Полная версия

Главная arrow БЖД arrow Основы безопасности жизнедеятельности и охраны труда в хореографии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ТРАВМАТИЗМ В ХОРЕОГРАФИИ

ВИДЫ ТРАВМАТИЗМА

Исполнительское мастерство хореографов требует высокого уровня общефизической и специальной физической подготовки, выносливости и силы, скорости зрительно-двигательной реакции. Занятия хореографией, особенно профессиональной, связаны с длительной физической нагрузкой на весь организм исполнителя. Поэтому необходимо следовать рекомендациям и советам по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях:

  • • при выполнении прыжков, случайных столкновениях и падениях уметь применять самостраховку (приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты);
  • • при разучивании новых высоких поддержек для танца использовать страховку и иметь спортивные маты;
  • • допуск к дальнейшим занятиям после перенесенных травм или заболеваний получать с разрешения врача;
  • • знать о профилактике физических травм и уметь оказать первую доврачебную помощь.

Известный врач, исследователь травматизма в хореографии, автор уникальных методик по лечению и восстановлению организма Петр Александрович Попов работал с артистами балета. В своей статье «Что такое балетная травма» П.А. Попов говорит о том, что балет — это сочетание мастерства и здоровья. Балетное тело — это камертон, пример той гармонии, на которую должен равняться человек, приходящий в театр. Глядя на сцену, он должен сам возвышаться. Артист балета указывает ему на саму красоту, раскрывает перед ним возможности человеческого тела, дает в сочетании с музыкой своеобразные ориентиры самосовершенствования. Если спорт — это чисто физические вещи, то балет — и красота, и гармония, и музыка.

Травмы, которые получают артисты балета, можно разделить на несколько видов. Самые банальные возникают случайно, например, когда исполнитель с кем-то столкнулся, поскользнулся и упал. Такие травмы не связаны с какими-либо нарушениями в организме, и артист балета просто забывает о них (как правило, это самостоятельный неконтролируемый процесс).

В 80% случаев возникают травмы, которые появляются и постепенно нарастают. Сначала начинает болеть какое-то место, например поясница, колено, голеностоп, ахилл, шея, руки, т.е. возникает проблема, которая все время дает о себе знать. В итоге в какой- то момент происходит разрыв, повреждение, сильные боли, когда артист уже не может танцевать.

Травма — это внешнее воздействие, при котором происходит повреждение с нарушением целостности тканей. Травма рано или поздно приведет к серьезной проблеме. Одна травма может повлечь за собой другую, возникает воспалительный процесс, который может привести к таким последствиям, как асептическое воспаление кости или головки бедра. Такие заболевания — не редкость у артистов балета. Они свидетельствуют о травматизации суставов, мышц и связок и др.

Настоящий артист балета не тот, у которого не бывает болей — они неизбежны, но должны проходить без применения обезболивающих средств. Конечно, бывают критические ситуации, когда нужно срочно выходить на сцену, но затем необходимо разобраться в причинах проблемы.

Человеческий организм устроен так, что мышцы питаются за счет сосудов, а сухожилия и связки — за счет надкостницы, и при хорошем снабжении кровью сухожилия будут крепкими и здоровыми.

Существует практика специального массажа для артистов балета, который включает такие участки, как надкостница, внутренняя поверхность суставов, диски между позвонками. Массаж мышц должен быть очень тонким, гармонизирующим все тело.

К третьему типу относятся травмы, которые происходят в результате обменных нарушений, например заболевания печени и почек приведут к проблемам с мышцами и связками; так же влияют на организм гормональные нарушения.

Рассмотрим одну из самых распространенных травм — травму ахиллесова сухожилия. Ахилл — сухожилие непростое, не случайно даже в мифологии «ахиллесова пята» — это единственное уязвимое место непобедимого героя. На самом деле, оно несет на себе весь вес тела человека, причем при прыжках, ударах пяткой по полу это не просто вес, а вес плюс скорость, когда нагрузка возрастает в два—три раза. Нагрузка на ахиллесово сухожилие насколько велика, что удивляет его выносливость и фантастический потенциал.

Питание мышц осуществляется за счет сосудов, питание же сухожилий, в которых сосудов нет, происходит за счет надкостницы и костей. Таким образом, источником питания ахиллесова сухожилия является пяточная кость.

Место прикрепления ахилла к пятке — это очень тонкая структура: распространяясь по надкостнице ахилл соединяется с пяточной костью, которая похожа на губку, наполненную кровью. Очень важно, чтобы периодически осуществлялся массаж надкостницы. Если делать резкие движения без предварительного разогрева или место прикрепления ахилла не натренировано, может произойти надрыв, травматизация.

Не менее важно давать правильную нагрузку на пятку. Это уникальный орган, способный давать информацию всему телу, особенно костной системе. Если пятка ударяется о твердую поверхность, идет стимуляция всей опорно-двигательной системы — костей, связок, надкостницы. Не случайно во всех балетных школах так много внимания уделяется тому, чтобы ученики обязательно ставили точку, фиксировали пятки на полу.

При любой травме в этой области гимнастика пяток просто необходима. Самое простое — постукивание по пяткам костяшками пальцев, чтобы активизировать кровообращение надкостницы и, как следствие, улучшить питание самого ахилла.

Если питание ахиллесова сухожилия ухудшено, происходит снижение его способности выдерживать нагрузки. Часто травма возникает не из-за того, что артист неправильно прыгнул или дернул ногу, а потому что в результате нарушения питания ахилл перестал выдерживать те нагрузки, с которыми раньше легко справлялся.

Особенно опасны надрывы в области прикрепления ахилла к надкостнице, приводящие к разрастанию ткани, которая в свою очередь мешает питанию и ахилл изнашивается все больше. Поэтому при любых проблемах ахилла важно уделять внимание пяткам и надкостнице. Здесь необходимы следующие несложные упражнения:

  • 1. Сидя на стуле, слегка приподнять пятки над полом и быстрыми пружинящими движениями опускать их и приподнимать. Такие движения работают только на импульс в ахилле. В это время происходит мягкий, не травмирующий массаж надкостницы.
  • 2. В том же положении слегка постучать по полу пятками. Это упражнение способствует снятию напряжений.
  • 3. Приседать на корточки легкими пружинящими движениями, растягивая ахиллы.
  • 4. Сидя на стуле, руки положить на колени, попеременно поднимать и опускать пятки, отводя при этом движении одноименное плечо. Происходит разогрев стоп и особенно пяток, улучшается кровообращение и питание мышц и связок.
  • 5. Сидя на стуле, попеременно чередовать положения — стопы на полупальцах, колени внутрь и стопы на пятках, колени в выворотном положении.
  • 6. Стоя у станка, присесть на корточки и перекатываться с полупальцев на пятки, помогая себе руками удерживать равновесие.
  • 7. Сидя на стуле. Одна нога стоит, а другая тянется пяткой вперед, носок к себе.

Эти упражнения можно делать и на гастролях, при длительных переездах.

Два совета при незначительной боли в области ахилла, не требующей серьезного лечения.

  • 1. Пропитать бинт яичным белком и забинтовать ногу от основания пальцев до самого верха икры. Эта фиксация оставит возможность двигаться, но в то же время активизирует работу опорнодвигательного аппарата в области голеностопа.
  • 2. Если есть небольшой отек или воспаление, сделать следующую процедуру: развести синюю глину до консистенции густой сметаны и намазать ею ногу от пальцев до колена, завернуть в целлофан и надеть сверху шерстяной носок. Нога хорошо прогреется. В таком положении можно спать.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>