Полная версия

Главная arrow Журналистика arrow Дизайн деловых периодических изданий

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Историко-морфологическая классификация шрифтов

В нашей стране пока нет общепринятой точки зрения на классификацию шрифтов. Как, впрочем, нет и достаточного количества шрифтов на русской графической основе. Усилиями российских дизайнеров-шрифтовиков XX в. был создан лишь необходимый минимум шрифтовых гарнитур.

Так, последний действовавший в стране ГОСТ от 1972 г. признавал всего 37 гарнитур, а заодно включал в себя их скромную классификацию, подразделявшую все шрифты на семь разновидностей. Построенная на основе лишь отдельных графических признаков, она вызывала нарекания с точки зрения последовательности и не имела никаких ссылок на историю и стиль. В основу дальнейших теоретических работ эта классификация не легла и теперь почти забыта.

Ныне классификация кириллических шрифтов складывается заново под сильным влиянием мирового опыта. Шрифтовое творчество наших художников давно уже сделалось международным. А западная школа шрифтоведения имеет давние богатые традиции — можно сказать, что она возникла в самый момент самоопределения шрифтового дизайна как независимой области творчества.

Это происходило в XIX в. наряду с такими эпохальными процессами, как промышленная революция, расцвет конкуренции и возникновение рекламы — важнейшего потребителя и заказчика разнообразных шрифтов. Почти одновременно вышли в свет первые труды как по теории шрифтового дизайна, так и по систематике имеющегося шрифтового наследия. Классификация приобрела смысл и стала востребованной. В 1924 г. в работе Франсуа Тибодо «Manuel fran’cais de typographie moderne» были заложены принципы описания и классификации шрифтов, не утратившие значения и сегодня.

Большинство систем международной индексации делят шрифты по историческому и морфологическому принципам. Так, в англо- американо-французской типографике распространен подход Максимилиана Бокса (1956), где шрифты подразделяются на девять групп:

  • • Humanes (венецианская антиква),
  • • Garaldes (антиква старого стиля),
  • • R’eales (переходная антиква),
  • • Didones (антиква нового стиля),
  • • Insises (шрифты, имитирующие надписи на камне),
  • • Lin’eales (гротески),
  • • M’ecanes (брусковые шрифты),
  • • Manuaires (каллиграфические шрифты),
  • • Scriptes (рукописные).

Шрифты всегда носят отчетливый отпечаток места и времени: например, под венецианской антиквой принято понимать работы Н. Йенсона и немногих других мастеров; под шрифтами нового стиля — Дидо, Бодони и т. д.

Классификация основанной в 1957 г. Международной типографической ассоциации (ATypI) почти совпадает со схемой Бокса. В качестве единственной поправки добавлена группа готических шрифтов, в разных источниках именуемая Fractura, или Medieves, что более точно. Близок все к той же классификации и английский British Standard, утвержденный в 1965 г.

IBM Corporation предлагает свой, достаточно интересный, вариант классификации:

  • (1) Oldstyle Serifs {гуманистическая антиква). Шрифты, основанные на латинской традиции XV-XVII вв., с ярко выраженным диагональным контрастом и плавным переходом от штрихов к засечкам.
  • (2) Transitional Serifs {переходная антиква). Шрифты, основанные на латинской традиции XVIII-XIX вв., с выраженным вертикальным контрастом и плавным переходом к засечкам.
  • (3) Modem Serifs {новая антиква). Шрифты, основанные на латинской традиции начала XX в., с сильным контрастом и угловым переходом к засечкам.
  • (4) Clarendon Serifs {группа кларендон). Вариант Oldstyle Serifs и Transitional Serifs со слабым контрастом и гладким переходом к засечкам.
  • (5) Slab Serifs {группа брусковых шрифтов). Характеризуются прямоугольным переходом к засечкам и малым контрастом.
  • (6) Freeform Serifs. Шрифты с засечками, которые трудно отнести к другим типам классификации (к примеру, ленточная антиква).
  • (7) Sans Serifs {рубленные шрифты). Большинство шрифтов (исключая рукописные и орнаментальные), которые не имеют засечек.
  • (8) Ornamentals {декоративные шрифты). Декоративные и сильно стилизованные шрифты, обычно используемые для выделения заголовков.
  • (9) Scripts {рукописные шрифты). Большинство шрифтов, имитирующих рукописное написание.
  • (10) Symbolic {символьные шрифты). Шрифты, содержащие наборы специальных символов (математических, музыкальных и др.), которые могут использоваться с любым шрифтом.
  • (11) No classification {не относящиеся ни к одной из групп). Шрифты, не относящиеся ни к одной из групп. Для таких шрифтов невозможна автоматическая подстановка.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>