Полная версия

Главная arrow БЖД

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ХРОНИЧЕСКИЕ МИКРОТРАВМЫ У ТАНЦОВЩИКОВ

В последние годы изучение патологических процессов в опорнодвигательном аппарате у артистов балета выявило ряд изменений, связанных со спецификой балетных движений, с возросшими нагрузками на организм в современном балете, с введением в современный классический танец элементов из спортивной гимнастики, акробатики, фигурного катания, многие из которых в хореографических училищах не изучаются.

Ряд таких патологических процессов возникает постепенно под влиянием накапливания мелких травматических напряжений, порой незаметных для самого исполнителя. В результате перенапряжений, незалеченных мелких травм, которые с течением времени приводят к возникновению патологического процесса, нарушающего питание тканей, к грубым изменениям в них, развивается так называемая микротравматическая болезнь.

Многочисленные наблюдения, проводимые в Центральном институте травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова над артистами балета и спортсменами с хронической микротравмати- ческой болезнью, позволили выявить различные виды патологий в мышцах, сухожилиях и костной ткани. Комплексные исследования клиницистов, рентгенологов, гистологов, радиологов и биохимиков выявили значительные патологические изменения, характерные для каждого вида тканей.

Хронические микротравмы возникают как в самих мышцах, так и в местах перехода мышечных пучков в сухожильные. При исполнении множества движений в короткие периоды времени наступает утомление мышцы в целом или в отдельных ее волокнах. В первой стадии утомления возникает только мышечный спазм, быстро проходящий после отдыха. Но постоянные спазмы мышечных волокон под влиянием микротравм могут привести к заболеванию мышц, называемому миопатоз.

Миопатоз вызывает уплотнение группы мышечных волокон, снижение их эластичности, что приводит к частым повреждениям с мелкими кровоизлияниями. В местах болезненных очагов происходит образование грубой соединительной ткани. В дальнейшем в этом месте даже при незначительной травме может возникнуть надрыв переродившихся, легкоранимых мышечных пучков. При наличии хронических микротравм и кровоизлияний нарушается питание тканей, ощущается недостаток кислорода, выпадающие соли кальция приводят к образованию очагов обызвестко- вания. Начинается оссифицирующий миозит, надолго выводящий артиста балета из строя.

Иногда в области перехода волокон икроножных мышц в ахиллово сухожилие при выполнении движений артист ощущает резкую локальную боль. При хронической травматизации ахиллова сухожилия у танцовщиков при частых и резких приседаниях и вставаниях наблюдается спаечный процесс ахиллова сухожилия с его оболочкой (паратенотит).

Этот процесс развивается постепенно, возникают микронадрывы тканей, микрокровоизлияния, образование избытка грубой ткани. Клинически паратенотит проявляется в виде продолговатой опухоли, спаянной с окружающими тканями и болезненной. При продолжающихся нагрузках может наступить разрыв сухожилия или связок. Поэтому и педагогу-репетитору, у которого занимается артист, и врачу, работающему в балетном коллективе, следует своевременно выявлять симптомы подобного заболевания и вовремя освобождать исполнителя от дальнейших физических нагрузок, способствовать проведению эффективного лечения.

Хронической травматизации подвергаются также надкостница и костная ткань. Следует различать физиологическую (нормальную) и патологическую (болезненную) перестройку костной ткани. Врач, работающий с артистами балета, должен учитывать особенности нагрузки и брать на диспансерное наблюдение тех, у кого при неблагоприятных условиях нагрузки физиологическая перестройка может перейти в патологическую.

Такое часто случается с молодыми артистами, только что пришедшими в театр и еще не приспособившимися к новым нагрузкам, особенно, когда педагог-репетитор переоценивает физические возможности неокрепшего организма. Накопление мелких травм ведет к развитию болезненного процесса, порой трудно поддающегося лечению. Вот почему тщательный педагогический и врачебный контроль имеют большое значение в предупреждении этого заболевания. На его ранних стадиях лечение направлено на то, чтобы остановить развитие патологического процесса, т.е. исключить боль, улучшить местное кровообращение, нормализовать питание тканей.

Хороший эффект дают новокаиновые блокады, которые прерывают болевые импульсы, вызывают расширение сосудов, тем самым улучшая местное кровообращение и питание тканей. Лечебный эффект новокаина усиливается наложением компрессов из бальзамической мази Вишневского.

В комплекс восстановительного лечения включается ручной и подводный массаж, лечебная гимнастика.

При отсутствии эффекта от физиотерапевтических процедур, проводятся три местные инъекции гидрокортизона с интервалом в три—четыре дня.

При патологических перестройках костей, не поддающихся консервативному лечению, при разрывах тканей проводится оперативное лечение.

Во всех случаях патологических изменений особо важен не только тщательный врачебно-педагогический контроль, но и профилактика, создание таких условий труда балетного артиста, которые бы свели до минимума микротравматизацию и ее последствия.

