Полная версия

Главная arrow Социология arrow Маргинальность в спорте: морфологические и динамические аспекты анализа

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КАК ПРОВОЦИРУЮЩИЙ ФАКТОР ВНУТРИСПОРТИВНОЙ ДИНАМИКИ

Механизм возникновения, функционирования, забвения или нахождения на периферии (на «краю»), исчезновения - все это проявления динамики процесса развития, свойственной всем социальным явлениям. Чем обусловлено появление этого механизма, каковы законы его запуска в различных сферах социума, его роль в деконструкции отживших форм бытия и конструировании новых - волнует исследователей на протяжении всего времени существования человечества.

Восприятие и объяснение динамики процессов, происходящих в спорте, возможно с различных позиций, в том числе и с позиции концепции маргинальности. Говоря о внутриспортивной динамике, в первую очередь, подразумевается понимание спорта как специфического пространства социума. Специфика данного пространства, по терминологии Бурдье П., выражается в единстве физического и социогенного полей. Акцентируем внимание на содержании физического поля. Оно включает в себя совокупность всех участников спортивных отношений, называемых физическими агентами, и всех событий, связанных с выбором вида спорта, спортивной тренировкой и соревновательной деятельностью, представляющих моторное поле.[1]

Таким образом, объективная сущность спорта как особого вида соревновательной деятельности выражается в функционировании физического и моторного полей. Рассуждая о возможных источниках маргинализаци- онных процессов в этих полях можно предположить существование маргинальных пространств, запускающих механизм внутриспортивной динамики; появление в процессе спортивной деятельности маргинальных действий, умений, навыков', возникновение ситуативных и повторяющихся маргинальных состояний, обусловленных соревновательным процессом.

Внутриспортивная динамика подразумевает перманентный процесс увеличения или уменьшения количества видов спортивной деятельности, исключения старых и выработки новых систем двигательных умений и навыков, систем тренировок. В качестве источников запуска этого механизма нам представляется адекватным выделение примерно трех маргинальных пространств.

Во-первых, спорт как вид деятельности подразумевает сопряженность с такими видами деятельности как игра, труд, искусство, некоторые авторы включают в этот перечень и военные действия. С одной стороны, спорт завоевал стабильный статус относительно самостоятельной сферы жизни независимой от других и действующей по своим собственным закономерностям. С другой стороны, исследователи, занимающиеся проблемами спорта, вынуждены в силу реальности обстоятельств констатировать наличие диалектической связи, взаимодействия спорта с игрой, искусством, трудом, военными действиями «...между ними существует много «плавных переходов» и пограничных сфер»[2], т.е. возникновение многих видов спорта обусловлено пограничным (маргинальным) статусом взимодействия с вышеупомянутыми видами деятельности.

Во-вторых, спорт подразумевает выделение и существование специфического пространства, включающего в себя двигательную активность человека, выражающуюся в «движениях, организованных в систему активных мышечных действий»,[3] и предназначенного главным образом для воздействия на тех людей, кто непосредственно осуществляет эту деятельность.

Поскольку цели такого воздействия определяются потребностями индивидов, соответственно в процессе исторического развития происходит возникновение соответствующих уровней удовлетворения этих потребностей, которые в реальности воплощаются либо в физические упражнения, либо физкультурную деятельность, либо спортивную деятельность. Перечисленные уровни можно представить в качестве неких подпространств, отличающихся интенсивностью использования мышечных действий, содержанием и степенью мотивационной включенности индивида в соответствующее подпространство, а также целевым предназначением данного подпространства в рамках требований конкретного социума.

Однако в современном спорте наблюдается появление и существование таких направлений спортивной активности, которые в силу определенных обстоятельств охватывают, принадлежат, обслуживают все три указанных подпространства, выполняя соответствующие функции, удовлетворяющие потребности людей, в то же время с позиции официальной спортивной доктрины приобретают маргинальный статус промежуточности существования.

В-третьих, пространство спорта продуцирует новые виды спортивной активности, рождающиеся из сочетания ранее существовавших классических видов спорта, например: слэмболл (сочетание баскетбола, регби, хоккея и гимнастики), шахбокс (соединение шахмат и бокса), подводное регби (баскетбол, подводное плавание) и т.п. Появляющиеся обновленные виды спорта как бы автоматически приобретают маргинальный статус и с позиции внутренней пограничности возникновения и с позиции неопределенности дальнейшего бытия.

Запуск маргинализационных процессов в первом из выделенных пространств обусловлен результатом взаимодействия спорта как особого вида соревновательной деятельности с другими видами деятельности, такими как игра, труд, искусство, зачастую с военными действиями.

Практика подтверждает существование механизма перманентного появления и при благоприятных обстоятельствах внедрения в социум новых видов спортивной активности, рождающихся на стыке (в промежутке, на границе) указанных видов деятельности и спорта, а также исчезновения отживших, потерявших свою востребованность.

Кратко обрисуем специфику взаимодействия спорта с упомянутыми видами деятельности в силу достаточной изученности проблемы.

Спорт и игра. Повторять содержание дискуссии о критериях их сходства и различия не представляется целесообразным «за давностию лет» обсуждения данной проблемы. Но именно давность свидетельствует о том, что действительно присутствует некое пространство, которое связывает эти два вида деятельности (например, общий источник их происхождения) и не дает им полностью и окончательно разграничить сферы своих интересов, что, собственно и провоцирует появление таких симбиозных видов спорта - эффектных, зрелищных, захватывающих и спортсмена и болельщика, но требующих постоянного доказательства (правилами соревнований, исполнением определенных элементов, оценками судей и т.п.) принадлежности данного вида активности именно к спорту как виду официально организуемой, регулярно повторяющейся соревновательной деятельности, а не к азартным или подвижным играм, подразумевающим другие критерии оценки.

Востребованность сохранения и последующего развития, так называемых игровых видов спорта лишний раз доказывает многоаспектность функций, выполняемых спортом в современном обществе, и в частности, наличие исторической необходимости сохранения потребности видения в спорте, наряду с другими, его развлекательной функции (при всем принятии приоритетности его соревновательной функции).

Данные рассуждения находят подтверждение в созданной Хайнема- ном социологической концепции, в которой он, ориентируясь на процессы дифференциации, к примеру, резко бросающуюся в глаза негомоген- ность современного спорта, выделяет четыре «модели спорта»} Критериями разграничения ему служат различные сочетания переменных величин, определяющих структуру этих моделей, влияющих на процесс их формирования и сопутствующих ему. Первой является так называемая экспрессивная модель, для которой характерны такие нормативные показатели, как «удовольствие», «радость», «коллективные действия» и др.

К классическим игровым видам спорта обычно относят футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, гандбол, регби, бадминтон и т.п. Практически это все командные виды, подразумевающие и определенное взаимодействие, и определенное противостояние, и условность, и азарт. Известно, что перечисленные, да и другие игровые виды спорта первоначально не имели официального статуса спортивной деятельности. Таковыми их сделал социум. А неструктурированная повседневность сохранила их аналоговые развлекательные формы активности, используемые людьми на отдыхе, вероятно как основу (источник) для возникновения множества различных модификаций, часть из которых (например, пляжный волейбол, пляжный футбол, и др.) приобретают полноценный официальный статус вида спорта и входят в программу Олимпийских игр. [4]

Тем не менее, наблюдается и противоположная тенденция, выражающаяся в том, что некоторые достаточно популярные подвижные или азартные игры, существуя в течение длительного периода времени, так и не приобретают статуса игрового вида спорта или приобретают его на очень короткое время. В качестве примера можно привести (в условиях России) такую разновидность подвижной игры как лапта, популярность которой огромна, что доказано продолжительностью ее востребованности у населения и количеством ее модификаций. Однако в отличие от США, где бейсбол (аналог лапты) стал хотя бы национальным видом спорта, в России подобной тенденции не наблюдается.

В сфере азартных игр не раз случались ситуации, когда на какой-то срок та или иная игра получала статус спортивной деятельности (например, международные соревнования по преферансу). Встречаются и ситуации, когда определенный вид специально организованных состязаний по несколько раз меняет свой ранг: превращается из азартной игры в спортивную деятельность, затем вновь становится азартной игрой и т.д. Например судьба бильярда в истории Советского Союза, который много раз менял свой статус и в конечном счете получил признание в современной России как вид спортивной деятельности/

Спорт и труд. В специальной научной литературе дискуссии о взаимоотношениях этих сфер социальной активности в основном сосредоточены вокруг проблемы сходства и различия сущности производственного и спортивного соревнования, поскольку именно в этих сферах критерии принципов соревновательности достаточно похожи, что в какой-то мере ставит под сомнение определение спорта как соревновательной деятельности и отличие спорта от других деятельностей, где присутствует соревновательный момент. Однако область наших интересов несколько иная. Ни в коем случае не ставя под сомнение сущностные характеристики спорта во всех его ипостасях (в том числе и его определение), наша задача - подтвердить существование промежуточного (маргинального) пространства взаимодействия и взаимопроникновения сфер спорта и труда, которое можно рассматривать в качестве источника продуцирования, как новых форм трудовой деятельности, так и новых видов спорта.

Представим довольно яркий пример сравнительно новой формы трудовой деятельности - промышленный альпинизм - как направления современной строительной индустрии. Это специальная технология выполнения определенного вида работ на высотных зданиях и объектах (высота не ограничивается), подразумевающая попадание промышленных альпинистов на место проведения работ с помощью подъема или спуска по веревке, или при помощи других альпинистских методов передвижения и страховки. По технике работы с альпинистским снаряжением промышленный альпинизм наиболее близок к спелеологии. На работу в промаль- пинизм в основном приходят люди, уже умеющие обращаться со снаряжением - альпинисты, туристы, спортсмены. Им освоиться гораздо легче. Налицо - взаимодействие спорта и труда. [5]

Возникновение данного гибрида явно обусловлено потребностями времени. Процессы урбанизации, увеличивающиеся в геометрической прогрессии, повлекли за собой рост мегаполисов не только вширь, но и ввысь, что способствовало появлению новой рабочей профессии, основа которой владение специфическими спортивными навыками.

Так, промышленный альпинизм применяется в следующих случаях:

выполнение монтажа, ремонта и обслуживания наружной рекламы любого типа (баннеры, вывески, панель-кронштейны, световые короба, неоновые буквы и др.) на любой высоте;

монтаж, обслуживание и ремонт навесного оборудования (кондиционеров, прожекторов, воздуховодов, спутниковых антенн, видеокамер и др.) на любой высоте;

подъем в квартиры негабаритной мебели и оборудования через окна, а также подъем любых других грузов в любые части здания по наружным стенам;

мытье окон и стеклянных фасадов и другие нестандартные, высотные работы.[6]

Следует заметить, что такой полноценный вид спорта как альпинизм в своей модификации послужил базой для появления не только новой формы трудовой деятельности, но и нового (модифицированного) вида спорта - промышленного альпинизма, который в настоящее время претендует на приобретение официального статуса. Похожая ситуация сейчас наблюдается и в пожарно-прикладных видах спорта и в военно-прикладных и в подводном спорте (подразумевается спорт для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей морского и речного флота, мостостроителей).

В принципе, возникновение прикладных видов спорта первоначально и было обусловлено потребностью использования спортивных умений и навыков для лучшего освоения той или иной профессии. Так, самбо и дзюдо используются в качестве основы для подготовки работников милиции; пожарно-прикладной спорт для подготовки пожарных расчетов; при обучении будущих летчиков используют множество вращений, кувырков (т.е. гимнастику и акробатику) и такие приспособления как качели и допинги; у студентов-моряков обязательно осуществляется проверка навыка плавания и других навыков, свойственных парусному спорту. Труд геологов часто связан с умением передвигаться по пересеченной местности. Помимо повышенной выносливости, силовой подготовленности им необходимо владеть навыками туризма, умениями ориентироваться на местности (спортивное ориентирование). Они также должны уметь водить автомобиль и мотоцикл, владеть верховой ездой и ездой на велосипеде, передвигаться на лыжах, управлять моторной лодкой, уметь грести и обязательно плавать.

Именно разнохарактерность различных видов спорта, так же как и разнохарактерность трудовых процессов, позволяет моделировать в спор-

тивной подготовке многие параметры психофизической нагрузки на человека в процессе труда.[7] [8]

В рамках уже упоминаемой нами социологической концепции Хайне- мана взаимодействие спорта и труда укладывается в «функциональную модель», подчеркивающую инструментальный характер спорта.

Таким образом, с одной стороны, сферы спорта и труда имеют специфические особенности, их разграничивающие и подтверждающие обособленность их существования, с другой стороны, продуцируют пространство взаимодействия, которое с полным правом можно назвать промежуточным {маргинальным) пространством.

Мало того, функционирование данного пространства способствовало рождению принципиально нового направления как в рамках социокультурного института спорта, так и в рамках спорта как особого вида деятельности, профессионального спорта - примера яркого конгломерата спорта и профессии. В современном обществе спорт как разновидность профессиональной деятельности в значительной степени подчиняется закономерностям, характерным для других сфер труда, где происходит производство каких-либо ценностей, в частности: результатов, зрелища и т.п.

Причем, следует учитывать разницу в сущности профессионального спорта и предназначении прикладных видов спорта. В принципе, любой профессионализм подразумевает получение средств для жизни за счет основного занятия. Однако в случае выбора спорта в качестве профессии, в первую очередь, подразумевается склонность к ней и наличие соответствующих качеств, как наследственных (генетических), так и благоприобретенных. Профессионал в спорте есть участник спортивной деятельности, для которого данная деятельность является оптимальным способом реализации творческого потенциала, и который, следовательно, может сознательно сделать ее основным занятием.

Спорт и искусство. Взаимоотношение этих сфер социальной активности отличаются от других такими специфическими компонентами как эстетическое переживание и самодемонстрация. Недаром появилось название - художественные виды спорта, основное предназначение которых акцентированная внешним образом самодемонстрация} К художественным видам спорта обычно относят фигурное катание: парное, одиночное - мужское и женское, танцы на льду; художественную гимнастику; синхронное плавание - одиночное и командное; спортивные танцы и буквально недавно (2008г.) к ним присоединилось художественное фехтование.

Создание образа, игра роли, применение разнообразных телесных практик, использование соответствующего костюма, грима, аксессуаров в какой-то мере роднит определенные виды спорта с танцами, балетом, пантомимой, цирком, театром. Не случайно упоминаемый нами Хайнеман выделяет «коммерческую модель спорта», согласно которой спорт представляет собой своего рода шоу.

Поэтому проблема существующих и вновь возникающих художественных видов спорта заключается в том, чтобы сохранить или приобрести официальный статус именно спортивной деятельности. Так, например, цирк на льду, балет на льду и т.п., хотя в них и используются специальные спортивные элементы, взятые из фигурного катания, акробатики, гимнастики, не являются видами спорта.

Полемика по поводу отличия спорта и искусства сосредоточена опять- таки, в первую очередь, вокруг критериев соблюдения принципов соревновательности, свойственных именно спорту. Содержание полемики также широко известно и повторять не имеет смысла. Лишь в качестве примера приведем, в частности, мнение Эльк Франке, высказанное им в статье «Современный спорт - религия рубежа тысячелетий?» по поводу сущности спортивного соревнования в сфере художественных видов спорта.[9] [10] Автор считает, что оно удовлетворяет: а) существенным признакам драмы, однако драматизм спортивного соревнования обусловлен не содержанием, а формой, создаваемой правилами игры; б) драматизм спортивного соревнования не является плодом вымысла, это не игровая репрезентация реальности, как в театре, а нечто, само претендующее на статус реальности.

Любителям фигурного катания известно, что в 2007 году были внесены поправки в правила проведения соревнований танцоров на льду, поскольку танцы на льду были более похожими на искусство, чем на спорт.

Однако обратим внимание на то обстоятельство, что не только спорт со своими жесткими требованиями к правилам проведения соревнований вторгся в сферу искусства, но и искусство со своими правилами проведения конкурсов вторглось в сферу спорта (подразумевается, в частности, обязательная эстетическая оценка выступления, включающая и оценку подобранной музыки, и оценку хореографии, и оценку умения вжиться в роль и т.п., что не свойственно другим видам спорта).

Кроме того, появились и такого рода соревнования, которые занимают сугубо маргинальную позицию между спортом и искусством. Имеются в виду соревнования по бодибилдингу, которые по своей сути гораздо ближе к конкурсам красоты, нежели к спорту. Хотя, по мнению некоторых авторов, и конкурсы красоты с искусством имеют мало общего.

Спорт и военные действия. Взаимодействие этих сфер имеет самую давнюю историю. Как свидетельствуют многие источники, первоначально спорт появился не как сфера развлечения, а как сфера замены военного противоборства на мирное соперничество. Слишком велики были людские потери, и в целях сохранения генофонда и прогресса в развитии человечества, поскольку убивали в основном мужчин репродуктивного воз3

раста, возникла жизненно необходимая потребность в замещении войны на нечто схожее с ней по своей сущности.

