Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Основы религиоведения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Протестантская философия

От ортодоксального к либеральному протестантизму

Как мы уже отмечали, родоначальниками протестантской философии были М. Лютер и Ж. Кальвин. Главным принципом протестантского учения стало положение об «оправдании верой». Протестантизм отверг право католической церкви ведать спасением и оправданием людей и быть единственной посредницей между человеком и Богом. Реформаторы католицизма отказались от рациональных доказательств бытия Бога во имя учения о божественном откровении. В учении протестантизма о двойственности человеческого бытия поставлен и развит вопрос о человеческом грехе как отчуждении человека от Бога. Обосновывая идею оправдания любой деятельности человека одной только верой в Иисуса Христа, реформаторы заменили внешние чудеса чудом преобразования личности. Верующий человек должен безраздельно подчинить себя воле Бога, который создал мир. Этот мир в протестантизме понимается как средство реализации замыслов Бога и подлежит преобразованию в соответствии с божественными планами. Поэтому активная деятельность человека, его стремление к успеху являются богоугодными и представляются религиозными обязанностями личности. Человеческая инертность, лень и пассивность рассматриваются как грех.

К концу XVIII в. ортодоксальный протестантизм в определенной степени устарел и перестал соответствовать духу времени. В его недрах зародился так называемый либеральный протестантизм, основателем которого был Ф. Шлейермахер (1768—1834). Используя кантовскую философию, он попытался придать лютеранскому протестантизму новую форму, в частности, преодолеть образовавшийся разрыв между религией и знанием. Шлейермахер писал, что наука не может разрушить веру в Бога, поскольку источник религиозности не вне человека, а внутри него — в его эмоциях и чувствах. Таким образом, он, по существу, свел религию к субъективным эмоциональным переживаниям единства человеческого и вечного, в которых как бы раскрывается зависимость человека от Бога.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>