Концепции и функции имиджа

Подходы к изучению имиджа

Существует несколько методологических подходов к изучению имиджа: семиотический (К.Г. Юнг, Ч.С. Пирс, Ж. Пиаже, Дж. Брунер), интеракционистский (Дж. Г. Мид, Дж. Морено, Т. Шибутани), подход социального влияния (Ф. Зим- бардо), имидж как способ преодоления когнитивного диссонанса (Л. Фестингер, Т. Ньюком), как способ социального познания (Г.М. Андреева).

С точки зрения семиотики, науки о знаках, имидж рассматривается как знаковая структура, «нечто большее меня самого», которая имеет прямое отношение к человеческим ценностям и аттитюдам. Символизм многовариантен. Э. Сепир выделяет два принципиально различных типа символов: референциальная символика — экономные средства обозначения и конденсационная символика — чрезвычайно сжатая форма заместительного поведения или выражения чего-нибудь, которая позволяет полностью снять эмоциональное напряжение в сознательной или бессознательной форме. Использование символов, значимых для аудитории, с сохранением их семантики дает направление для домысливания. Здесь важна психосемиотическая компетентность, рефлексия семиотических компонентов собственной экспрессии (взгляд на себя со стороны — рефлексия первого порядка, взгляд на себя глазами другого — рефлексия второго порядка), коррекция внешних технологий самоподачи, адекватная интерпретация знаков общения.

Имидж в контексте символического интеракционизма рассматривается как формирование Я-образа, связанного с Я-концепцией (У. Джемс, К. Роджерс, Р. Бернс), механизм, интегрирующий поведение через выбор направления активности. Особенно интенсивно формирование Я-образа протекает в ситуациях, когда люди зависимы друг от друга.

В концепции символического интеракционизма Я-концепция есть воспринятый и усвоенный индивидом обобщенный образ его самого в восприятии социальной группы. Чтобы познать себя, составить представление о себе, человек должен объективизировать себя вовне, выразить свои субъективные состояния в символах, доступных прочтению другими людьми. Сфера собственных актуальных состояний может быть символически представлена в вещах, жестах. Я-концепция включает три модальности самоустановок: реальное Я-восприятие своих актуальных способностей, ролей, актуального статуса; зеркальное Я-представление о том, как тебя видят другие; идеальное Я-представление о том, каким бы индивид хотел стать. Расхождение Я-концепции, идеального Я и непосредственного опыта становится источником личностной дисгармонии (искажения и отрицания). Я-образ выступает как представление о себе (когнитивная составляющая Я-концепции; самооценка — аффективная оценка этого представления, потенциальная поведенческая реакция).

В основе нашего подхода к формированию имиджа лежат выявление зоны ближайшего развития, определение «образа на вырост» (Л.Д. Выготский), концепция активности личности через механизмы уподобления, селективности информации (А.Н. Леонтьев), проявление «субъектно- сти» на основе преломления внешнего через внутреннее (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, имидж может рассматриваться как знаково-образно-символическая структура, как система социальных интеракций и образа для других: Я-реального (как есть), Я-идеального (как хотелось бы) и Я-зеркального (у других), производная когнитивного диссонанса, механизм социального влияния, а также роста и самосовершенствования.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >