Полная версия

Главная arrow Журналистика arrow Дизайн деловых периодических изданий

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ПРЕСС-ФОТОГРАФИЯ В ДЕЛОВЫХ ИЗДАНИЯХ

Фотография — техника рисования светом, светопись: получение изображения на светочувствительном материале. Принцип ее действия основан на фиксировании изображений предметов или предметных точек при помощи химических и физических процессов, происходящих под воздействием света. Фотография - это отрасль науки, изучающая теорию фотопроцессов и фотоматериалов.

Кроме того, фотография — одна из важнейших дисциплин в формировании креативного мышления, дающая мощный инструмент для решения творческих задач в области дизайна и рекламы.

Современная пресс-фотография — это триединство техники, технологии съемки и фотокомпозиции.

В этой части учебного пособия мы расскажем об одной из составляющих — фотокомпозиции, ее средствах и приемах.

Виды и жанры пресс-фотографии

Роль и функция иллюстрации

Иллюстрация (лат. ШШгаИо — наглядное изображение) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самостоятельным произведением фотографического или изобразительного искусства. Иллюстрация — одна из наиболее существенных составляющих графической модели любого современного издания.

Функции иллюстрации:

(1) акцентирует внимание читателя (снимок, рисунок нередко играют роль зрительного центра полосы). В композиционном плане такие снимки замыкают на себя текстовые публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы (рис. IV-1);

IV-1. Полоса журнала «Итоги»

Рис. IV-1. Полоса журнала «Итоги»

  • (2) удерживает завоеванное внимание — образная, неожиданная, ассоциативная иллюстрация помогает это сделать лучше, чем текст (рис. 1У-2);
  • (3) ориентирует читателя (фотоанонс, заставочная фотография сразу подскажет читателю тему публикации). Заставки-символы могут выступать в качестве и постоянной, и разовой рубрики (рис. IV-3);
/У-2. «Бизнес журнал». Нестандартная подача иллюстраций удерживает внимание читателя

Рис. /У-2. «Бизнес журнал». Нестандартная подача иллюстраций удерживает внимание читателя

  • (4) несет самостоятельную информацию, дополняющую текст, помогающую его осмыслить, проанализировать, дочитать до конца (рис. 1У-4);
  • (5) оставляет читателю право на анализ показанного события. Любой удачный снимок или серия снимков избавляет от необходимости «проглатывать» уже готовые авторские умозаключения и позволяет делать собственные выводы (рис. 1У-5);
  • (6) служит средством художественного оформления печатных полос. Любая газетная полоса содержит главный материал, являющийся одновременно
У-3. Постоянная заставка- символ не требует дополнительного комментария

Рис. 1У-3. Постоянная заставка- символ не требует дополнительного комментария

У-4. Заголовок материала теряет смысл без поддержки его столь лаконично-тонным, психологически насыщенным портретом героя

Рис. 1У-4. Заголовок материала теряет смысл без поддержки его столь лаконично-тонным, психологически насыщенным портретом героя

Рис. /У-5. Фоторепортаж на страницах Метм>еек. Удачный пример единства визуального и текстового рядов.

В то же время, внешняя разрозненность сюжетов заставляет искать логические взаимосвязи, давать собственную оценку событиям

и графической доминантой.

IV-6. Иллюстрация выступает как графическая доминанта полосы

Рис. IV-6. Иллюстрация выступает как графическая доминанта полосы

Нередко в качестве такой доминанты выступает фотография (рис 1У-6).

Есть много интересных приемов подачи иллюстраций: «в об- травку», под углом, с наложением на другую фотографию, с применением необычной конфигурации (многоугольник, круг, овал), с наложением на снимок текста. Некоторые типы газет (молодежных, спортивных и др.) интенсивнее, чем другие, варьируют форму подачи фотографий.

Эти приемы также с успехом применяются при создании рекламных визуальных образов. Для деловой прессы такие приемы не характерны.

Сегодня в газетной и журнальной практике вновь повышается значимость рисунка. За последние десятилетия фотография практически полностью вытеснила

У-7. С. Калинин. Портрет философа Карена Свасьяна. Журнал «Эксперт

Рис. 1У-7. С. Калинин. Портрет философа Карена Свасьяна. Журнал «Эксперт

рисунок со страниц газет, не привнеся, по большому счету, ничего качественно нового в оформление. Поэтому, хорошо выполненный рисунок — иллюстрация к материалу, зарисовка, карикатура — воспринимаются сегодня гораздо чувственнее, ближе, а, следовательно, «весомее», чем фотоснимок. Средствами графики можно подчас выразить то, что недоступно фотографии. Многие деловые издания («Итоги», «Эксперт», «Коммерсант» и др.) активно используют рисунок в дизайне (рис. IV-7). Постоянная серия карикатур «Петрович» А. Бильжо является для «Коммерсантъ-Daily» своеобразным фирменным знаком.

У-8. Инфографика информационно насыщает материал, делает оформление более привлекательным

Рис. 1У-8. Инфографика информационно насыщает материал, делает оформление более привлекательным

Инфографика, выполняемая в технике компьютерных диаграмм или рисунков, по доходчивости часто опережает даже самую совершенную фотоиллюстрацию. Порой инфографика выступает наиболее весомым элементом полосы (рис. IV-8).

Инфографика создается как в простых редакторах (типа MS Excel), так и в сложных ЗБ-программах. Главное ее качество — информативность, а не художественность. Сложная графика бесполезна, если она не разъясняет или не дополняет статью.

В инфографике должен содержаться весь необходимый материал для того, чтобы ее можно было понять без сопровождения статьи. В любом случае инфографика публикуется, во-первых, под определенным заголовком и, во-вторых, содержит источник информации, который может быть напечатан мелким шрифтом внизу. Читатели имеют право знать, откуда взят материал для графики.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>