Полная версия

Главная arrow Прочие arrow Джиу-джитсу: Путь воина

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ПЕРЕД ТЕМ, КАК ВОЙТИ В ЗАЛ

...Не умрет получивший множество ран, пока не пройдет весь свой жизненный путь; сидящий у огня за стенами дома под крышей не спрячется от судьбы.

Эсхил

В то мгновение, когда воин света делает свой первый шаг, он познает лежащий перед ним Путь.

Каждый камень, каждый изгиб дороги приветствуют его. Он ощущает свое кровное родство с горами и ручьями, он чувствует, что часть его души заключена в кустах и травах, в зверях и птицах.

И тогда, принимая помощь Бога и Божьих Знамений, он позволяет своей Стезе вести его туда, где ожидают решения задачи, поставленные жизнью.

Порой бывает, что ему негде ночевать, порой его мучает бессонница. «Ничего, — думает воин. — Это входит в профессию. Меня же никто не заставлял идти таким путем. Я сам так решил» [14].

В этих словах заключается вся его мощь; он выбрал свою стезю, и ему не на что сетовать, не на кого жаловаться.

Учителя спросили: «Что на свете трудно?» — «Познать себя».

«Что легко?» — «Советовать другому».

«Есть, воин, великая пустота. Из этой великой пустоты намерение, подкрепленное волей и верой, порождает движение. В движении обретается настоящая сила.

Сильный человек радуется жизни, и жизнь дарует силу тому, кто ей радуется и ее любит. Радуясь жизни, созерцая силу, следуй естеству — и обретешь Путь. Идущий по Пути познает мудрость жизни, пребывая в вечности!

Путь — это смысл жизни каждого бога и человека, это именно та самая дорога, что так мила твоему сердцу. Когда ты движешься в правильном направлении, то постоянно пребываешь в великом счастье и любви.

Путь — это заветный ключ к силе, это и есть сама сила во всем своем великолепии и бесконечности — вечности! У Пути не может быть цели, так как цель отягощает обязательствами и принуждением, человек становится ее рабом, не способным, кроме нее, видеть все разнообразие мира. И если в один из дней, после многих лет напряженного труда, желаемое все же достигается, то человек, утрачивая творческую силу, которая вела его к задуманной цели, останавливается.

Для роста воина необходима определенная задача на данный отрезок его пути. Выполняя ее, человек растет, испытывая от этого постоянное, устойчивое намерение двигаться вперед по пути самосознания, пребывая при этом в счастье, творчестве.

Остановка же в Пути порождает тоску, потерю смысла жизни, а для человека-воина всегда существует необходимость в чем-то новом, в обновлении. И когда ты не знаешь, что будет завтра, через мгновение, то осознание этого наполняет сердце истинного воина подлинным экстазом ощущения полноты бытия, здесь и сейчас, неподвластное реалиям рутинной жизни.

Выполняя поставленную задачу, истинный воин этим не довольствуется, ему и этого недостаточно, и он сразу же ищет новую задачу, которую ему незамедлительно предоставляет сама жизнь, и идет дальше. Только идущий вверх по спирали совершенствования обретает силу, счастье, мудрость и восторг от самого движения!

Рождаясь, каждый человек интуитивно знает задачу, ради которой он обрел плоть и которую должен выполнить в течение своей жизни. У каждого существа собственная индивидуальная задача, которую оно обязано осознать и неукоснительно ей следовать. Если это произойдет, человек осветится счастьем, а в пути ему станет помогать сама жизнь, создавая обстоятельства, необходимые для его совершенствования. Конечно же, путнику предстоит преодолевать их, но преодолевать не нахрапом, а следуя по жизни легко и свободно, ни к чему не привязываясь, все принимая и осознавая.

Если же человек не развивается, идет не своим Путем, он будет постоянно чем-то озабочен, разочарован, такой человек редко улыбается. Если это воин, то для него первый же бой может стать последним. Судьба воина здесь наиболее показательна, и за любое отклонение от Пути жизнь карает сурово...» [9]

Все мы предназначены следовать своему Пути, обретая на нем здоровье, счастье, любовь и мудрость. Неосознанное движение человека по Пути противоречит основным природным принципам, и, идя по жизни неосознанно, человек болеет, страдает, встречает одни лишь несчастья и беды. Каждый человек, воплощаясь на Земле, имеет свободу выбора, каждый вправе выбирать то, что ему по душе: свет, знания, силу или же тьму, неведение и серость.

Научится ли человек чему-либо в какой-то системе, зависит от его отношения и серьезности. Прежде всего он должен принять твердое решение изучать искусство и иметь сильную волю, чтобы свое намерение осуществить. Ему требуются настойчивость и терпение на всех стадиях обучения. Даже если человек обладает всеми указанными качествами, его достижения могут отличаться от достижений других людей, обладающих такими же достоинствами. Различия обусловлены подходом к обучению. Если человек совершенствуется, затем обдумывает каждый новый шаг, которому он научился, и продолжает к нему возвращаться для более глубокого понимания и оттачивания, он, естественно, превзойдет того, кто никогда не углубляется в то, что он изучил. Оба ученика могут, образно говоря, изучить метод превращения камня в золото, но только первый будет знать, почему метод действует. Знания первого будут продолжать расти, вскоре он станет мастером; другой же всегда будет оставаться только практикующим.

Один из главных наших жизненных врагов — праздность (лень).

«Бегайте расслабления сил праздностию, недеятельно- стию. Силы или способности (таланты) Господь дал нам для того, чтобы мы их употребили в дело, как говорит Евангелие.

Горе зарывшему талант свой в землю (Мф. 25:24-30), расслабляющему силы или способности свои пустым времяпрепровождением. Сила потому и называется силою, что она действует и что-нибудь производит, развивает или поддерживает. Возьмите какое угодно животное, какую угодно силу и способность в природе: вы увидите, что всякая из них делает свое дело, для которого она создана, и ни одна не остается в праздности, ни одна не существует бездельно. Например, сила притяжения и отталкивания держит и носит в своих границах земной шар, и, благодаря ей, мы, земнородные, счастливо обитаем на нашей земле, занимаемся при ярком свете днем, а ночью — при темноте ночной восстановляем свои силы, изнуренные на протяжении дня. Далее, возьмите какое угодно животное, одаренное силою и способностями: и вы увидите, что каждое из них действует своими силами, не оставляет их в покое и недеятельности. Посмотрите на муравья: напрасно ли остаются у него силы; напрасно ли он живет; не трудится ли он целое лето непрестанно; посмотрите на пчелу: проводит ли она время в праздности, остаются ли силы ее ни при чем? Мы ли, существа разумные, которым Господь дал силы для умножения капитала добрых дел, для вечного блаженства в будущей жизни, будем существами сонными и недеятельными, губя себя во времени и в вечности? О! Поспешим трудолюбно делать данные нам таланты, бодрствующи всегда, да не пребудем в век оный вне Чертога Христова. Поревнуем о добрых делах; будем тщательно разумевать, что есть воля Божия, благая и угодная о нас (Рим. 12:2); не будем оставлять церковного собрания, якоже есть неким обычай (Евр. 10:25), не будем отходить все дальше и дальше от своего спасения; будем и дома заниматься чаще чтением душеспасительных книг или разговорами назидательными, душеспасительными. — Прочь от нас праздность и все ее бесчисленные порождения». (И. Кронштадтский) [11]

Теория боевых искусств глубока и мудра. Требуются многие годы изучения, исследования, размышлений и практики, чтобы постепенно найти ключ к искусству и «войти в храм». Однако чем больше вы изучаете, тем, как правило, менее понимающими вы себя чувствуете. Боевые искусства подобны бездонному колодцу или бесконечно текущей реке. Есть древний список пяти «ментальных ключей», необходимых ученику для достижения высочайших уровней искусства:

  • 1. Изучай широко и глубоко.
  • 2. Исследуй и спрашивай.
  • 3. Внимательно размышляй.
  • 4. Ясно различай.
  • 5. Настойчиво трудись.

Если вы следуете этим принципам, то можете научиться всему, чему угодно, даже тому, как стать мудрым и знающим человеком [19].

К указанному выше подходу к обучению следует добавить, что хороший учитель также является важным ключом к изучению высокого искусства. Существует правило: «Ученик расспрашивает об учителе и разыскивает его три года, а учитель три года испытывает ученика». Также говорится: «Лучше ученику три года искать хорошего учителя, чем три года учиться у плохого». Настоящий мастер, понимающий искусство и передающий его ученикам, является ключом к превращению камня в слиток золота. Учителем является тот, кто может вывести вас на Путь самой короткой дорогой и помогает вам избежать потерь времени и энергии. Сказано: «Чтобы войти в двери и быть проведенным по Пути, человеку нужны устные наставления; практикуй беспрестанно, Путь лежит через самостоятельную практику». Сказано также: «Знаменитые мастера воспитывают великих учеников». Но хороший мастер, в свою очередь, способен определить, достоин ли ученик затраченных на его обучение времени и энергии. Сначала ученик может быть вдумчивым и упорно работать, но позже изменить свое отношение. Практикующий, размышляющий, скромно спрашивающий, самостоятельно ищущий ученик, естественно, станет хорошим преемником. Обычно мастеру требуется три года, чтобы изучить личность ученика и узнать, способен ли он быть настойчивым в обучении и сохранять высокие моральные качества.

