Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Основы религиоведения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Свободомыслие в Древнем мире

Традиция свободомыслия пробивалась с огромным трудом на протяжении многих веков в условиях господства религии. Элементы свободомыслия, по свидетельству этнографов, возникли еще на этапе разложения первобытнообщинного строя. С возникновением классов и государств, появлением слоя людей интеллектуального труда свободомыслие находит распространение среди части демократических элитарных слоев общества. Оно было присуще многим народам Древнего мира, хотя и в разной степени и в различных формах.

Первые безбожники Античности

Свободомыслие и атеизм в Древнем мире наиболее отчетливо проявились в античной Греции и Риме (VI в. до н.э. — II в. н.э.). Античная религия не имела разработанной догматики, священных книг, хотя представление греков о сверхъестественных силах были изложены в поэмах Гомера и Гесиода. Роль жречества была невелика, оно не превратилось в особую касту, которая следила бы за неуклонным исполнением религиозных обрядов. А полисное устройство Греции, республиканский строй в Риме создавали определенные условия развития свободомыслия граждан. Однако эта свобода была довольно относительна и не исключала борьбы против тех, кто отрицал богов или сомневался в них. В Древней Греции людей, не почитавших общепризнанных богов, называли безбожниками. Понятие «безбожие», «безбожник», которое означало непочитание принятого пантеона богов, возникло в V—IV вв. до н.э. В античном мире было немало тех, кого обвиняли в неверии, чьи взгляды на «небесные явления» расходились с общепринятыми религиозными представлениями. Так, например, подвергался преследованием философ Анаксагор (500—428 до н.э.), он был отдан под суд и изгнан из Афин. Протагор (480—410 до н.э.), написавший: «Я не могу сказать о богах, существуют ли они и каковы они», был обвинен в безбожии и приговорен к смерти. К смертной казни был приговорен и Сократ (470—399 до н.э.), обвиненный в отрицании существования богов, признанных обществом, и во введении новых божественных существ.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>