Можно ли избежать на занятиях хореографическим искусством, просто танцами, физкультурой и спортом травм различных тяжестей? Ведь любая травма — это очень тяжелое испытание, как в психологическом, так и физическом плане. Далеко не все хореографы, спортсмены и просто люди, занимающиеся обычной физкультурой для поддержания общего тонуса организма, способны преодолеть страх получения новых травм. Следует заметить, что травматизм — это процесс вполне управляемый.

Кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности на учебно-тренировочных занятиях в хореографическом классе и на концертной площадке, а также в отдельных видах спорта на спортивных соревнованиях существуют меры профилактики так называемого спортивного травматизма (этот термин используется медицинскими работниками и для хореографии). Предупреждение подобного спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей исполнительской деятельности хореографов и отдельных видов спорта.

Повышение исполнительского мастерства у хореографов всегда связано с риском получения всевозможных травм различной степени тяжести — это ушибы, растяжения, вывихи, переломы, смещение дисков. И это не случайно, так как при работе над овладением или усовершенствованием какого-либо технически сложного танцевального элемента увеличивается не только количественный показатель, но временной и темповый моменты. Усиливается нагрузка на определенные группы мышц и связки, учащается дыхание.

Значительное участие в борьбе с травматизмом и перегрузками принимают здравпункты и медико-санитарные части различных учреждений и предприятий. Большое участие в этой работе принимают хирурги и травматологи. Однако в ряде случаев наблюдается полное отсутствие или недостаточность проведения врачебного контроля в специализированных учреждениях для занятий хореографией. Следовательно, причиной некоторых травм и перегрузок является недостаточно добросовестное выполнение медицинскими работниками, в том числе и травматологами, мероприятий по предупреждению травм и заболеваний. Пропаганда безопасных методов труда должна стать основной тематикой санитарно-просветительной работы.

Для систематического наблюдения за артистами балета и осуществления совместного врачебно-педагогического контроля необходима организация в городах страны, где есть балетные и танцевальные коллективы, врачебно-балетных диспансеров, в штате которых должны быть терапевт, травматолог-ортопед, физиолог и диетолог. Такие медицинские учреждения предназначены осуществлять контроль за здоровьем артистов балета, выявлять признаки утомления и предпатологические состояния со стороны сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Наблюдения показали, что уже через две недели после прекращения занятий у артистов балета наступают явления детренированности (растрепировка): атрофия мышц, снижение их силы и выносливости, нарушение динамического стереотипа, теряется быстрота, ловкость, легкость исполнения движений. Неоднократно причиной травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата становилось раннее (без тщательной подготовки и разрешения врача) включение артиста балета в работу с полной нагрузкой. Это приводило к повторному повреждению в связи с тем, что обычная нагрузка оказалась чрезмерной для ослабленного связочно-мышечного аппарата. Врачам и педагогам следует знать правила ввода артиста балета в полную нагрузку с учетом ее постепенности по мере восстановления мышц и связок.

Опыт врачебно-балетного диспансерного отделения поликлиники Большого театра РФ показал, что присутствие травматолога и массажиста на балетных спектаклях необходимо для наблюдения за артистами и оказания им как консультативной, так и первой помощи при возникших болевых ощущениях в том или ином отделе опорно-двигательного аппарата.

Российские балетные труппы часто выезжают на гастроли в зарубежные страны. Эти гастроли очень напряженные, так как осуществляются небольшим количеством участников, связаны с ежедневными выступлениями, географическими особенностями страны, отсутствием времени для акклиматизации и адаптации, особенностями танцевальной площадки и отсутствием медицинской помощи. В эти поездки необходимо брать врача, который хорошо знает танцевальный коллектив и при необходимости своевременно окажет квалифицированную помощь, а также массажиста для оказания помощи при усталости и перегрузках.

Наблюдается отсутствие или недостаточная санитарно-просветительная работа как среди педагогов, так и среди артистов балета. Отсутствие пропаганды медицинских знаний является причиной травм, заболеваний и осложнений после мелких травм. Не последняя роль принадлежит хирургам и травматологам в пропаганде безопасных методов труда и вопросов оздоровления труда и быта людей, повышения травматологической грамотности широких слоев населения. Санитарное просвещение составляет обязательную часть работы врачей и фельдшеров во всех учреждениях и на предприятиях, и оно должно проводиться планомерно.

В хореографических училищах недостаточно хорошо поставлено изучение анатомических сведений применительно к хореографии; мало сведений получают учащиеся хореографических училищ и студенты институтов культуры и театрального искусства — будущие педагоги и хореографы — по режиму дня, правильному чередованию труда и отдыха, режиму питания, гигиене стоп, основам восстановительного периода после перерыва в работе. Эти вопросы являются основными при профилактике профессиональных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. С этой целью вводятся дисциплины, связанные с охраной труда и здоровьем хореографов в специализированных учебных заведениях: вузах, хореографических училищах и школах.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>