За многие годы существования боевых искусств было опубликовано множество хороших книг и исторических документов. Тому, кто практикует боевые искусства с искренними намерениями, следует собрать и прочесть многие из этих книг. Они представляют собой плод многих лет изучения, размышлений и исследований. Если вы не знаете, как использовать эту литературу для собственной пользы, вы наверняка потеряете много времени и энергии в беспорядочных блужданиях, однако не следует всецело доверять тому, о чем говорится в книгах. То, что написано в книге, является лишь мнением и личным опытом автора. Вам следует открыто воспринять написанное, изучить его, а затем провести четкое различие между тем, что в прочитанном достойно и недостойно внимания. Если вам это удастся, вы сможете свести к минимуму путаницу и избежать слишком большого отклонения от правильного Пути.

Добавим, что вы можете извлечь пользу из семинаров, мастер-классов, или другими путями прийти к соприкосновению с опытными мастерами. Таким образом, вы сможете усвоить множество ключевых моментов и добиться «ощущения» многого из того, о чем вы могли только читать. Но помните: ваши исследования должны быть самостоятельными и очень тщательными, чтобы вы достигли глубинного понимания искусства. В этой связи сказано: «Если спросят, как можно прийти к этому великому достижению — [ответом будет] снаружи и внутри, тонкое и грубое, ничто не должно быть упущено» [19].

Перед тем как начинающий приступит к тренировкам, ему следует задать себе несколько вопросов: «Почему я желаю изучать джиу-джитсу? Какую пользу я собираюсь извлечь? Смогу ли я продолжать занятия в течение долгого времени?». После того, как вы ответите на эти вопросы, задайте себе следующие: «Является ли этот стиль тем, что мне нужно? Насколько квалифицирован этот мастер? Есть ли у этого мастера план тренировок? Насколько долго и глубоко сможет этот мастер учить меня? Будет ли он учить меня всему, что знает, или будет хранить секреты? Когда я достигну определенного уровня? Проучившись многие годы, смогу ли я найти более продвинутого мастера, чтобы продолжить обучение?».

Чтобы найти ответы на эти вопросы, вам следует искать и исследовать. Когда вы ответите на все перечисленные выше вопросы, то сможете начать изучать боевое искусство без тени сомнения или неопределенности.

Хорошо известно, что для успешного противостояния другим стилям каждый боевой стиль должен включать в себя четыре основные категории техник: удары руками, удары ногами, борьбу и циньна (техники захвата и удержания). С точки зрения техники, приемы борьбы предназначены для противостояния ударам руками и ногами, циньна — для противостояния борьбе, а удары руками и ногами — для противостояния циньна. Хотя, однозначно, каждый вид боевого искусства имеет свои неоспоримые преимущества и спорные недостатки.

Джиу-джитсу — сложное и разноплановое боевое искусство, включающее в себя бесчисленное множество изощренных техник: болевых приемов на руки и ноги, удушающих приемов, борьбы в партере и стойке, бро- сковых приемов, ударных техник руками и ногами, болевых контролей, фиксаций, обездвиживания противника, связывания и его конвоирования, работы с подручными и классическими предметами, а также против этих предметов и т.д.

В классических и прикладных школах обычно имеют место похожие программы обучения, включающие следующие разделы:

  • • самостраховки;
  • • акробатика;
  • • ударная техника;
  • • ката;
  • • техника борьбы в партере;
  • • бросковая техника;
  • • болевые приемы на руки;
  • • болевые приемы на ноги;
  • • удушающие приемы;
  • • защита от захватов;
  • • защита от ударов руками;
  • • защита от ударов ногами;
  • • щипковая техника;
  • • работа с оружием;
  • • работа против оружия.

