Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Основы религиоведения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Особенности вероучения и культа католицизма

Особенности католического вероучения

В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал развивать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которые образуют постановления XXI Вселенского Собора, а также официальные документы главы католической церкви — Папы Римского.

Важнейшей отличительной чертой католицизма от православия является принятие католическим Римом на Толедском Соборе в 589 г. догмата о филиокве (лат. «и от сына»). Этот догмат означает, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца (как в православии), но и от Бога-Сына («И от сына»). Это различие играет существенную роль в формировании специфики католицизма и православия. Дело в том, что если Дух Святой исходит от Иисуса Христа, значит, он может исходить от самой церкви, которая является телом Христа, и даже от Папы Римского, являющегося, по учению католицизма, наместником Христа на земле.

Учение о Пресвятой Деве Марии также толкуется в католицизме иначе, чем в православии. В православии Пресвятая Дева Мария выступает в качестве Богородицы, первой перед Богом заступницы и помощницы. В католицизме были приняты догматы о ее непорочном зачатии Иисуса, о воскресении и телесном вознесении Девы Марии. В соответствии с этим догматом в 1954 г. был установлен праздник (Королевы небес) Девы Марии.

Отличительной чертой почитания Марии в католицизме является догмат о ее непорочном зачатии Иисуса. Считается, что Мария оставалась девственной и после рождения Христа. Доктрина о девственности post partum, отрицавшаяся Тертуллианом и Иовинианом, была решительно защищена позднейшими ортодоксами, в результате чего был выработан термин «при- снодева», закрепленный на V Вселенском Соборе в Константинополе. Начиная с IV в. общепринятыми становятся формулы, подобные августинов- ской: «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание ее девственности некоторыми гностиками, в частности, Керинфом около 100 г. и языческими критиками типа Цельса. Однако при этом речь шла не только о самой непорочности зачатия, но и сохранении девственности при и после рождения. Метафизичность рождения Иисуса без разрушения девственности Марии была подтверждена энцикликой Папы Пия XII «Mystici corporis».

Специфической особенностью католицизма является догмат о чистилище и «Добрых делах». Православное вероучение считает, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище, в которое попадают души грешников, не получивших прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Они горят в чистилище в очищающем огне. Судьба души там может быть облегчена и срок пребывания сокращен «Добрыми делами». Эти «Добрые дела» в память об умерших могут совершать оставшиеся на земле родные и близкие. Это молитвы, богослужение в память об умершем, а также пожертвования в пользу церкви.

С догматом о чистилище и «Добрых делах» связано учение о «запасе Добрых дел». В этом учении утверждается, что католическая церковь располагает запасом «Добрых дел». Этот запас накопился у церкви благодаря деятельности Иисуса Христа, Божьей Матери, а также многих святых Римско-католической церкви. Церковь имеет право распоряжаться этим запасом по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. Вплоть до XIX в. в католицизме на основе этого учения широкое распространение получила продажа так называемой индульгенции (от лат. милость). Это грамота Папы Римского, которая свидетельствовала об отпущении грехов. Все грехи, кроме «смертных грехов», можно было искупить за деньги. При этом была разработана таблица, согласно которой каждый грех имел соответствующую цену. Состоятельные люди, совершив грех, приобретали индульгенцию и таким образом получали отпущение грехов.

Следующая особенность католицизма заключается в учении о непогрешимости Папы Римского и его главенстве над всеми христианами. Это учение есть только в католицизме и теоретически оно основано на филиокве. С давних пор Папу Римского называли «заместителем и наместником Христа на земле», поскольку он считался прямым преемником апостола Петра. В догмате о непогрешимости Папы (I Ватиканский Собор, 1870 г.) утверждается, что во всех публичных выступлениях и официальных документах устами Папы говорит сам Бог.

Различие между католицизмом и православием проявляется также в статусе и положении священников. В православии духовенство делится на черное и белое. Черное духовенство составляют монахи, которые не имеют право заводить семью. Белое духовенство не принимало обета безбрачия. Из черного духовенства в православии формируются высшие иерархи церкви. В католицизме начиная с XI в. действует целибат — обязательное безбрачие духовенства.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>