Поэтому, даже несмотря на ярко выраженную разницу между предназначением заявленных сфер, их общность наблюдается на протяжении многих веков функционирования социума. Вначале несколько слов о сути разницы. Визитей Н.Н. подчеркивает, что, во-первых, война лишь в относительном смысле может быть названа социальной деятельностью. В связи с этим совершенно очевидно, что ее нельзя поставить в один ряд с трудовой или научной деятельностью, искусством, религией и, конечно же, спортом. Ведь когда общество уже вовлечено в реальное военное противостояние, не только спортивные занятия, но и сам вопрос о сущности спорта становится мало актуальным.

Во-вторых, война по логике своего возникновения и развития выступает в качестве акта самоликвидации, поскольку каждая из участвующих в ней сторон активно реализует стремление физически уничтожить друг друга, т.е. вопрос о периодическом повторении соревновательных действий с сохранением состава участников (что характерно для спорта) автоматически снимается. Кроме того, не следует забывать, что война зачастую даже формально ведется без соблюдения даже элементарных правил. Ученый утверждает, что проблема отличия спорта от войны имеет сугубо схоластический характер (там же, С.51). И действительно, стоит вспомнить Древнюю Грецию, где существовал закон о прекращении любых военных действий во время проведения Олимпийских игр.

К сожалению, в настоящее время, несмотря на возрождение Пьером де Кубертеном традиции проведения Олимпийских игр, этот закон не соблюдается. Тем не менее, именно данное обстоятельство как нельзя рельефнее демонстрирует сущностные отличия спорта от войны. Яркий пример тому знаменитый «матч смерти», сыгранный в оккупированном фашистами Киеве. Однако «матч смерти» - не более чем легенда. Летом 1942 года в Киеве на стадионе «Зенит» был сыгран не один, а 10 матчей. Четырежды команда хлебозавода «Старт», составленная в основном из игроков киевского «Динамо», встречалась с командами немецких оккупационных частей, трижды - венгерских и столько же с футболистами украинских спортивных обществ «Рух» и «Спорт». Все десять матчей «Старт» уверенно выиграл: общий счет в десяти встречах - 56:11.

По существу, то был пусть короткий, но настоящий футбольный сезон. По городу расклеивались афиши, объявления о предстоящих матчах публиковались в газетах, равно как и отчеты о сыгранных. Участники встреч после их завершения фотографировались на память. Несколько таких фотографий сохранилось, на них вперемешку стоят и сидят улыбающиеся советские и немецкие игроки. По их лицам видно, что футбол в оккупированном Киеве не был ни частью войны, ни ее продолжением, он просто давал возможность на два часа вернуться к нормальной жизни - и зрителям, и игрокам обеих команд.[11]

Однако не случайно наши предки приняли мудрое решение, выражаясь языком Фрейда 3., сублимации военного противостояния в спортивные состязания. В подобной сублимации выражается их общность. Существование спорта насчитывает многовековую историю, и на протяжении столетий балансировка сущностных состояний спорта и войны всегда находилась на грани фола. Сравнительно современные примеры:

  • • знаменитые матчи советских и чешских хоккеистов после 1968 года, чешский лозунг «вы нас - танками, мы вас - шайбами!»;
  • • исступление ледовых побоищ «СССР - Канада» (1973-1975) вне контекста холодной войны понять сложно.

Некоторых авторов выраженный взаимопереход спорта в войну и наоборот сподвигнул на разработку соответствующей классификации видов спорта по следующим параметрам: степень прямой агрессии; прямое столкновение людей; групповой характер того или иного вида спорта. К ним относят: бег, плавание, стрельбу, штангу, метание молота, борьбу, бокс, хоккей, регби и, естественно, - футбол. Леонид Радзиховский, политолог, пишет: «Футбольный мяч с успехом заменяет бомбу. Спорт раскаляет патриотические эмоции - то же самое махание тряпками с «национальными цветами», тот же рев, пена у рта, то же деление на «наших» и «ваших»...

По мнению тех же авторов только в XX веке спорт стал «продолжением политики другими средствами», что, на наш взгляд, не вполне адекватно в силу состояния перманентности взаимодействия спорта и войны. Однако утверждение, что «спорт - это войны именно XXI века», поскольку спорт предполагает только победу амбиций без любых территориальных захватов, наполняет жизнь социума позитивом и вселяет уверенность в завтрашнем дне.

Разница и общность заявленных сфер создали предпосылки к возникновению очередной лакуны (промежуточного маргинального пространства), способствующей появлению видов спорта, специфически ориентированных на формирование навыков поведения в условиях боевых действий, таких как захват, уничтожение противника или защиту от него (пусть и условные) - это бокс, греко-римская борьба, самбо, восточные единоборства, различные национальные виды борьбы (в частности, разновидности русского рукопашного боя), стрелковый спорт, биатлон и т.п.

С другой стороны, современная система подготовки военных кадров различных родов войск, конечно, отличается в нюансах, но все военнослужащие в обязательном порядке приобретают соответствующие спортивные навыки. На наш взгляд, такие подразделения как ОМОН и Спецназ по своему статусу (уточним, в контексте взаимодействия спорта и войны) занимают маргинальную позицию в силу того, что бойцы данных подразделений большую часть своего времени тратят на овладение (и последующее совершенствование) спортивными умениями и навыками в области стрелкового спорта, разными видами борьбы, легкой атлетики, скалолазания, парашютного спорта и т.д., тем не менее, применяют они [12]

приобретенные умения и навыки в сугубо военных целях. Широко известно, что данные подразделения используются для проведения различных операций, имеющих исключительно военную направленность.

Тем не менее, не следует забывать и о вероятности возникновения такого вида маргинальной ситуации (имевшей место быть), когда война может вспыхнуть из-за проблем в спорте.

Подразумевается, в частности, война 1969 года между Сальвадором и Гондурасом, которая внешне вспыхнула из-за футбола.[13] Сальвадор и Гондурас боролись за выход в финальный турнир чемпионата мира 1970 года. Первый матч у себя в Тегусигальпе выиграли гондурасцы. Сальвадорцы 15 июня в Сан-Сальвадоре взяли реванш. Ставки были высоки, и страсти на трибунах бушевали нешуточные. Местные болельщики мало того, что подняли свист, когда исполнялся гимн Гондураса, так еще разорвали в клочья государственный флаг этой страны.

В Гондурасе поднялась волна возмущения, которая вылилась в массовые погромы, направленные против сальвадорцев, живших в пограничных районах. Сальвадору это, естественно, не понравилось и 14 июля его ВВС атаковали гондурасские военные базы. Эта война, получившая название футбольной, длилась чуть больше четырех суток. Естественно, «Футбольная война» имела вполне очевидные политические причины, поскольку Гондурас испытывал в тот момент жесточайший экономический кризис и конфликт, скорее всего, вспыхнул бы и безо всякого футбольного повода. Однако данный пример - лишний раз свидетельство существования и действия феномена маргинальное™ именно в сфере взаимоотношений спорта и войны, спорта и социума.

С наибольшей степенью наглядности проиллюстрировать действие маргинализационных процессов во втором из выделенных пространств возможно на примере функционирования такого направления спортивной активности как Фитнес. Напомним его сущность. Фитнес - буквально означает «быть в форме» (от английского выражения «to be fit» - «fitness»). Термин возник в 1960-е годы, когда были соединены наиболее эффективные практические наработки в сфере занятий бодибилдингом и аэробикой плюс идея о необходимости здорового и активного образа жизни в гармонии с самим собой и окружающим миром, используя весь спектр средств физической активности.

По мере развития фитнес стал претерпевать разнообразные модификации: от простых физических упражнений в сочетании с правильным питанием через разработку разнообразных оздоровительных методик, позволяющих изменять формы тела и его вес, что включало в себя уже физические тренировки, также в сочетании с правильно подобранной диетой в зависимости от строения и особенностей индивидуальной фигуры, до возведения фитнеса в ранг спортивной деятельности (институ- циализация вида спорта, разработка правил проведения соревнований, создания ассоциаций и т.п.). Тем не менее, современный фитнес сущест-

вует во всех перечисленных ипостасях и ни одна из них не проявляет тенденции к исчезновению.

Так, на первом уровне фитнес включает в себя физические упражнения и диету, которые подбираются индивидуально - в зависимости от строения и особенностей фигуры. Есть достаточно большая категория людей, которым либо противопоказаны определенные виды физической активности (например, работа со свободным весом и др.) либо по каким- то самым разнообразным причинам у них отсутствует желание испытывать значительные физические нагрузки, однако ощущение «спортивности», принадлежности к спорту, хочется испытывать. Тем более, заниматься по этой системе могут все без исключения, независимо от возраста и состояния здоровья, даже беременные женщины. Такой вид фитнеса специалисты классифицируют как общий, подразумевая под ним стремление к оптимальному качеству жизни, включающему в себя духовные, физические и другие компоненты.