К. Грядунов. Сложный болевой контроль в стойке

Наиболее общими видами оружия в прикладных школах являются: нож, веревка, джо (деревянный стержень длиной около метра), явара (короткий стержень около двадцати сантиметров) и др. В классических школах практикуются техники с национальными видами самурайского оружия.

Среди разделов джиу-джитсу невозможно выделить самый важный либо лишний, все они равнозначны и для достижения серьезных успехов в джиу-джитсу должны быть освоены одинаково хорошо. Поэтому подготовка старшего ученика, а тем более инструктора занимает весьма продолжительный период времени, и к этому необходимо быть готовым. Новичкам не стоит ожидать того, что через несколько занятий в секции с устрашающим названием получится легко одолевать одного или несколько противников, тем более вооруженных.

Теперь уберем все разделы кроме ударной техники, и получим, таким образом, технику единоборств, построенных только на ударах (кикбоксинг, некоторые виды карате, бокс и т.д.). Из пятнадцати разделов остался один. Несложно примерно оценить, во сколько возрастет скорость подготовки ученика в области этого раздела, но заметьте, одного из полутора десятков. Налицо пример преимуществ и недостатков.

Кроме того, необходимо помнить, что различные виды боевых искусств нельзя сравнивать обобщенно друг с другом, то есть вопрос «Кто сильнее: каратист или борец, джиуист или боксер?» неуместен и совершенно лишен смысла. Пожалуйста, не противопоставляйте мягкий стиль жесткому, удары ногами ударам руками, захваты ударам, бой на дальней дистанции ближнему бою. Мы должны защищаться, используя все средства, предпочтение чему-то одному разрушает нашу цельность и единство. Никто не знает достоверно, каков был изначальный стиль, невозможно определить, какой из стилей наиболее эффективен.

Можно определить, что такой-то стиль делает упор на оздоровление организма, а другой ориентирован на применения для самозащиты. Хотя самозащита и оздоровление тесно связаны. Важна не внешняя форма, а то, насколько упорна, постоянна и качественна ваша практика. Не существует лучшего боевого искусства, существуют лишь лучшие мастера боевых искусств.

Как опытным бойцам, так и начинающим необходимо сразу осознать важнейшую мысль при освоении боевых искусств. За всю их долгую историю существования стремление к копированию и имитации было присуще в равной мере большинству боевых мастеров, инструкторов и учеников. Отчасти это связано с человеческой природой, отчасти — с прочными традициями различных стилей. Найти «свежего», оригинального мастера-учителя очень трудно, поэтому может ощущаться острая потребность в «указателе» Пути. Каждый человек, отдавая предпочтение какому-то стилю, верит, что этот стиль самый лучший и часто отказывается от других. В таком случае выбранный стиль становится своеобразным законом, устанавливающим свое объяснение Пути, свое понятие о гармонии жесткого и мягкого, свой ритм исполнения техник. И вместо изучения рукопашного боя как такового большинство школ боевых искусств создают «беспорядок воображения», сбивают с толку и запутывают учеников, отвлекая их от подлинной реальности боя, которая является простой и ясной. Вместо проникновения непосредственно в суть боя ритуально отрабатываются сложные эффектные формы, безнадежно ограниченные и надуманные техники, которые лишь имитируют реальную схватку.

В таких школах ученики вместо приобретения навыков реального боя, занимаются чем-то подобным бою. Еще хуже, когда в тренировку привносят понятие сверхъестественной силы сознания и духа. Это стремительно уносит учеников в мистику и абстракцию. Все эти вещи являются бесполезными попытками закрепить и зафиксировать постоянно изменяющиеся движения рукопашного боя. Когда вы поймете это, то увидите, что реальный бой есть не что-то жестко фиксированное, а, напротив, очень живое.

Копирование и заучивание приемов допустимо на начальном этапе обучения для создания определенной базы, но даже здесь необходимо самовыражаться, подстраивать эти техники под себя. Боец, действующий без самовыражения, несвободен: он на все реагирует «как учили», вместо того, чтобы реагировать на происходящее в соответствии с действительностью, «как надо».

Установленные школами образы закрепляют и цементируют то, что ранее текло и изменялось. Очевидно, что такое обучение есть не что иное, как слепое следование бесполезным на практике шаблонам или трюкам, — это путь, который ведет в никуда.

Накопление знаний хорошо только с одновременной возможностью самовыражения, подведением техник под себя. Без этого момента накопление знаний превратится в механику. Познавание — есть движение, которое не имеет ни начала, ни конца. На занятиях боевыми искусствами должен царить дух свободы. Обученное сознание несвободно. Обучение ограничивает личность рамками особой системы.

