Полная версия

Главная arrow Журналистика

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Отбор золотой пропорции

Психоаналитическую концепцию искусства раскрывает отечественный психолог И.Н. Шванева. Художественный образ связан с человеком через образные ассоциации, полагает она. Реакция на скрытую гармонию, как бы узнавание объекта объектом — это резонансное взаимодействие, для которого необходимо совпадение фаз. Важно, чтобы соответствующие частоты были соизмеримы. Гармоничный резонанс лежит в основе развития мира. «Когда промежуточные эволюционные звенья уже не существуют, их наследуют коммуникативные (проводящие) коды и обеспечивают «узнавание» этой реальности и конструктивный диалог с ней» [18, с. 84—85]. Если форма произведения обладает эстетическим совершенством, то она способна навести порядок, установить экологическое родство с биологическим объектом. Всеобщими формообразующими свойствами выступают пластичность и живописность. А психофизиологический отбор золотой пропорции из окружающего мира, которая оценивается как красивое, привлекательное, ладное, — это, по мнению исследователя, бессознательный процесс эстетического формирования личности, обусловленный его психологическими задатками, культурной средой и врожденной нравственностью [18, с. 14]. Сам механизм творческого процесса тесно связан с высшим Я человека, его сверхсознанием, интуицией, входящей в гармоничный резонанс с коллективным бессознательным [18, с. 87]. Более того, искусство выполняет еще и терапевтические функции. Истинная гармония порождает дельта-ритм, который у взрослого человека возникает только во время медленного сна, при чтении молитвенных текстов и во время пребывания в комфортной архитектурной среде. Такой ритм приводит к разрушению патологических связей. Путем проговаривания, проигрывания образа действия в идеальном плане можно решать личностные и межличностные проблемы, рассматривать проблему синонимами, характерными для отношений знака и содержания в искусстве. Направленная визуализация, образование осмысленного порядка приводят к высвобождению и завершению переживаний. Для этого необходимо привести психику в более подвижное состояние, чтобы полностью вынести в сознание память о вытесненных и забытых травмах. Затем поддержать развертывание образа переживаний приемами выхода подавленных эмоций (переживание в образах, гештальты, музыка, декламация) [18, с. 26].

Творчество всегда есть мастерская, оперирующая образами, вне которых невозможно понять сущее и раскрыть его смысл. Искусство создания собственного образа есть творчество, универсальная естественная форма бытия воспринимающей человеческой сущности.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>