Второй уровень специалисты определяют как физический фитнес и понимают под ним «достижение более высоких уровней подготовленности по показателям тестирования, т.е. способности сердца, сосудов, легких, мышц функционировать с максимальной эффективностью». Физический вид фитнеса включает 5 компонентов: 1) мышечную силу; 2) мышечную выносливость; 3) кардио-респираторную выносливость; 4) гибкость; 5) состав тела. Данный вид подразумевает уже физические тренировки, причем разные их виды развивают различные перечисленные компоненты (аэробика повышает кардио-респираторную выносливость, йога увеличивает гибкость суставов и т.п.).г

Третий уровень подразумевает усложнение функционирования данного направления физической активности и представляет собственно соревновательную деятельность по выявлению, унифицированному сравнению и объективной оценке определенных человеческих возможностей.

Так создана международная федерация IFBB по фитнесу, ею разработаны и утверждены правила, состоящие из инструкций, директив и решений, предназначенные для руководства национальными федерациями, которые являются членами IFBB для продвижения фитнеса, как вида спорта, а также собственно сами правила проведения соревнований.

Приводим некоторую информацию для иллюстрации содержания правил:

  • 1) требования к проведению соревнований включают в себя следующие разделы: структура соревнований, порядок выступлений команд, количественный состав команд, виды соревнований, возраст участников;
  • 2) требования к выступлению команд участников включают в себя разделы: площадка для выступлений, начало и окончание выступления, продолжительность выступления, музыкальное сопровождение (фонограмма) выступления;
  • 3) оценка выступлений и определение победителей: состав судей, оценка за выступление;
  • 4) критерии определения оценки: судья по специфике вида (эксперт), судья по артистичности, судья по технике и т.д.[14]

Попытка институциализации фитнеса и превращения его в полноправный вид спорта, что совершенно очевидно, обусловлена востребованностью развития данного направления спортивной активности в рамках именно современного общества. Однако на данный момент фитнес занимает маргинальный (промежуточный) статус по отношению к классическим видам спорта, в первую очередь, в силу существования во всех трех подпространствах одновременно, отличающихся интенсивностью использования мышечных действий, в каждом из которых в зависимости от вида и уровня фитнеса используются свои правила самого исполнения этих мышечных действий, не совсем совпадающих с официальной спортивной доктриной.

В качестве подтверждения данных рассуждений следует обратить внимание на разновидности фитнеса: боди-фитнес, фитнес-йога, пилатес, степ-аэробика, стретчинг, капоэйра, фанк/хип-хоп-аэробика и т.п., и вспомнить, что в том же боди-фитнесе акцент сделан на сочетание красоты и эстетики с атлетическим телосложением; капоэйра - уникальный бразильский стиль, искусство, соединившее акробатические движения, ритм и музыку; стретчинг - комплекс упражнений, предназначенный для развития эластичности мышц, гибкости и подвижности суставов; фанк/хип-хоп-аэробика соединила в себе движения брейк-данса и bodypopping на основе импровизаций с шагами и движениями. Специально следует отметить, что фанк/хип-хоп-аэробика стала популярной и увлекательной альтернативой физическим упражнениям, поскольку способствует улучшению сердечно-сосудистой системы, развивает выносливость и гибкость.[15]

Во-вторых, сама сущность фитнеса (определенная иерархия потребностей в физических нагрузках, с одной стороны, и их зависимость и соответствие социальным потребностям и статусу в обществе, с другой) подразумевает постепенное изменение целей предназначения спорта в жизни будущего социума, т.е. выступает в качестве маргинализирующего фактора, являющегося индикатором грядущих изменений.

Уже упоминаемый нами Хеннинг Айхберг (датский исследователь спорта) еще в конце XX столетия выдвинул свою версию грядущих изменений функций спорта, связав их с такими категориями как пространство и время. По его мнению, современный спорт устанавливает господство времени над пространством в силу проникновения стресса как субъективного источника нехватки времени во все сферы жизни, в том числе и в спорт, что особенно заметно в состязательных видах спорта, которые становятся основной областью производства стресса, поскольку важен лишь результат.

Физическое движение само по себе явно не является «спортом» («игрой», «танцем», «трудом»); решающее значение здесь имеет особая организация социального времени. Именно поэтому, как считает Айхберг X., развитие западной культуры отмечено экспансией восточноазиатских практик - йоги, тай-цзи цюань и других техник медитации и концентрации. Эти практики сменили старые модели движения, создав новую неспешность, резко контрастирующую с современной скоростью и ускорением. Поэтому не все так называемые «новые игры», возникшие в конце XX века, могли превратиться в спорт, а только те, которые включились во временную перспективу современного спорта (например, скейтборд, серфинг и т.п.).[16]

Маргинализационные процессы в третьем выделенном пространстве связаны с появлением видов спорта из сочетания либо модификации в соответствии с требованиями времени ранее существовавших классических вариантов.

Объяснение механизма появления новых видов спорта не ново. Caillois R. создал таксономическое двухмерное пространство, на одном полюсе которого располагается paidia - игра, символизирующая максимум непосредственности и импровизации (paidia с греческого - детство); на другом - ludus, обозначающая организованную и, возможно, даже формализованную игру. Между ними размещаются четыре «природы» игры: agon, alea, mimicry, ilinx. Данное пространство, по сути, представляет собой систему координат с осью «импровизация - формализация», позволяющее образовать таблицу, каждая клетка которой объединяет группу спортивных игр, сходных по целому ряду ключевых признаков. Более того, между образовавшимися клетками не существует непроницаемых границ. Поскольку статус спортивной игры и ее правила динамичны и могут меняться со временем и в связи с изменением исторических и социальных условий, почти любая игра в таблице Caillois может переместиться в соседнюю клетку как по горизонтали, так и по вертикали.[17]

Другой пример построения схематического двухмерного пространства демонстрирует так называемая «эвристическая модель», разработанная уже упомянутым выше Роландом Ренсоном (Renson,1998).[18] Автор как бы выстраивает карту, располагая на ней разные категории и общественные институты европейской «двигательной культуры» в соответствии с собственной профессиональной логикой. Колоссальное преимущество такого подхода - возможность демонстрации множества логических и феноменальных связей между различными формами исследуемого объекта.

Для подтверждения наших предположений рассмотрим предпосылки возникновения и историю развития некоторых видов спорта, как раз и рожденных благодаря пограничности взаимодействия уже известных видов спортивной активности.

Слэмболл (SlamBall). История Слэмболла начинается в Лос- Анджелесе, площадка для игры была сделана из подручных средств на заброшенном складе. Масон Гордон пытался создать новый спорт, вдохновленный своими мыслями и желаниями: стратегия, эстетика, зрелищность видео-игр и что-то необычное. Спорт, где игроки прыгали бы выше, удары были бы мощнее и сильнее, что было однажды увидено в видеоиграх. В итоге получился - SlamBall, быстро развивающийся, зрелищный и амбициозный вид спорта. Он включает в себя элементы баскетбола, регби, хоккея и гимнастики. Совершая головокружительные пятиметровые прыжки, спортсмены лихо забрасывают мячи в корзину и сталкиваются в воздухе. Достигается это за счет расположенных в зонах бросков батутов.

Нашлось пять игроков, которые начали обучаться с Масоном и развивать игру дальше. SlamBall привлек ловких, агрессивных профессиональных игроков от различных видов спорта и развитие игры началось всерьез. Первые две команды: Mob (Толпа) и Rumble (Грохот) сыграли ряд игр на заполненной зрителями площадке в Восточном Лос-Анджелесе (2002г.). Зрители были очень увлечены и поражены новым видом спорта, его зрелищностью. Первый «профессиональный» игрок в Слэмболле - Роб Вилсон, игрок высшей лиги баскетбола, он и помогал устанавливать профессиональный тон среди всех игроков, собранных для начала слэм- больного сезона. К Mob и Rumble примкнули и другие команды: Diablos, Steal, Bouncers и Slashers. Игра постепенно была доведена «до ума».

Новый сезон (2008 г.) показал много интересного - шесть команд, рвущихся завоевать кубок чемпионата. На данном этапе происходит сильная популяризация слэмбола как спорта. Slamball приобретает международный масштаб: команды, игроки и тренеры появляются во всем мире. На сегодняшний день существует профессиональная лига, включающая 8 команд.

Подводное регби (Underwater Rugby). Как утверждает большинство европейских источников, идея игры с мячом под водой пришла в голову действительному члену немецкого подводного клуба полковнику бундесвера Людвигу Ван Берсуда в 1961 году, после того как он увидел плавательную тренировку французских морских пехотинцев в Кении с кокосовыми орехами. Берсуда заменил кокосовые орехи мячом для водного поло, модифицировал его, закачав в него соленую воду, получил при этом отрицательную плавучесть мяча, благодаря чему он стал медленно погружаться. Степень плавучести можно было контролировать, изменяя концентрацию соли внутри мячика. Так был изобретен первый подводный мяч. Далее встал вопрос, а во что собственно играть и как? Поначалу полковник придумал что-то среднее между волейболом и баскетболом: перегородив бассейн сеткой и расположив по корзине у противоположных стен бассейна, Людвиг предложил игрокам забрасывать мяч в корзину соперника, а сетка служила дополнительным препятствием в игре. Через два года Берсуда представил игру на суд общественности, но игра не произвела никакого успеха. Единственным человеком, на которого не1

обычный вид спорта произвел должное впечатление, был член Немецкого Подводного Общества города Дисбург, дантист Франц Джозеф Грайм- мейсен, который с энтузиазмом взялся за пропагандирование новой игры. Он упростил игровую площадку, убрав сетку и оставив только корзины, назвав игру «подводный мяч». После дебютных соревнований (1964г.) пытаясь привлечь большее внимание к игре с целью ее развития и популяризации, Франц разрабатывает первые правила проведения турниров по «подводному мячу». Чтобы придать игре международное развитие Грайммейсен обращается во Всемирную конфедерацию подводной деятельности (CMAS) с предложением о показательных играх. Продвижение игры шло с переменным успехом. Наконец, в 1978 году CMAS официально признает подводное регби и подводный хоккей как новые дисциплины подводного спорта и 28-30 мая 1978 года проводит первый Европейский чемпионат в городе Мальмо (Швеция), а 15-18 мая 1980 года первый мировой чемпионат в городе Мюнхен (Зап. Германия).

В России тренировки по подводному регби попытались наладить в конце 1980-х годов прошлого века тренеры Назаров В.Н. и Карев А.Ф. в московском бассейне «Лужники». Не имея специального снаряжения, да никто из тренеров никогда и не видел его, они использовали для игры гимнастические и баскетбольные мячи, наполненные соленой водой, а вместо ворот - корзины для мусора или промежутки между ступенями в лестницах бассейна. Серьезную поддержку в организации тренировочного процесса в России оказал президент клуба «БЕТТА» Беляев А.А. Уже в феврале 2002 года Российская команда провела первые международные игры в Братиславе в Словакии, где вживую познакомилась с современным подводным регби. В настоящее время в России ежегодно проводятся чемпионаты и первенства России по подводному регби, команда клуба «БЕТТА» играет в Финской премьер лиге, а сборная команда России участвовала в чемпионате Европа-2005, проходившем в Финляндии, а также в чемпионате Европы среди юниоров, проходившем в Германии 19-20 ноября 2005 года.

Русский бой (универсальный бой). Его возникновение как самостоятельного вида спорта относится к 1996 году и тесно связано с развитием прикладных боевых единоборств: рукопашного боя, самбо, дзюдо, джиу- джитсу, каратэ, бокса, выступающих в связке с такими прикладными видами, как стрельба, метание холодного оружия, а также элементами действий на полосе препятствий. Создателем русского боя принято считать Сергея Новикова - дзюдоиста, обладателя золотой олимпийской медали. Он и решил скомбинировать преодоление полосы препятствий, метание ножей, стрельбу из специального пистолета и схватку на ринге, причем опирался, в первую очередь, на российский опыт. Начиная с 1999 года, стали проводиться чемпионаты России по «Русскому бою». В настоящее время - этот вид спорта широко развивается в Вооруженных Силах РФ, МВД РФ и в других ведомствах и спортивных клубах.[19] [20]

Шахбокс - вид спорта, представляющий комбинацию шахмат и бокса в чередующихся раундах. Основная идея шахбокса заключается в соединении интеллектуального спорта номер один с боевым спортом номер один. Такой спорт предъявляет высочайшие требования к психическим и физическим качествам спортсменов. Концепция шахбокса впервые появилась в комикс-романе Энки Билаля «Froid-Equateur». Голландский пер- фомансист Ипе Рубинг, вдохновленный этим комикс-романом, воплотил идею в жизнь.

Бои по шахбоксу официально проводятся с 2003 года. Соревнование длится 11 раундов, 6 раундов шахмат и 5 раундов бокса. Продолжительность раунда шахмат - 4 минуты. Таким образом, разыгрывается партия быстрой игры с 12 минутами на обдумывание ходов. При превышении этого времени партия немедленно прекращается. Раунд бокса длится 2 минуты. Между раундами полагается пауза продолжительностью в 1 минуту, в течение которой соперники должны снять или надеть боксерские перчатки.

Победа присуждается в шахматных раундах через: постановку мата, превышение противником времени на обдумывание ходов или сдачу противника. В боксерских раундах через: нокаут, остановку боя судьей. При выигрыше в одной из дисциплин поединок немедленно прекращается. Если партия в шахматы заканчивается вничью - по согласию противников или при возникновении патовой ситуации - то решение о присуждении победы принимается на основе распределения пунктов в боксерских раундах. В том случае, если и бокс завершается вничью, победа присуждается участнику, игравшему в шахматах черными.1

Кайтсерфинг (от англ, kite - воздушный змей и surfing - серфинг, «катание на волне») или кайтинг - водный вид спорта, основой которого является скольжение по поверхности воды на доске (кайтборде) под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым спортсменом воздушным змеем (кайтом). Кроме того, осуществлено много успешных попыток скомбинировать воздушный змей с каноэ, зимними и водными лыжами, что повлекло множество модификаций данного вида - сноукайтинг (snowkiting), кайтсноубординг (kitesnowboarding) и кайт- скиинг (kiteskiing), кайтбаггинг (kiteboggieing) и т.п. (http://www.skysnake.ru)

В Китае воздушные змеи стали использовать еще в 13 веке. В XIX веке Джорж Покок (George Pocock) использовал воздушные змеи на морских судах. Управление ими осуществлялось с помощью 4-стропной системы - такая же используется и сейчас в кайтсерфинге. При этом была обнаружена возможность двигаться еще и против ветра. Змеи обычно использовались в экстренных ситуациях. Основной целью было задействовать их как альтернативный источник энергии и избежать уплаты налога на лошадиные силы («horse tax») введенный в то время. В 1903 году пионер авиации Самуэл Коди разработал воздушный змей, поднимающий человека, и успешно пересек Ла-Манш в небольшой лодочке под воздушным змеем.

Развитие современного кайтсерфинга Роселлером в Америке и Леганю во Франции шло параллельно. Бил Реселлер, специалист по аэродинамике компании «Боинг», и его сын Корей запатентовали «KiteSki» - систему, которая включает водные лыжи и 2-стропный змей типа дельта. Он был оснащен системой запуска с воды и мог двигаться против ветра. Бруно и Доминик Леганю, с Атлантического побережья Франции, разработали воздушный змей для кайтсерфинга и запатентовали первый надувной змей. К 1998 году кайтсерфинг становится популярным спортом, и возникают несколько школ, где проводится обучение спортсменов. Первые соревнования состоялись на Maui в сентябре 1998 года и победителем стал Флаш Аустин. Кайтсерфинг сопряжен с немалыми трудностями и опасностями, поскольку необходимо владеть одновременно и основами настройки змея, умением управлять им, одновременно скользить по волнам на доске, стартовать с воды, двигаться против ветра и т.п.1

Перечень примеров можно было бы продолжить. Анализ периодичности появления новых видов спорта, возникающих на границе взаимодействия уже известных видов спортивной активности, и их типологии (есть и зимние и летние, наземные и подводные, игры и противоборства) свидетельствует о перманентности данного процесса, что, в принципе, подразумевает наличие лакуны, запускающей маргинализационные процессы, провоцирующие внутриспортивную динамику.

Другой источник маргинализационных процессов в физическом и моторном полях, как озвучивалось, образуется при формировании в процессе спортивной деятельности возможных маргинальных действий, навыков, умений. Напомним, моторное поле, являющееся составной частью физического, связано с видом спорта, спортивной тренировкой и соревновательной деятельностью. Практикуемые в различных видах спорта комплексы движений имеют определенную схожесть. В то же время, каждый вид спорта содержит свои довольно специфические наборы движений и подразумевает специфические требования к техникам выполнения двигательных действий, а также к физическим показателям спортсмена, что и изначально, в некоторой степени, предопределяет выбор вида спорта и впоследствии в процессе многолетних тренировок закрепляет характерные техники движений, комплексы двигательных умений и навыков, свойственные именно данному виду спорта.