Когда возникает реальное чувство, например гнев или страх, сможет ли «стилист» действовать «классическим» способом или он только услышит свой собственный пронзительный крик? Является ли он живым человеком, способным на самовыражение, или только образцовым механическим роботом? Является ли он существом, которое может приспособиться к внешним обстоятельствам, или он сопротивляется им в соответствии с усвоенным в школе набором шаблонов? Создают ли избранные приемы барьер между ним и противником при постоянно изменяющихся внешних условиях?

«Стилисты» вместо того, чтобы смотреть прямо на факты, цепляются за формы, запутывая себя все более и более, наконец, загоняют себя в безвыходную ситуацию. Они не видят факта в его сущности, так как их обучение извращено и искажено, хотя истинное знание должно соответствовать сущности вещей. Зрелость не означает приверженности какой-то концепции. Это есть реализация того, что содержится в глубине нашей сущности [1].

Классические формы сковывают ваше творчество, ограничивают и закрепощают ваше чувство свободы. Вы не способны быть, вы способны делать без всякого чувства. Позолоченная бумажка может быть выдана за золотую монету, чтобы успокоить плачущего ребенка. Точно так же, как так называемые «секретные техники» и «эффектные позиции» впечатляют неопытных новичков. Все вышесказанное не означает, что не нужно делать ничего вообще. Нужно только обдумывать свои действия заранее. Не нужно выбирать. Отсутствие выбора в сознании не тормозит мысль. Почувствуйте свободу от шаблонов стилей. Освободите себя, наблюдая за своей обычной тренировкой. Не осуждайте и не одобряйте, просто наблюдайте. Когда вы вне влияния, когда вы отбросите заучивание классических форм и шаблонов, тогда вы будете ощущать и видеть окружающее свежо и ново. Когда у сознания нет выбора, нет требований, нет страха, то это — единственное состояние духа, в котором возможно восприятие. Такое состояние решит все ваши проблемы.

Избегайте секций, в которых вместо внимательного прорабатывания эффективных техник вас заставляют учить их названия на каком-то ломаном языке. Скорее всего, это секции, которые в большей степени заставляют следить за состоянием своей одежды в зале и расширению иностранного словарного запаса, это пустое место, которое скрывается за широкой рекламой боевых искусств. Если вы пришли за этим, то да, если вы хотите научиться ведению боя, самовыражению, то нет, нет и нет.

Мастерство не может оцениваться тем, как правильно вы называете элемент, который собираетесь выполнить, но оно оценивается тем, как вы проводите схватку. Не важно, как и что вы делаете и как это правильно назвать с точки зрения канонов какой-то школы, главное — как это работает именно у вас. Красиво могут назвать и показать многие, а провести в реальной динамике?

К. Грядунов. Болевой прием в партере

Подлинная сущность боевого искусства познается интуитивно, ее невозможно понять посредством рассуждений и размышлений. Размышление есть несвобода — все мысли являются ограничением сознания, размышление не может быть всеобъемлющим. Мысль есть ответ памяти, а память всегда ограничена, так как является результатом опыта. Таким образом, мысль — это реакция сознания, ограниченного жизненным опытом.

Если в одно мгновение ваша жизнь оказывается в опасности, разве вы говорите: «Дайте мне убедиться, что моя рука находится на бедре, а мой стиль соответствует канону» или «Подождите, я вспомню, с чего меня учили начинать защиту», или, может быть, вы начнете вспоминать названия приемов? Когда ваша жизнь в опасности, разве вы спорите о методе, которым будете защищаться?

«Второсортный» боец слепо следует образцу своего учителя (сэнсэя или шифу). В результате его действия и, что более важно, его мышление становятся «механическими». Его реакции становятся автоматическими, соответствуют установленным формам и делают бойца «узколобым» и ограниченным [1].

Однако самовыражение должно быть полным, непосредственным, вневременным. Хороший учитель вас направит в нужную сторону. На базе его техники и наработок он поможет вам построить ваши собственные комбинации, создать ваш стиль.

Подражание используется на начальных этапах подготовки, без этого не обойтись ни в коем случае, но после достижения учеником определенного уровня, если учитель не подскажет ему Путь переосмысления имеющихся техник, ученик будет походить на попугая, пытающегося повторить техники инструктора, которые не смогут работать у него лучше, чем у учителя, так как учитель их осознал, а ученик только заучил и повторил.

В этом случае нет дороги к истинному мастерству, но есть возможность стать хорошим рядовым бойцом. Вы только тогда сможете выразить себя, когда вы свободны физически и духовно от внутренней разобщенности.

Самовыражение не развивается практикой формальных упражнений, но формы есть часть самовыражения. Большее не заключено в меньшем, но меньшее заключено в большем. Практиковать развитие посредством развития — значит действовать сознательно. Это можно назвать практикой положительной деятельности. Не отрицайте классический подход просто из принципа, этим вы также создадите себе новый капкан, в который обязательно попадетесь.

Физический предел приводит нас к одышке и напряжению и лишает нас возможности действовать тонко, интеллектуальный предел приводит нас к идеализму и стремлению к экзотике и выражается в утрате эффективного реального восприятия действительности.

Многие бойцы предпочитают, как они считают, лучшее или что-то необычное, не зная, что истина и путь заключены в простых повседневных движениях. Они пропустили это, потому что все это слишком просто и обыденно. Если здесь есть какой-то секрет, то он был пропущен при поисках. Путь к мастерству — это ежедневный сложный труд.

Чтобы стать отличающимся от того, что вы есть сейчас, вы должны осознать, что такое вы есть [1].

Прикладное джиу-джитсу, в частности, позволяет добиться данных целей. Если вы хотите познать истину в боевых искусствах, видеть каждого противника ясно, вы должны отбросить представления о стилях и школах, предрассудки, симпатии, антипатии и т.д. Тогда в вашем сознании не будет конфликтов и наступит покой. В таком состоянии вы все будете видеть цельно и свежо!

Если вы бездумно следуете классическим образцам, вы познаете лишь рутину, традицию, тень — что угодно, но только не самого себя. Как можно ответить на общее частным? Бездумное, ритмичное повторение техник лишает эти боевые движения их жизни и смысла — их реальности. Наработка форм, даже немного меняющихся в зависимости от условий, становится якорем, который держит вас на месте и тянет вниз.

Именно поэтому ддя занятий любыми единоборствами с грамотным подходом к обучению никакой роли не играет возраст и физическая подготовка ученика. Единоборства являются сложным и многогранным искусством, позволяющим проявлять творчество, раскрывать самого себя. При грамотной программе подготовки, предложенной опытным инструктором, любой желающий сможет открыть для себя много интересного не только в области самообороны, но и в области самопознания и самосовершенствования.

Кроме эффективных приемов самозащиты и физической подготовки в школах джиу-джитсу много времени уделяется упражнениям по духовному и психологическому совершенствованию человека. Ни в коем случае единоборства не существуют для разрушения; они существуют для созидания, прежде всего самого занимающегося, его внутреннего мира.

Также не стоит путать единоборства и религию — это вещи самостоятельно существующие, но взаимопроникающие. В ходе тренировочного процесса и самостоятельной работы с точки зрения подготовки тела боевые искусства развивают скорость, реакцию, силу, выносливость, гибкость, увеличивают болевой порог и др., а с точки зрения развития внутреннего мира человека — спокойствие и самоконтроль, скорость мышления, внимательность и усидчивость, память, уверенность в себе и т.д.

Боевые искусства раскрепощают и расслабляют, способствуют самовыражению. Правила и этикет спортивных секций повышают культуру общения и поведения не только в спортивном зале, но и в повседневной жизни. Занятия в спортивных секциях способствуют общему оздоровлению организма, приводят к счастливой и не обремененной болезнями старости.

Валеология (наука об индивидуальном здоровье человека, методах его сохранения, укрепления, профилактики заболеваний), а также многочисленные научные исследования, проведенные у нас и за рубежом, свидетельствуют, что здоровье человека в первую очередь зависит от его образа жизни. Большинство специалистов считают, что образ жизни занимает примерно 50—55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье человека. Влияние других факторов на здоровье оценивается следующим образом: экология — 20-25%, наследственность — 20%, здравоохранение — 10% [18].

Так что если вы решили постичь Путь воина, то, пожалуй, тут уже никого, кроме себя, слушать не стоит. Нужно пробовать, разбираться, падать, подниматься и начинать каждый раз все сначала — так было и будет всегда. Так что решительно переступайте порог спортивного зала, успехов вам и удачи!

Как-то раз учителя спросили: «Нужно ли нам заниматься в вашей школе?».

«Если вы меня об этом спрашиваете, то, конечно, нет», — ответил учитель.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>