Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Основы религиоведения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Чань-буддизм

В Китае буддизм получил распространение в форме махаяны. В I в. он получает название чань-буддизм (в японском переводе «дзен», произошло от индийского — созерцание, сосредоточение, медитация). Последователи этой школы считают, что смысл буддизма постигается только благодаря сосредоточенному самосозерцанию («смотри в свою суть и станешь Буддой»). Изучению буддийских текстов и доктрин не придавалось большого значения, главное внимание уделялось медитации. Медитация понималась как внутреннее сосредоточение, погружение в мир собственного «Я». По учению чань-буддизма, человек должен искать Будду в самом себе. Посредством сосредоточенного самоуглубления следует отрешиться от собственных страстей, вплоть до отказа от своего «Я». Таким образом можно познать собственную природу, а это и есть истинный Будда. Это положение чань-буддизма основано на принципе, утверждающем, что каждое существо наделено природой Будды и, более того, является Буддой. Следовательно, человек может непосредственно узреть Будду, постигнув путем медитации суть своей собственной природы.

Важный принцип чань-буддизма — пробуждение, просвещение сознания человека, осуществляемое просветленным учителем, который с помощью определенных приемов воздействует на психику ученика. Благодаря этому воздействию учитель как бы передает осознанную пробужденность своего сознания ученику, подобно тому, как Будда передал свое пробуждение ученикам. Для того чтобы придать большое значение непосредственности этой передачи и отучить учеников от привязанности к буддийским догмам, текстам, многие наставники чань-буддизма демонстративно сжигали эти тексты и священные изображения.

Главная цель чань-буддизма — не достижение нирваны, как в хинаяне, а достижение просветления в форме озарения, это конечная стадия религиозной жизни, тот идеал, к которому стремится чань-буддист. Сознание просветленного человека как бы сливается со всем миром и начинает работать в его ритме. Сознательный контроль уступает место бессознательной регуляции поведения человека, и конечный результат достигается как бы без усилий, в ходе постижения человеком своей внутренней сущности.

Вопросы для размышления

  • 1. В чем состоят особенности вероучения буддизма?
  • 2. Каковы смысл и цель жизни человека в буддизме?
  • 3. В чем заключается суть нравственного учения буддизма?
  • 4. Назовите основные течения и разновидности буддизма и охарактеризуйте их особенности.
  • 5. В чем состоит социальная доктрина буддизма?

Литература

  • 1. Буддийские взгляды на мир. СПб., 1993.
  • 2. Буддизм: Словарь. М., 1992.
  • 3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.
  • 4. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В. И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.
  • 5. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999.
  • 6. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1995.
  • 7. Лестер Р. Ч. Буддизм. Путь к нирване // Религиозные традиции мира. Т. 2. М., 1996.
  • 8. Индийская культура и буддизм. М., 1972.
  • 9. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 1996.
  • 10. Религии мира. СПб., 2003.

И. Торчинов Е.А. Философия китайского буддизма. СПб., 2001.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>