Спортивная реальность достаточно неоднозначна и взаимодействие объективного компонента (спортивной деятельности) и субъективного (спортсмена) может приводить к нестандартным результатам. Анализ специализированной литературы, посвященной особенностям того или иного вида спорта, а также биографий известных спортсменов позволили выделить некоторые предпосылки формирования маргинальных действий, навыков, умений.

Одна из предпосылок обусловлена вероятностью заимствования спортсменом техник выполнения двигательных действий, свойственных определенному виду спорта, для их использования в другом виде. В силу каких-то причин (физиологических, психологических, социальных) спортсмен не стремится отказываться от наработанных техник движений, но в то же время осваивает новые, что и создает предпосылки для формирования маргинальных (промежуточных, переходных) умений и навыков.

Наиболее яркий пример применения подобной техники у Фабриса Санторо. Он самый возрастной игрок первой сотни АТР, никогда в жизни не входил в десятку, никогда не был в финалах турниров «Большого шлема», никогда не выигрывал «Мастерсов». С тех пор, как появился мировой рейтинг АТР, в туре было 24 первых ракетки мира, Санторо играл с 19-ю и обыграл 17.[21]

В 2002 году после того, как в Индиан-Уэллсе Санторо обыграл Пита Сампраса в трех сетах, он получил от него прозвище «волшебник». Чем было обусловлено это прозвище и почему многие называют Санторо теннисным маргиналом? По мнению экспертов, все дело в его игровом стиле. «Я совершенно не понимаю его магии. Иногда мне хочется подбежать к Фабрису, выхватить ракетку из его рук и закричать: «Ты все делаешь неправильно». Но может, именно поэтому он волшебник», - эти слова принадлежат эксперту tennis.com Питеру Бодо. Джейк Найл из австралийского издания The Age, говорит про Санторо: «... сейчас в туре нет никого, даже отдаленно напоминающего его, и мало перспектив, что такие появятся». У него очень ограничена сила ударов, по одной простой причине - он почти единственный на данный момент теннисист, который выполняет удары с обеих сторон двумя руками (как Моника Селеш). При этом он выполняет удары крайне разнообразные во всех направлениях, под любым углом, многие из них вообще являются уникальными и изобретены им самим. Некоторые говорят, что у него резаный форхенд, другие определяют это как бэкхенд с двух сторон, сам он утверждает, что его манере игры невозможно научиться: «Гораздо проще научить человека играть в правильный теннис, чем в такой, как у меня. Вряд ли кто-то после меня будет играть так же», (там же)

Фабрис Санторо родился 9 декабря 1972 года на Таити. Там работали его родители. Его отец был голкипером команды второго французского футбольного дивизиона, так что Санторо с детства любил футбол. Отец приобщал сына к спорту, и, по легенде, именно он «виноват» в необычной технике Фабриса. Когда Санторо начинал заниматься теннисом, отец дал ему слишком большую ракетку: «Когда я начал бить мячиком о стенку, ракетка была слишком тяжела для меня, так что совершенно естественно, что я начал держать ее двумя руками», - рассказывает теннисист. - «Тренер старался переучить меня играть одной рукой, когда мне было 11- 12 лет, но я не хотел. Я никогда не хотел меняться, не думаю, что удары одной рукой сделали бы меня лучшим теннисистом, чем сейчас. Игра двумя руками с обеих сторон - это одна из вещей, которая отличает меня от других игроков и с которой им трудно справиться», (там же)

Схожесть пути становления техники игры наблюдалась в жизни ирландского футбольного гения Джорджа Беста. Он, начиная в детстве играть в футбол, часто играл...теннисным мячом! Причем тренировался забивать мяч в достаточно маленькие ворота. Уже в детстве Бест почувствовал, что очень нужно одновременно хорошо играть обеими ногами, вплоть до того, что это одно из главных качеств, которые ему пригодятся в футболе.[22] [23]

При анализе эмпирического материала также прослеживаются тенденции привнесения в вид спорта изобретенных спортсменами действий, приемов, техник, не соответствующих правилам данного спорта и, соответственно, приобретающих маргинальный статус пограничности.

Шведский нападающий Златан Ибрагимович - признанный футбольный талант, звезда шведского футбола. Он самый противоречивый игрок сборной Швеции. Британская газета «Sunday Times» назвала его «наполовину гангстером, наполовину балериной». «Гангстером» - за то, что Ибрагимович благодаря природной изворотливости порой забивает мячи самым непостижимым образом. Например, гол пяткой в ворота Италии, обеспечивший шведам выход в очередной четвертьфинал, который сочли одним из самых зрелищных на турнире. А «балериной» за то, что в похожей ситуации может промахнуться, как будто первый раз в жизни вышел на полег

К этой же категории можно отнести и игру российского футболиста Эдуарда Стрельцова. Специалисты, наблюдавшие его, не скупились на комплименты: «Шахматист на футбольном поле. Драматург. Актер. Виртуоз. Явление».[24] Особенно запомнился его пас пяткой, который назвали «по-стрельцовски». «...Пас Эдуарда пяткой назад был таким неожиданным для защитника Ахрола Иноятова, что тот пропустил мяч между ногами. И гол оказался неминуемым», (там же) Королев С. в статье «Стрельцов. Вторая жизнь в футболе» делится впечатлениями: «Мог забить красиво, мог и коряво, не эстетично затолкнуть мяч в ворота».[25] В любом случае и тренеры, и болельщики, и журналисты поражались его непохожестью на других ни среди своих, ни среди зарубежных игроков, констатировали вневременность его мастерства.[26]

Другая предпосылка возникает при попадании спортсмена в вид спорта, подразумевающий комбинацию из уже существующих. Например, триатлон - три вида спортивных состязаний, включающих в себя: плавание, велогонку и бег по шоссе. Классическим триатлоном считается олимпийский (1,5 км - плавание, 40 км - велогонка и 10 км - бег), включенный МОК с 2000 года в программу Игр. Кроме того, существует Ironman- триатлон (плавание - 3,86 км, велогонка - 180 км и бег - 42,195 км) и

«ультра-триатлон» (обычно дистанция длинного триатлона типа Ironman, увеличенная в несколько раз - двойной, тройной (11,4 км, 540 км и 126 км соответственно) ультратриатлон и дека-триатлон (10 триатлонов типа Ironman в течение 10 дней)).[27]

Социолог Томас Алкемайер считает, что с точки зрения классического понимания спорта, триатлон «противоестественен», поскольку составлен из трех несовместимых для одного и того же спортсмена дисциплин по требованиям к физической выносливости и моторике. Это экстремальная практика, которая служит обретению необычного опыта, требует безжалостной твердости в отношении самого себя, постоянной борьбы против слабостей и прихотей собственного тела, она предлагает спортсменам за счет интенсивных физических усилий реализовать свои стремления к исключительности в сфере спортивной культуры.[28]

Маргинальные умения и навыки в данном случае могут формироваться в силу необходимости соответствия требованиям трех разных видов спорта и разным типам культур двигательных действий. Как и в предыдущем случае, статус промежуточности сохраняется, но с некоторой корректировкой - позиция «между» границами. В отличие от первого варианта, который можно рассматривать как динамический (процесс перехода от техник одного вида спорта к другому, как итог - выработка специфических навыков), второй вариант допустимо обозначить как статический. Это позиция балансировки, выводящая человека на иной уровень приспособления, способствующая выработке другой, новой культуры техник выполнения действий, спортивной культуры и осознания себя.

Третья предпосылка возникает при склонности спортсмена быть первопроходцем в разработке новых видов спорта, изобретении новых приемов, техник выполнения действий. Полигоном для производства и внедрения таких инноваций стала сфера экстремальных видов спорта. Уже отмечалось, что ее возникновение не было случайностью - это и веяние времени, и форма протеста по отношению к традиционным видам спорта, и стремление людей выйти за границы обыденного, попробовать себя в новых движениях катания, скольжения, прыжков на воде, на земле, с гор, парений и полетов в воздухе. Продуцирование новых форм действий и их комбинаций, все более сложных по технике выполнения, способствует формированию первоначально маргинальной («за гранью», «за границей») с позиции устоявшихся спортивных норм, культуры движений, спортивной культуры.

