиках, приобретает стереотипную форму. Проанализируем связь габитусов со стереотипами (табл. 65).

Данные табл. 65 подтверждают исходную гипотезу о наличии связи габитусов со стереотипами, о чем свидетельствуют высокие значения средневзвешенных коэффициентов. Причем значения связи габитусов с признаками, объединенными в Мы-образ, превосходят уровень связи с признаками Они-образа. То есть в процессе хабитулизации в большей степени формируются стереотипы традиционной, а не современной направленности. Не случайно наиболее высокие значения связи признаков Мы-образа отмечены в диспозициях: неприязнь / любовь в семье (К= 6,23 указывает на доминирующую установку на любовь); отчуждение / солидарность в трудовом или учебном коллективе (К = 5,97 — доминанта установки на солидарность); вражда / дружба в ближайшем окружении (К= 5,96 — доминанта установки на дружбу). Наименьшее значение связи Мы-образа отмечено в диспозиции недоверие / доверие власти (К = 4,32). Это свидетельствует о том, что недоверие нынешней власти закрепилось в стереотипном сознании россиян.

Итак, анализ связи архетипов, менталитета, габитусов и стереотипов позволил представить формирование отношения к социальной реальности как целостный процесс. Исторически унаследованные базовые характеристики различных объектов действительности, сущест-

Таблица 65

Связь габитусов со стереотипами

Габитус

Стереотип, среднее значение связи, К

Мы-образ

Они-образ

Отчуждение / солидарность

5,97

5,89

Пассивная / активная жизненная позиция

5,37

5,21

Несвобода / свобода

5,50

5,39

Неприязнь / любовь в семье

6,23

6,12

Вражда / дружба в ближайшем окружении

5,96

5,80

Недоверие / доверие к власти

4,32

4,00

вующие в коллективном бессознательном в образной форме, приобретают своеобразие в чертах национального характера, которые трансформируются в систему поведенческих предрасположенностей и закрепляются в стереотипном сознании. Образы различных объектов, существующие в бессознательных, неотрефлектированных формах, становятся основаниями для отождествления себя с другими людьми, разделяющими близкие образы. Идентификация с ними эмоционально воспринимается как сопричастие с общей исторической судьбой. Такая группа, по Л. Н. Гумилеву, именуется консорци- ей. Самоощущение принадлежности к консорции зачастую носит эфемерный и кратковременный характер, но способно оказывать на подсознательном уровне существенное влияние на формирование отношения к социальной реальности, в частности на предпочтение ее традиционной или современной модели.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >