Полная версия

Главная arrow Литература arrow Публичное выступление: теория и практика

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Упражнение «Диктор»

Взять любую газету, в которой публикуется официальная информация, и читать ее вслух, как диктор радио. И тогда будут явно видны лишние слова и обороты, мешающие легкому течению речи. Нужно убирать лишние слова, упрощать фразы, сокращать абзацы, переписывать предложения, но добиться того, чтобы ушли все нагромождения мысли и слов, а текст стал ясным и читался легко. Что происходит? Выполняя это упражнение, мы выработаем навык переработки литературного текста в разговорную речь. И еще придет понимание композиции - газетные тексты имеют хорошую композицию и, работая с ними, можно усвоить композиционные приемы через внутреннее ощущение текста. Особенно это поможет тем, кто только начинает осваивать ораторское мастерство.

Теперь о стилях...

Публичное выступление относится к устной речи, а она - живое общение оратора и аудитории, и предполагает конкретного собеседника и дает возможность воздействовать на него. И в устной речи допустимо отступление от строгих норм письменной речи. Это дает возможность сделать выступление более ярким и эмоциональным, значит, более действенным. Письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, а устная более подходит для выражения эмоций, переживания и настроения... Поэтому для устной речи характерно смешение и взаимопроникновение различных стилей речи. И хорошей считается такая речь, в которой активно используются элементы публицистического, художественного и разговорного стилей. Это дает речи эмоциональность и убедительность, а оратору - широкие возможности для выражения своих мыслей. Ему важно только понимать, чем грамотная разговорная речь отличается от малограмотной, и руководствоваться чувством меры при смешивании стилей.

Трудности при написании текста

l) Незнание, как начать текст

Это типично, с этим сталкиваются многие выступающие и даже самые опытные из них. Причины две: первая - не хватает энергии мысли для начала; вторая - наоборот, мыслей - избыток, они нагромождаются

24

одна на другую, создают хаос, скрывая начало выступления. Это не проблема! В первом случае пишем текст блоками, выбираем из плана выступления любой пункт, который созрел, и пишем его. Затем еще пункт и так до конца выписываем по абзацу текст и соединяем их, расположив по плану. Что произойдет? Мозг начнет концентрироваться на теме, и в один из моментов просто притянет ту мысль, которая нужна для начала. Вообще не напрягаемся, не мучаемся в поисках начала, просто пишем, и оно придет.

Во втором случае не копаемся в хаосе в поисках начала, а просто убираем нагромождения лишних мыслей. Для этого нужно начать писать хоть что-нибудь по теме. Все, что приходит в голову - даже обрывки мыслей, пишем, и пишем, и пишем. Иногда исписывается три листа, до того момента, когда происходит включение и появляется первая фраза. Когда она появится, не останавливаемся, а пишем текст до конца. Потом с первых исписанных листов выбираем ценные мысли и фразы, которые можно поместить в свой текст, а сами листы отправляем в корзину.

2) Стопор во время работы над текстом

Иногда бывает, что, написав значительную часть текста, автор вдруг замирает, не имея возможности сдвинуться с места. Причины две. Первая - еще не созрели нужные мысли. Вторая - возникло нагромождение мыслей. В первом случае мысли не ищем, просто оставляем для них на листе свободное место, а сами продолжаем писать дальше, то что пишется. Новые мысли появятся потом, и когда они появятся, записываем их в свободные места. Во втором случае применяем прием из примера приведенного выше. Или решаем проблему устно - для этого с кем-либо обсуждаем, как можно продолжить тему. Что происходит? Любой прого- вор мыслей вслух, освобождает внутреннее пространство и в него приходят новые мысли. И еще появляется ясность!

Итог: При работе над текстом не останавливаемся перед препятствием, а просто технологично преодолеваем его. Кстати, со временем каждый оратор может выработать свои приемы выхода из стопорящих ситуаций.

Признаки, характеризующие качественную и эффективную публичную речь

Таблица 2

№п/п

Признак речи

Суть признака речи

1.

Точность

Используемые слова должны в точности соответствовать мысли говорящего, описываемому предмету и действию. Точность достигается умением ясно мыслить, пониманием предмета выступления и знанием значений слов. Терминология и иноязычные слова применяются ограниченно.

2.

Краткость

(плотность или сжатость)

Отсутствие лишних слов, повторов, многословия, излишней детализации. «Искусство писать - это искусство сокращать» А.П.Чехов.

«...сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» - Плутарх.

Исключение плеонализмов (речевой избыточности): «толпа людей», «могучий богатырь», «многое сделано по линии обеспечения топливом» и др. Отсутствие тавтологии, повтора одного и того же другими словами: «потенциальные возможности», «сегодняшний день», «свободная вакансия», «памятный сувенир», «мое личное мнение» и т.п.

3.

Павильность

Речь должна соответствовать литературно-языковым нормам, установленным в обществе в данную эпоху. Важно соблюдать языковую норму в грамматике, словоупотреблении и произношении. Это дает речи единство.

4.

Простота

Естественность, отсутствие напыщенности, вычурности, соблюдение норм разговорной речи

5.

Ясность

Понятность для слушающих. Если речь произносится перед аудиторией обычных людей, то ее нужно строить на уровень восприятия человека, имеющего среднее образование. Если речь неясна, она не достигнет своей цели.

6.

Логичность

Соответствие текста законам логики: непротиворечивость, правильный порядок слов, правильно выраженная связь отдельных частей текста и др.

7.

Чистота

Отсутствие вульгарных, жаргонных, нелитературных, просторечных слов, слов - паразитов, иноязычных слов, употребляемых без необходимости, канцелярских оборотов.

Исключение речевых штампов: «проявлять постоянную заботу», «принимать решительные меры», «держать руку на пульсе времени» и т.п.

8.

Богатство

Разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Наличие больших словарных и фразеологических запасов оратора и умение ими пользоваться. Разнообразие синонимов, использование фразеологических единиц. Разнообразие интонаций.

9.

Благозвучие

Подбор слов с учетом их звучания (фонетики). Избежание неприятного звучания, некрасивых, неблагозвучных слов. Например, с обилием шипящих, свистящих и режущих слух звуков.

10.

Эмоциональность (выразительность, образность речи)

Использование лексических средств выразительности для того, чтобы добиться эмоционально - образного воздействия на слушателей. Учеными установлено, что эмоциональность речи положительно влияет на механизмы мышления, памяти и внимания.

Теперь, разобравшись в теории, пишем текст в нашем примере. Напоминаем, что речь у нас «убеждающая», с элементами информационной и агитационной и ее задача - призвать к действию.

Естественно, что в начале нам необходимо приветствовать собравшихся. Каковы правила здесь? Если перед выступлением нас представили официально, назвав имя и статус, то достаточно просто поздороваться. Если нас не представили, то, поздоровавшись (здравствуйте; добрый день; добрый вечер; я вас приветствую), необходимо назвать свое полное имя и официальный статус.

Как обращаться к аудитории? В зависимости от ситуации: дамы и господа; коллеги; друзья; товарищи; милые дамы; судари и сударыни; леди и джентльмены; уважаемые женщины; дорогие мужчины; уважаемые коллеги, участники...

Применительно к нашему примеру в начале мы говорим: «Уважаемые коллеги», поскольку это обращение сразу же приблизит выступающего к аудитории и расположит к нему, ведь коллеги - это группа лиц, объединенная одним делом. Затем применяем обращение «друзья» - оно еще более сблизит нас с аудиторией, расположит и побудит слушателей принять и поддержать нашу идею и создаст необходимое нам позитивное поле. Далее обращаемся непосредственно к депутатам, от которых зависит решение - «Уважаемые депутаты». Далее - «Господа депутаты!» - это обращение обязывает принять ответственность. Заметим, что это не манипулирование сознанием, а прием, способ достижения поставленной благой цели.

Текст будем скручивать в спираль, так как это дает право применять специальные повторы. Поскольку тема для аудитории новая, нам необходима экспрессивная, напористая речь, своеобразное «вбивание» мыслей слушателю. Каждую новую мысль проводим жестко и динамично, как будто забиваем гвоздь. Определяем для себя, что эту речь мы будем читать, иначе невозможно дать необходимую динамику и темпо-ритм, а, значит, добиться цели.

Итак, вот он - текст.

«Бренд города, как инструмент экономического роста территории»

«Уважаемые коллеги, добрый день! Очень приятно видеть на слушаниях так много известных и уважаемых людей, которых волнует судьба нашего города, и которые работают на его благо. Я желаю каждому из нас сегодня добиться своей цели, а уважаемым господам — депутатам — объективности и мудрости в непростом деле формирования бюджета.

Я выступаю от имени общественной организации «Регион». Сегодня мы реализуем важный проект, который в перспективе значительно поднимет экономику города, однако, сейчас нам нужна помощь. Мы просим триста тысяч рублей из бюджета на проведение общественного конкурса авторских проектов «Бренд города Усть-Илимска». Деньги нужны для награждения авторов наиболее оригинальных и жизненных проектов. А конкурс — для того, чтобы сформировать новый позитивный имидж города в представлении российского и мирового сообществ. А, значит, привлечь инвестиции, повысить конкурентоспособность и продвигать на рынок товары, производимые на нашей территории.

Положение о конкурсе сейчас со мной в электронном и печатном видах, и я с удовольствием дам ему каждом}7, кто пожелает познакомиться с этой новой для нас идеей. К участию в конкурсе мы приглашаем широкую общественность — предприятия, бизнесменов, общественные, автономно-некоммерческие организации, просто горожан, заинтересованных в том, чтобы повысить благополучие города.

Друзья! Природные ресурсы нашего края не бесконечны, и не стоит рассчитывать, что доходы от их разработки всегда будут наполня ть наш бюджет. Век сырьевой экономики проходит, и наиболее успешным будет тот, кто научи тся владеть информацией и предоставлять ее желающим. В связи с этим обществу необходимо искать новые пути жизни. И потом}7 в последние годы в стране идет речь о необходимости развития несырьевой экономики, в частности, туризма.

Туристов привлекают интересные места, и «Регион» два года назад начал работу по созданию бренда города, чтобы подчеркнуть его позитивный имидж. В разработке брендинговой стратегии участвуют литераторы, художники, экономисты, бизнесмены и просто горожане.

Уважаемые депутаты! Разрабатывая бренд, мы находимся на греб- не государственной политики. Правительство России еще в конце 2008 года утвердило концепцию продвижения национального и регионального брендов. И сегодня малые и средние города продвигают свои географические бренды. Их власти понимают, что организованный и частный туризм приносит на территорию большие инвестиции, и потому придают своему городу привлекательный образ. Города используют свою легендарную историю, географические особенности, ландшафт, традиции, создают туристические объекты, стремясь повысить узнаваемость и известность

Коллеги! Я понимаю, что наша идея может показаться нереальной, поэтому приведу примеры, когда грамотно разработанный бренд дал городам новую жизнь. Урюпинск, с населением около 40 тыс. человек, расположенный в 300 км. от областного центра, объявил себя столицей российской провинции! «Кто не видел Урюпинск — тот не видел России» - стенд с таким смелым слоганом стоит при въезде в город. И сюда едут туристы!

Люди любят путешествовать, и они хотят новых впечатлений. И наш город привлекателен для них, ведь рядом с ним есть уникальный, единственный в мире, геологический объект Каньон Илимский. Гигантская трещина в земле длиной 1300 метров, глубиной 110 и шириной 100, образовавшаяся вследствие тектонических движений земной коры 200 миллионов лет назад. Замечу, что геологические объекты привлекают массы туристов. Например, город Кунгур на Урале при населении около 66 тысяч человек развивает туризм благодаря Кунгурской ледяной пещере, находящейся недалеко от города.

У нашего края интересное прошлое, прекрасное настоящее и блистательное будущее. И хотя городу не более 50-ти, ему есть, о чем рассказать, и что показать. У нас богатейшая история с момента прихода на эту землю казаков, осваивавших Сибирь. Наш город, единственный в мире, стал Всесоюзной ударной комсомольской стройкой

стран Совета экономической помощи. Это город интернациональ-

30

ной дружбы, объединивший тысячи и тысячи строителей из разных стран мира. У нас есть богатый материал для создания регионального бренда. И мы уже разрабатываем несколько тем: «Город легенда», «Энергетическое сердце России), «Родина сибирского пряника», «Природная экзотика Приилимья». Мы хотим, создав бренд и подчеркнув уникальность города, привлечь к нему внимание. В целом стратегия заключается в создании светлого образа города с высокой культурой отношения к себе, саране и миру. Задача, как видите, сложная, поэтому мы приглашаем к созданию бренда всех горожан, считающих город своей родиной. Ведь ни одна команда проектировщиков не даст нам тот бренд, который сообща разработают люди, любящие этот город, знающие его колорит и уникальность. И пусть каждый горожанин изложит свое видение бренда в авторском проекте.

