Суфизм

В VIII в. в мусульманстве появилось новое религиозное учение — суфизм («чистое» от несогласий и противоречий). Суфии представляют собой древнее духовное братство, происхождение которого неизвестно. Свое учение они излагали не только в специальных трактатах, но и в поэтической форме. Суфийская литература — особое явление в арабской культуре, связанное с ярко выраженной символикой и метафоричностью, которыми увлекались многие поэты. Учение открывало необычайно широкие возможности для творчества, ведь, с одной стороны, это поэзия созерцания, мистического стремления к божественной истине и растворения в божестве, а с другой — изощренной чувственности, любви и жизни. Поэтому суфийские стихи всегда многоплановы: за видимым земным планом, воспевающим любовь, чувственный восторг, блаженство опьянения, скрывается глубокий мистический смысл. Именно в этом взаимопроникновении земного и мистического — секрет особого обаяния лучших образцов суфийской лирики, среди которой — знаменитые рубаи Омара Хайяма.

Власть и влияние суфизма распространилась на всю культуру мусульманского Востока, которая стала в значительной степени суфийской. И особенно это проявилось в ирано-таджикской поэзии, классический период которой приходится на X—XV вв. Эта поэзия (на языке фарси) сумела воспринять наиболее ценные элементы арабо-мусульманской культуры, сохранив при этом многие самобытные черты древней иранской традиции. Для этого составлялись специальные перечни арабских и персидских стихотворных размеров, а отечественные жанровые формы рубаи и месневи дополнялись арабской касыдой, газелью и др. Рубаи представляют собой стихотворный афоризм из четырех строк. Первые две строки содержат экспозицию, третья — вывод и уже последняя — собственно «летучие слова». Месневи — это поэма, довольно объемная, господствующей в ней является парная рифма строк. В этой форме писали такие признанные мастера поэзии, как Рудаки, Руми, Низами.

Темы борьбы созидающего, животворящего и разрушительного начал, идея Любви и Разума как главных движущих сил общественного развития, тема особой роли поэтического слова и поэта- пророка, составившие основное содержание литературы мусульманского Востока, в сочетании с отточенностью формы превратили восточную литературную традицию в одухотворяющий фактор для арабской культуры последующих веков. Следы ее влияния можно обнаружить не только на Востоке, но и в других культурных традициях: в поэзии вагантов и старопровансальских трубадуров, Пушкина и Байрона, многих других европейских и американских писателей и поэтов.

Контрольные вопросы

  • 1. Кто является основоположником ислама?
  • 2. Каковы основные пять догм ислама?
  • 3. Что стало аналогом живописи и скульптуры в арабском мире?
  • 4. Что представляет собой арабеска?
  • 5. Какой из самых известных памятников мусульманской храмовой архитектуры находится в Гранаде?
  • 6. Назовите основные формы и жанры арабской поэзии. В чем состоят их особенности?

Литература

  • 1. Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.
  • 2. Бартольд П. Ислам и арабская культура. М., 1992.
  • 3. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М., 1974.
  • 4. Грюненбаум Г.А. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.
  • 5. Грюненбаум Г.А. Классический ислам: Очерк истории. М., 1986.
  • 6. Еремеев А.Д. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
  • 7. Искусство ислама. М., 1990.
  • 8. Очерки истории арабской культуры V—XV вв. М., 1982.
  • 9. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001.
  • 10. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >