Виды искусства и их синтез

Модерн охватывает зодчество, прикладное искусство (мебель, вышивка), а также живопись и графику, творчество в сфере декоративного искусства (создание мозаики, расписного стекла, инкрустаций).

Исторической заслугой модерна стала тенденция к синтезу искусств. Пришел конец преобладанию станковой живописи в системе искусств, сложившейся после эпохи классицизма. В художественном развитии значительную роль начинают играть декоративные и монументально-декоративные искусства, способные эстетизировать человеческое бытие и среду человеческого обитания.

Архитектура

В духе модерна строились жилые дома, деловые и промышленные сооружения, торговые здания, вокзалы, театры, мосты. Модерн ориентирован на синтез искусств. Деятели модерна нередко сочетали творческую работу в области архитектуры с работой декоратора, скульптора, графика, дизайнера.

В декоре предпочтение отдавалось волнистым линиям. Такие извилистые линии бельгийский архитектор Виктор Орта назвал «ударом бича» и не без оснований посчитал их основой модерна. Орта впервые применил такие линии в декоре. Предложенное этим архитектором название стало термином-образом. На основе принципа извилистой линии модерн создавал неожиданные формы и фантастические арабески. Так, зодчий Эктор Гимар создал в духе модерна, на основе принципа извилистой линии архитектурнодекоративное оформление входа в вестибюль первого Парижского метро, построенного в 1900 г.

Испанский зодчий Антонио Гауди создал в духе модерна знаменитый храм в Барселоне.

В Москве в духе модерна Ф. Шехтель строит особняк Рябушин- ского, в котором волнообразны лестницы, решетки, балюстрады, изысканные украшения. Образчики модерна в русской архитектуре — особняк М.Ф. Кшесинской (арх. А.И. Гоген, 1906), гостиница «Ас- тория» (арх. Ф.И. Лидваль, 1912).

Архитекторами, творившими в Петербурге в духе модерна, были Ф.И. Лидваль, А.И. Гоген, Н.В. Васильев, П.Ю. Сюзор, Г.В. Барановский, Э.Ф. Виррих, Л.Н. Бенуа.

Архитектура модерна тяготеет к синтезу с другими искусствами. Проникнутые духом модерна врубелевские панно украшают фасад гостиницы «Метрополь», его же росписи в храмах Киева.

Здания модерна строились «изнутри наружу» (внутреннее пространство определяет облик зданий). Фасады таких домов несимметричны, текучи, часто имеют криволинейные контурные очертания.

В архитектуре модерн использовал новые возможности строительной техники. Он отошел от традиционных форм фасада зданий и придал им прихотливую конфигурацию, украшал изощренным декором.

Архитекторы модерна часто одновременно были скульпторами, графиками, дизайнерами, декораторами, создававшими мозаику, расписное стекло, инкрустации.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >