Полная версия

Главная arrow Литература

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В МОНОГРАФИИ

АС - актуальный смысл

АСП - ассоциативно-смысловое поле

КЛ - когнитивная лингвистика

КМ - картина мира

КО - концептуальная область

КСКТ - краткий словарь когнитивных терминов

КСл - концептуальный слой

КСм - концептуальный смысл

ЛСВ - лексико-семантический вариант

РАС - русский ассоциативный словарь

СКИ - содержательно-концептуальная информация

СП - семантическое поле

СПИ - содержательно-подтекстовая информация СФИ - содержательно-фактуальная информация ТМП - текстовое метафорическое поле ХКМ - художественная картина мира ХТ - художественный текст ЯМ - языковая метафора

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе проводится моделирование метафорической художественной картины А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом», также использовалась публицистика разных лет. Впервые художественный текст братьев Стругацких рассматривается в русле когнитивной лингвистики, при этом моделирование художественной картины мира не самоцель, прежде всего важна предлагаемая методика исследования текстов, насыщенных метафорами. Эту методику можно применить и к другим текстам.

Монография включает 3 главы. Первая глава посвящена определению основных понятий. Дается определение концепта, рассматриваются его свойства, типы, способы репрезентации и методы концептуального анализа. Среди прочего разрабатывается актуальная проблема когнитивной лингвистики на современном этапе: соотношение лексического значения полисеманта и концептуальных структур; рассматриваются разные точки зрения на этот вопрос и предлагается новое решение данной проблемы: предлагается ввести в научный оборот термины «концептуальная область», «концептальный слой», «концептуальный смысл». Рассматривается метафора и ее свойства, при этом особое внимание уделяется текстообразующей и гносеологической (концептуальной) функциям. Выстроена иерархия функций метафоры в плане реализации их в тексте, выделены основные, вспомогательные и второстепенные функции, при этом концептуальная и текстообразующая функции оказываются тесно связанными и значительно конкретизируются по сравнению с предшествующими исследованиями. Завершает первую главу рассмотрение основных закономерностей лексической и концептуальной организации текста. На основе различных полей (семантического, ассоциативного, ассоциативно-смыслового) предлагается инструмент моделирования художественной картины мира - текстовое метафорическое поле.

В моделировании метафорической художественной картины мира авторов и выявлении ее специфики использован прием сопоставления наиболее актуальных, текстообразующих концептов и соответствующих фрагментов картины мира социума, поэтому вторая глава посвящена моделированию фрагментов русской национальной картины мира, соотносящихся с основными текстовыми концептами романа А. и Б. Стругацких. На основе разных источников (преимущественно словарей) рассматриваются ментальные структуры, объективированные лексемами серый, серость и Бог. Стоит отметить актуальность и определенную самодостаточность этой главы, поскольку анализ словарей символов и научной литературы обнаруживает некоторые пробелы в этой области.

В третьей главе рассматривается текст братьев Стругацких, моделируются текстовые концепты и выстраивается система связей между ними. В процессе анализа обращают на себя внимание некоторые закономерности. Текстовые концепты претерпевают существенные изменения по сравнению с соответствующими фрагментами картины мира социума: одни концептуальные признаки актуализируются, другие - теряют свою актуальность, появляются новые концептуальные признаки. Пожалуй, самое существенное - лексическая и концептуальная организация художественного текста осуществляется через множество оппозиций, которые создают как бы разность потенциалов, напряжение.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>