Мы вполне можем стать сибирским центром международного туризма. В наших силах сделать город инвестиционно привлекательным, создав бренд, который поможет его экономическому росту. Ведь привлечение инвестиций на территорию означает ее развитие, создание новых рабочих мест и новые перспективы. А цена вопроса невелика... всего 300 тысяч рублей, и мы активируем жителей на благородное дело — создание бренда города.

Господа депутаты! Всего лишь 300 тысяч рублей — это десять средних зарплат в городе. Я прошу изыскать их в бюджете и прошу учесть, что от вашего положительного решения выиграют все. Дайте нам возможность создать благоприятные условия для собственного развития и благополучной жизни. Мы выигрываем все!»

о) Даем тексту отлежаться

Итак, наш текст создан и вне зависимости оттого, сколько времени осталось до выступления, ему нужно отлежаться. Хоть час, но отлежаться. Убираем текст подальше с глаз и переключаем внимание на другие дела или отдых. Через некоторое время, а его количество зависит от того, сколько дней, часов, минут осталось до выступления, нужно вернуться к тексту, чтобы сделать окончательную редакторскую доработку.

  • 31
  • п) Редактируем текст

Проверяем текст на соответствие плану. Убеждаемся в том, что тема раскрыта, а если не раскрыта, то добавляем недостающие звенья текста. Смотрим, находится ли в равновесии композиция. Соотносим содержание текста с задачей выступления. Проверяем его на такие категории как ясность, конкретность, простота, выразительность, лаконичность, содержательность и другие признаки качественной речи (см. таблицу 2). Устраняем тавтологию. Устраняем лексические ошибки. Проверяем логичность текста.

В редактировании текста можно применить прием чтения вслух - это выявляет все погрешности, нелогизмы и ошибки. Как делаем? Держим лист перед собой на 20 - 30 см. от глаз. Держим весь лист в фокусе зрения, но читаем отстраненно, как бы читал диктор радио. При таком чтении глаза видят и весь текст, и его фрагменты, получается двойное внимание - мы фокусируемся на произнесении фрагмента, но общим зрением видим, куда катится текст, и своим речевым аппаратом как будто разгоняем текст, диктор, он ведь читает безостановочно. Причем, читаем с необходимым выражением и акцентами. И всякий раз, когда слово попадает под язык, не читается, не вписывается в поток речи, происходит заминка, нужно остановиться, это говорит о наличии ошибки. Ее нужно найти и устранить. Это важно - есть заминка, есть ошибка. Она может быть неявная и даже не в месте запинки, но она есть и ее надо найти. Такая запинка может даже указать на ошибку в композиции. Бывает, что для поиска ошибки текст читается вслух несколько раз, это мы называем - утюжить текст. Иногда приходится убирать лишние слова или искать синонимы, или переделывать целые фразы, или менять абзацы и предложения местами, или выстраивать текст более логично. Или упрощать его, делая его более пластичным. И только тогда, когда мы сможем легко, без запинки прочитать весь наш текст, можно быть спокойным - он сделан хорошо.

р) Репетируем речь

Теперь готовимся непосредственно к самому выступлению - репетируем. Заметим, что есть три традиционных пути, мы выбираем один из них и готовимся к нему. 1. Можно прочитать текст с листа. 2. Можно заучить его и потом воспроизвести, соблюдая паузы, интонацию и ударения. 3. Можно выступать по тезисам.

Что выберем мы? Каждый то, что для него более надежно.

В авторской копилке есть четвертый способ запоминания текста, - нетрадиционный и эффективный. Напечатанный на листах текст нужно разместить перед глазами, чтобы видеть весь объем листа, так как делают астрономогеодезисты при рассматривании аэрофотоснимков. Эффективно разместить листы на стене на уровне глаз. Расфокусированным взглядом охватывая весь текст, читать его про себя, запоминая объем его содержания, передаваемые чувства и эмоции. Видеть не плоский текст, а объемный - содержание и вобрать в себя весь этот объем информации и энергии и положить себе на душу, сделать на какое-то время частью себя. Образно говоря, представить, что текст - это комната, заполненная информацией, чувствами, переживаниями, эмоциями, каждая из которых лежит на своей полке. Надо запомнить, где, что лежит, и, находясь в этой комнате, вобрать в себя все ее содержимое. Почувствовать энергоструктуру текста, его объем на глубинном уровне и встав внутрь этого объема начать произносить текст вслух, при необходимости заглядывая в лист. Произносить несколько раз до того момента, пока текст не станет частью тебя самого. И когда наступит момент выступления, нужно будет только вспомнить начало и далее текст потечет сам собой.

Естественно, что с первого раза так запомнить текст может не получиться. Но со временем освоив этот метод, мы сможем даже без предварительной подготовки произносить речь на любую тему и в любом месте. Сначала - видеть объем содержания, что развитый оратор делает быстро, а потом - начать говорить. В этом случае речь будет литься легко, и нужные слова появятся в нужное время. Придут еще новые мысли, которые можно удачно вплести в речь.

зз

Акценты:

  • • Если мы выбираем читать текст, то распечатываем его, правильно выбрав шрифт с учетом своего зрения. Можно 14,16 размера, ведь не в каждом месте, где придется выступать, бывает хорошая освещенность. И, если света не хватит, то придется напрягаться и щуриться, что снизит впечатление от оратора и его речи.
  • • Для того, чтобы лучше запоминать текст можно изучить приемы эйдетики и применять их.
  • • Во время репетиции желательно записать выступление на видеокамеру и потом посмотреть запись. Необходимо обратить внимание на следующие детали: свободно ли мы передаем мысли; держимся ли прямо; легки наши жесты или скованны; есть ли улыбка на лице или его мышцы напряжены; как звучит наш голос - глухой он или звонкий, резкий или мягкий; делаем ли мы паузы для набора дыхания; торопимся или наоборот, говорим медленно; выделяем важные места или говорим утомительно однообразно. Естественно, что выявленные недостатки - это повод для работы над своим ораторским мастерством и имиджем. Репетируем до тех пор, пока не достигнем того совершенства, которое необходимо нам на сегодня.
  • • Не частим! Не гонимся в темпе произнесения за дикторами ТВ - там своя специфика, они доносят мысли до людей по ту сторону экрана. Мы же смотрим им в глаза, поэтому тщательно проговариваем каждое слово, делаем акценты, паузы и применяем все другие средства речевой выразительности.
  • с) Составляем тезисы выступления

Это необходимо, если мы решили выступать по тезисам. Их можно распечатать на одном листе, а можно на отдельных карточках размером с ладонь - кому как удобно. Это своего рода шпаргалки, которые оратору можно иметь при себе для психологического спокойствия, но не обязательно ими пользоваться.

Обязательно нужно распечатать цитаты, так как их необходимо воспроизводить в точности, а также цифры и числа, которые мы собираемся приводить.

т) Выступаем перед слушателями

Приходим в нужное время в нужное место и произносим свою речь.

у) Анализируем

Здесь нам важно понять, выполнили мы свои задачи или нет. В двух направлениях. Первое - это насколько эффективным оказалось ваше выступление, выполнило ли оно те задачи, которые были поставлены.

Второе - выполнены ли наши личные задачи по совершенствованию себя, как оратора. Подумайте о том, что хочется изменить, чего избежать в последующих выступлениях, как сделать лучше, какие приемы, методы еще нужно освоить. Анализ должен способствовать нашему саморазвитию, а не самобичеванию, поэтому выводы желательно записывать в специальную тетрадь. Создавать свой учебник ораторского мастерства. Можно для себя помечать и негативный опыт, но с позитивной целью. Например, завести тетрадь ошибок под названием «Никогда не делай так!» и в нее записывать ошибки, которые приводят к провалу. Время от времени заглядывать туда, чтобы не повторять ту же ошибку.

По итогам анализа, нужно составлять план совершенствования своего ораторского мастерства, это тоже можно делать в тетради. То есть, ставить себе задачи - какие навыки оратора в себе нужно вырабатывать. И самому себя контролировать.

Цитата в тему

«Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть. Стало быть, оно состоит в умении

35

установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что, прежде всего, мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, только тогда наша речь дойдет до него и его убедит. Поставим себя на место тех, кто нас слушает, и проверим на самих себе, верна ли избранная нами форма, гармонирует ли она с темой, производит ли на собравшихся такое впечатление, что они не в силах ей противостоять. Надо, по возможности, сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного. Форма должна быть изящна, она должна соответствовать содержанию и заключать в себя только необходимое». -

Блез Паскаль (Об ораторском искусстве).

Прежде, чем перейти к новой теме, ответим на вопрос: «Возможна ли импровизация в публичном выступлении?»

Да - возможна. Устное публичное выступление, будучи живым общением оратора с людьми, немыслимо без незапланированной, неожиданной импровизации. Это дает речи динамику, живость, помогает удержать внимание слушателей, усилить контакт с ними, сильнее воздействовать на чувства. Важно помнить, что, импровизируя, все-таки необходимо придерживаться логического плана изложения, а не уходить от темы. Импровизацию необходимо использовать как элемент разгрузки, дав слушателю возможность подкопить сил для того, чтобы принять новый пласт информации. Поэтому, если решились импровизировать, то нужно помнить о соотношении плана и импровизации.

Как во время импровизации не уйти от темы и произнести каждую важную мысль, которая приходит во время импровизации? Ответ - самому контролировать себя. Есть ораторы, которые на каждую новую мысль, чтобы ее не потерять, загибают пальчик на руке. Произнеся - пальчик разгибают. Слушатели этого приема не замечают, но он является великолепным в том смысле, что позволяет держаться в русле темы. А вообще - каждый оратор может найти свой прием и успешно им пользоваться.

Из авторской копилки

Подскажем еще методы работы над публичным выступлением. Первый называется «Стена». Узнав о том, что нам предстоит подготовить публичное выступление, нужно дома или в офисе на стене, в которую часто упираются глаза, прикрепить несколько чистых листов бумаги. Можно такие листы расположить на свободном столе и часто к нему подходить. Один лист с написанным названием темы - для задач и идей, другой - для плана, третий - для приходящих мыслей... Попадаясь на глаза, эти листы будут способствовать постоянной концентрации, и на них нужно записывать все приходящие мысли и идеи относительно нашего выступления. И потом - работать по ним.

Также, закрепив на стене листы с готовым текстом, можно их редактировать. Когда смотришь на текст со стороны, видя весь его объем, то очень хорошо заметны все погрешности в тексте, особенно композиционные. Важно - если применяешь этот метод, нужно стоять от текстов на таком расстоянии, чтобы в поле зрения находились одновременно все листы.

Научившись быстро и хорошо писать тексты выступлений, натренировав этот навык до автоматизма, можно освоить еще один, более трудоемкий, но хорошо способствующий развитию ораторского мастерства и развитию памяти, способ подготовки публичного вступления. Не составляя текста, написать тезисы будущего выступления на отдельные карточки. Затем, разложив их перед собой, сконцентрировавшись на содержании, выстроить композицию текста, пронумеровать карточки, тем самым установив очередность произнесения мыслей, изложенных в тезисах. Затем репетировать - говорить речь, опираясь на тезисы, много раз повторять речь. Шлифовать ее, искать связующие звенья. То есть ту работу, которую проделываем при написании текста, в большей степени проводить устно. Сначала опираемся на тезисы, потом научаемся легко произносить эту речь без помощи тезисов. Во время выступления карточки с тезисами можно держать при себе - на всякий случай. Но говорить без них и это будет получаться легко, потому что при репетиции текст очень сильно запомнится.

Домашнее задание:

На основе имеющегося в главе материала про бренд, сделайте несколько выступлений. Возможно, разработать их на основе материала вашего города или поселка.

Исходные данные таковы:

Вариант первый:

Тема: «Бренд территории, как инструмент ее экономического роста».

Целевая аудитория: собрание домохозяек (35 человек).

Задача: Убедить домохозяек участвовать в конкурсе бренд - проектов.

Регламент: не ограничен, определить его самостоятельно.

Вариант второй:

Тема: «Бренд территории, как инструмент ее экономического роста».

Целевая аудитория: собрание бизнесменов и бизнес леди -150 чел.

Задача: Убедить слушателей сделать благотворительный взнос на проведение городского конкурса бренд - проектов.

Регламент: 5 минут.

Вариант третий:

Тема: «Бренд территории, как инструмент ее экономического роста».

Целевая аудитория: средние и старшие классы школ.

Задача: Убедить слушателей участвовать в конкурсе бренд - проектов и придумать необычайные легенды, истории, сказки о городе.

Регламент: 45 минут - школьный урок.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>