В качестве примера рассмотрим содержание некоторых техник выполнения действий в паркуре (parcours du combattant). По мнению и создателя паркура Давида Белля и его сподвижника Себастьяна Фукана, основателя фрирана (Free Running - соревновательного варианта паркура), чтобы заниматься паркуром, человеку необходимо развиваться в целом ряде дисциплин: йоге, единоборствах (для культивирования гармонии тела и духа), легкой атлетике, скалолазании (для развития навыков перемещения). Cat Leap (прыжок по-кошачьи) - прыжок на стену с принятием хвата руками сверху и упором стопами в стену при согнутых коленях. Также само положение на стене с принятием хвата руками сверху и упором стоп в стену. Barrel - преодоление препятствия за счет опоры на него одной рукой и поворота спиной к нему. Drop (падать) - прыжок с высоты, выполняется в движении или с места (например, из позиции cat leap). Амортизировать падение можно ногами и руками. Также при приземлении может выполняться кувырок (roll). Wallrun - бег по стене, когда вверх по стене делается 1, 2, 3 или 4 шага с помощью или без помощи рук, с целью набора высоты для достижения труднодоступного места либо с последующим выполнением виса (cat leap), прыжка или другого элемента.[29]

Другой пример техник выполнения действий приведем из сноуборда. Поскольку в этом виде спорта используется снаряжение, соответственно, исполнение приемов осуществляется с задействованием снаряда (доски). Haakon flip: Inverted switchstance F/S 720. Элемент, включающий заезд райдера на заднюю стену пайпа задом наперед на доске с исполнением переднего сальто (фронтсайд) с разворотом на 720 градусов и приземлением передом. Изобретен Тердже Хааконсеном (Teije Haakonsen). Me twist: похожий элемент, только райдер заезжает на стену пайпа передом, исполняет переднее сальто (но бэксайдом) с разворотом на 540 градусов и приземляется передом. Назван именем скейтбордиста Майка МакГилла (Mike McGill). Термины бэксайд (спина) и фронтсайд (грудь) обозначают направления вращения (векторы движения) сноубордера вокруг вертикальной оси. Grab (грэб) - типы трюков, при которых райдер в полете хватает рукой доску за носовую, хвостовую или среднюю часть. Coping (коупинг) - скольжение по краю рампы. Method - передняя (ведущая) рука захватывает задний кант, обе ноги согнуты, доска поднимается на уровень головы. Необходимо подтянуть доску к себе и выставить ее немного вперед и вверх задним кантом. Далее ухватиться за задний кант между носом и передним креплением передней рукой. Затем прогнуться в спине, согнуть переднюю ногу в колене, а заднюю чуть выпрямить. Triple-backflip-360 indy grab - тройное сальто с разворотом на 360 градусов с захватом задней (неведущей) рукой переднего канта доски между креплениями, передняя (ведущая) нога при этом должна быть выпрямлена.[30]

Приведенные примеры и много аналогичных демонстрируют, что ничего принципиально нового не изобретено, составные элементы существовали и ранее как в повседневной жизни, так и в других видах спорта. Тем не менее, их сочетание, комбинирование, усложнение, реконструкция технологий с одновременным задействованием нестандартно используемого снаряжения, свидетельствует о неисчерпаемом творческом потенциале первоначально пограничных, запредельных, переходных комплексов действий, умений и навыков, формирующихся у спортсменов при разработке ими новых видов спортивной активности.

Не случайно сферу экстремального спорта мы отнесли к маргинальному образованию в общем пространстве спорта, что обусловлено не только периодическим возникновением новых видов спортивной активности, но и новых комплексов движений. Появляющиеся новые двигательные наработки не столь часто становятся обязательными техниками конкретного вида спорта, мало того, они могут мешать самому спортсмену. Возьмем, к примеру, фрирайд - относительно молодой вид велоспорта, парадокс которого состоит в том, что каждый фрирайдер знает, что занимается фрирайдом, но четких границ у этого спорта нет. Ведь во фрирайде слились компоненты даунхила (скоростного спуска), стрита, дерт-джампинга и так называемого «агрессивного» кросс-кантри. Поэтому фрирайдер понемногу умеет и катать стрит, и прыгать на трамплинах, и знает элементы даунхила, но, в принципе, не является профессионалом ни в одной из этих дисциплин.[31]

И, наконец, еще одним источником маргинализационных процессов, образующимся в физическом и моторном полях может быть существование ситуативных и повторяющихся маргинальных состояний у спортсменов, обусловленных соревновательным процессом. Речь идет о предстартовых психических состояниях: боевой готовности, предстартовой лихорадке, предстартовой апатии; об эмоциональной напряженности в процессе и по окончании тренировочной и соревновательной деятельности, выражающейся в появлении психического пресыщения, утомления, мертвой точки, угрозы отказа, спортивной злости, азарта, страха, психологических барьеров, фрустрации.

Перечисленные психические состояния подробно изучены и описаны в рамках психологии спорта. Авторская правомерность отнесения их к маргинальным явлениям, порождаемым соревновательным и тренировочным процессом, обусловлена и непосредственно их содержанием и временно-процессуальной локализацией. Анализ подтверждает, что они действительно возникают до начала (у границы) соревнований (предстартовые: лихорадка, апатия), по окончании (за границей) соревнований (н-р, фрустрация), на пределе (границе) человеческих возможностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности (мертвая точка, психическое пресыщение, психологический барьер и т.п.). Уточним, обозначенные маргинальные состояния имеют как психофизиологическую, так и психологическую (и социопсихологическую) природу, соответственно, часть из них обусловлена реакцией организма спортсмена на содержание спортивной деятельности, а часть - социальными причинами.

В качестве примера рассмотрим содержание некоторых психических маргинальных состояний. При возникновении состояния мертвой точки субъективно спортсмен переживает тягостное эмоциональное состояние, связанное с чувством удушья, острым ощущением тяжести в ногах, сознанием невозможности продолжать деятельность, желанием сойти с дистанции (у пловцов, бегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев и гребцов) или прекратить бой или схватку (у боксеров или борцов). В этом состоянии снижается ясность восприятия, появляются иллюзии, особенно в сфере мышечно-двигательных восприятий, ослабевают память (особенно процессы воспроизведения), мышление. Нарушается внимание: уменьшается его объем, теряется способность распределения, резко снижается его устойчивость. Замедляется быстрота реакций и увеличивается число ошибочных ответов.[32]

Интересен анализ такого маргинального психического состояния спортсмена как страх, порождаемый условиями психической напряженности предстартовой ситуации и процессом самих соревнований, что особенно актуально в связи с бурным развитием экстремальных видов спорта.

Различают три формы страха, возникающие при переживании опасности. Первая форма - астеническая реакция - проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается она по механизму пассивно-оборонительного рефлекса. Вторая форма - паника, захватывающая многих или всех членов команды. Близким к панике как массовому состоянию в спортивной деятельности является страх перед снарядом у гимнастов, когда первый номер команды выступает неудачно, боязнь той команды, которая выиграла накануне матч у сильного противника с крупным счетом и т.п. Третий вид страха - боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью в момент опасности. Состояние боевого возбуждения положительно окрашено, то есть человек испытывает своеобразное наслаждение и повышение активности психической деятельности в ситуации опасности. Это состояние чаще встречается у опытных спортсменов: парашютистов, слаломистов, альпинистов, прыгунов в воду и на лыжах с трамплина, (там же) Фландерс X., известная горнолыжница, заметила: «Моя основная специальность - скоростной спуск, где скорости достигают 80-90 миль в час, и чувство страха здесь обычное явление. Для достижения цели приходится рисковать. Страх и все, что с ним связано, заставляет быть расчетливым. Вы должны знать, что каждый участник скоростного спуска испытывает беспокойство, а некоторые просто до смерти напуганы. Ничего удивительного, так как горнолыжник постоянно рискует и здоровьем, и даже жизнью».[33]

Первые две упомянутые формы страха чаще свойственны дебютантам и спортсменам, имеющим маленький соревновательный опыт, что фиксирует практика.

«Всю игру Хомич (вратарь московской футбольной команды «Динамо») стоял отлично... И вдруг Хомич после очередного броска остался лежать на траве... Отрезвил меня зычный голос тренера Леонида Соловьева: - Что ты сидишь? Иди в ворота!

Тут только я понял, что один из ста шансов пришел. Но куда девалась моя уверенность! Я еле поднялся с лавки, повторяя про себя, как заклинание, одну лишь фразу: «Только бы не играть... Только бы не играть...» Повторял, а ставшие ватными ноги несли мое обмякшее тело к воротам.

Судья дал команду, кто-то из наших защитников ударом от ворот послал мяч в середину поля, игра продолжилась, но что происходило на поле, я не видал. Со мной творилось нечто непонятное, никогда прежде не испытанное. Мне казалось, что весь стадион видит, как у меня частой и дружной дробью дрожат и подкашиваются колени. Я чувствовал: сейчас упаду или просто сяду на траву. Чтобы этого не случилось, я стал быстро расхаживать на негнущихся ногах от штанги к штанге. Дрожь не унималась, а игра в это время переместилась на нашу половину поля. Как во сне, увидал я накатывающуюся на меня красную волну спартаковцев. Я необоснованно ринулся на мяч, не видя никого кругом, столкнулся с защитником, шедшим на перехват мяча, и пропустил гол».[34]

Другой характерный пример.

«Когда самолет набрал нужную высоту и прилетел в зону прыжков, я убрал газ мотора и дал спортсмену команду приготовиться. Задевая ранцами парашютов за края кабины, он вылез на крыло и встал на самом его краю. Левой рукой он держался за борт самолета, а правой за вытяжное кольцо парашюта.

  • - Пошел! - скомандовал я. Но он, казалось, не слышал команды. Застывшим взглядом он смотрел в бездну у своих ног и не двигался.
  • - Вернитесь в кабину! - крикнул я. Но он оставался в прежней позе, видимо, боясь пошевелиться. Еще несколько попыток вернуть спортсмена в кабину не привели ни к чему. Мельком взглянув вниз, я увидел, как под крылом проплывают границы аэродрома. А дальше были железнодорожные пути большой станции, водокачка, вокзал и другие места, не подходящие для приземления парашютиста. Сажать самолет с человеком на крыле нельзя, так как он может свалиться. Надо было срочно принимать решение. «Вытяжная веревка все равно откроет парашют», - вспомнил я и резко положил машину на левое крыло, дав мотору полный газ. Спортсмен сорвался с крыла самолета и камнем пошел вниз. Парашют ему открыла вытяжная веревка, так как сам он даже не сделал попытки выдернуть кольцо... Приземлился он благополучно, на старт пришел бледный, но довольный. Откровенно говоря, я плохо помню, как там, в воздухе, все произошло, - признался он».[35]

Исследование спортивными психологами влияния психических состояний спортсменов, обозначенных нами как маргинальные, на результативность спортивной деятельности фиксирует их амбивалентность. Например, в состоянии предстартовой апатии спортсмен выглядит заторможенным, вялым; двигается как бы через силу; общается неохотно; взгляд устремлен в одну точку или рассеян; на изменения ситуации реагирует слабо или не реагирует вовсе. В таком состоянии дезадаптирован- ности возможен лишь отрицательный прогноз выступления. Однако в практике работы спортивного психолога Ильина Е.П. одна биатлонистка рассказывала, что когда она испытывает перед стартом вялость, то гонка получается у нее лучше, чем когда у нее бодрое состояние.[36]

Этот случай не относится к числу системных и обусловлен индивидуально-психологическими особенностями спортсменки, тем не менее, демонстрирует позитивные последствия маргинального предстартового состояния.

В состоянии предстартовой лихорадки спортсмен проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители, нарушается координация движений. Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. Внимание рассеяно (спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на ненужные детали), восприятие и представления отрывочны, речь быстрая и сбивчивая, понижается гибкость и логичность мышления и т.д. В целом, возникает состояние частичной дезадаптированности к соревновательной ситуации с неопределенным прогнозом успешности выступления, (там же)

Приведенный иллюстративный материал и стоящий за ним анализ значительного количества научных источников позволяет сделать вывод, который подтверждается и мнением специалистов, что появление обсуждаемых маргинальных психических состояний, испытываемых спортсменами в процессе спортивной деятельности, сравнительно закономерно. Они имеют психофизиологическую охранительную природу, это адаптивные (переходные, пограничные) формы человеческого поведения, регулирующие интенсивность деятельности и дающие нервным центрам возможность отдохнуть. С этих позиций их существование оказывает позитивное воздействие на организм, что не всегда правомерно утверждать по поводу эффективности и результативности самой соревновательной и тренировочной деятельности, в рамках которых они возникают.

Подводя итоги рассуждениям, изложенным в данной главе, представляется адекватным в качестве одной из объяснительных моделей внутри- спортивной динамики предполагать наличие маргинализационных процессов, источники локализации и анализ содержания которых был представлен выше.

  • [1] Лубышева Л.И., Филимонова С.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта. М.: Теория и практика физическойкультуры и спорта. - №2. - 2004. - С. 3-5
  • [2] Krawszyk Z. Sport and Culture. Sport as a Symbol//Sport, Culture and Society. - Warsaw. - 2005
  • [3] Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - М. - 2001
  • [4] Heinemann К. Sport and the Sociology of the Body//Intemational Review of SportSociology. - V. 3-4 (15). - 1980
  • [5] Визитей Н.Н. Курс лекций по социологии спорта. - М.: Физическая культура. -2006.-318с.-С.49
  • [6] 2 http: //www. strana-oz.ru/?ozid=3 3 &oznumber=6
  • [7] http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/ physical_education/lecture/lecture8.php?print=Y
  • [8] Визитей Н.Н. Курс лекций по социологии спорта. - М.: Физическая культура. -2006.-318с.-С.56
  • [9] Franke Elk. Der modeme Sport - die zeitgemaBe Religion der Jahrtausendwende. -Humboldt-Universitat zu Berlin. - 05/2006
  • [10] Визитей H.H. Курс лекций по социологии спорта. - М.: Физическая культура. -2006.-318с.-С.58
  • [11] Винокуров О. Между соперником и противником [Электронный ресурс]. -http://www.polit.rU/article/2007/01/24/vinokurov/
  • [12] «Спортивные войны»: «Российская газета» - Федеральный выпуск №3507 от 22июня 2004г.
  • [13] 2 Капущинский Р. Футбольная война (Wojna futbolowa, 1976) [Электронный ресурс] // Знамя. - 1993. -№ 4. - http://magazines.russ.rU/inostran/2000/8/avtory.html
  • [14] http://www.nofbf.ru/info.php?action=showrow&rowid=7
  • [15] http://www.fitness-aerobics.ru/ru/downloads/FA_Rules.doc
  • [16] Айхберг X. Социальное конструирование времени и пространства как возвращение социологии к философии [Электронный ресурс]http://www.infosport.ru/Press/sfa/1999N1 -2/р21 -23.htm
  • [17] Caillois R. Structure and Classification of Games. In Loy, J.W. and Kenyon, G.S. (ed.),Sport, culture and society: a reader on the sociology of sport. - New York: Macmillan -1969.-P.44-55
  • [18] Renson R. Sport historiography in Europe: a comparative perspective and heuristicmodel. Sport history review. - 1998. - P. 29,30-43
  • [19] http://www.rusregby.narod.ru/html/history_pr.html; http://www.sportcom.ru/sport/underwaterrugby
  • [20] Покровский В. Спорт боевой, но гуманный. - Панорама № 218 за 04.12.2007
  • [21] Ниткина Ю. Просто я работаю волшебником [Электронный ресурс] -http://www. sports.ru/tennis/6388064.html
  • [22] Джордж Бест. Путь гения [Электронный ресурс]. - http://www.youtube.com/watch?v=nplemK3Y4ns&eurl=http://axelius.hiblogger.net/26984.html
  • [23] Златан Ибрагимович - нестабильный самородок Швеции [Электронный ресурс].http://zlatan.ru/analitiklist_all.php?id=20
  • [24] Ксиров Р. Трудное счастье Эдуарда Стрельцова. Газета «Советский спорт» [Электронный ресурс]. - 11.07.1987. - http://www.rusteam.permian.ru/
  • [25] players/streltsov.html Королев С. Стрельцов. Вторая жизнь в футболе [Электронный ресурс]. -http://www.rusteam.permian.ru/players/streltsov.html
  • [26] Хрусталев С. Форвард на все времена [Электронный ресурс]. http://persona.rin.ru/view/fall/10/34700/strelcov-eduard
  • [27] http://en.wikipedia.org/wiki/Ironman_Triatlon; http://www.iutasport.com/
  • [28] Алкемайер Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинс-ценировки [Электронный ресурс]. - М. - ж. Логос. - 2006. - №3. -http://magazines.mss.rU/logos/2006/3/al8.html
  • [29] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D 1 %80%D0%BA%D 1 %83%D 1 %80
  • [30] http://www.extremeboard.rU/articles/3/
  • [31] Байк - новый стиль жизни в мегаполисе [Электронный ресурс]. - http://x-lifestyle.com/
  • [32] Ильин Е.П. Психология спорта [Электронный ресурс]. - http://www.fictionbook.ru/author/evgeniyi_pavlovich_ilin/psihologiya_sporta/read_onli ne.html?page=5#part_548
  • [33] Ангерлейдер С. В поисках успеха (дорогою побед). - СПб. - 1999. - С.77
  • [34] Яшин Л. Записки вратаря. М. - 1976. - С. 15
  • [35] Романюк В.Г. Заметки парашютиста-испытателя. М. - 1953. - С.15-16
  • [36] Ильин Е.П. Психология спорта [Электронный ресурс]. - http://www.fictionbook.nj/author/evgeniyi_pavlovich_ilin/psihologiya_sporta/read_onli ne.html?page=5#part_548
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>