В чем состоит специфика социально-гуманитарного знания?

Современная система социально-гуманитарных наук сложилась к началу XX в. Она включает в себя:

  • • гуманитарные науки — историю, филологию, культурологию;
  • • социальные науки — экономику, социологию, юриспруденцию, демографию этнографию и др.

Общетеоретической основой всех этих наук является философия.

Причем все эти науки не имеют между собой жестких границ. Так, социология, политология долгое время существовали в составе философии.

Группировку социально-гуманитарных наук можно представить и иначе, так сказать, по вертикали. При таком подходе они будут подразделяться на фундаментальные и прикладные.

К числу фундаментальных наук относят: историю, экономическую теорию, юриспруденцию и др. Каждая из них дифференцируется на отраслевые, прикладные дисциплины.

Так, экономическая наука кроме общей экономической теории включает в качестве отраслевых наук историю экономической мысли, экономику труда, бухгалтерский учет и т.д.

Своеобразие методов социально-гуманитарных наук

Одним из сложных, дискуссионных вопросов является проблема методов социально-гуманитарных наук.

Она стала особенно острой с начала XIX в., когда в связи успехами физики, других естественных наук возникла идея о возможности использования методов естественных наук для анализа общественной жизни. С помощью естественно-научных методов надеялись в развитии социальной жизни найти такие же строгие законы, как и в развитии природы.

Особенно активно эту идею проповедовал французский философ О. Конт, вошедший в историю науки как отец социологии.

Свою социологию Конт называл положительной, позитивной, т.е. такой наукой, которая по своим методам подобна физике. «Теперь, когда человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается для завершения системы наук основать социальную физику»[1]. Эта «социальная физика» должна отбросить все абстрактные, отвлеченные идеи, как религиозные, так и философские, и руководствоваться при изучении общества только фактами, только рассмотрением конкретных социальных событий. В рамках позитивистского подхода в обществе выделялись три уровня реальности: материальная, духовная, нравственная.

Причем в качестве основы всей социальной динамики рассматривались именно духовный и нравственный уровни жизни.

В духе философии позитивизма представлял себе развитие общества и английский философ Герберт Спенсер (1820—1903). Он представил развитие общества как процесс, происходящий по законам биологии. Развитие общества у Спенсера уподоблялось процессам развития живого организма. Это была теория, получившая название «социального дарвинизма».

Социальный дарвинизм относится к натуралистическому направлению в социальном познании. Здесь внимание обращалось не на различия, а на сходство между природной и социальной действительностью. Отсюда делался вывод, что методы естествознания вполне могут быть использованы и для изучения социальных и культурных явлений.

Но в конце концов после многих дискуссий в XX в. все прочнее стало утверждаться представление о том, что, несмотря на существующие различия между природой и социумом, методы их исследования должны все более унифицироваться. Это проявилось, в частности, и в том, что в социальных исследованиях все активнее стали использоваться методы новейших комплексных наук: синергетики, теории систем, кибернетики. Общими стали и методы математизации, моделирования и т.п.

Признание в современном социальном познании биосоциальной сущности человека предполагает именно взаимосвязь и взаимозависимость методов и подходов, характерных как для естественно-научного, так и для социально-гуманитарного познания.

  • [1] Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии:В 4-х т. Т. 3. М., 1971. С. 563.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >