Смыслоопределяющее пространство личности в социальной среде образовательного учреждения (Г.В. Сороковых)

В последние годы произошло стремительное ускорение социокультурных процессов. Человек, его место в мире, смысл бытия - «вечные» философские проблемы получили новое рождение в начале XXI века. Ренессанс смысложизненных проблем объясним, прежде всего, стремлением обрести смысл, свойственным человеческой натуре, и усилен атмосферой «духовного вакуума», «дефицитом» рационально - нравственного постижения жизни, остро ощущаемым большинством наших современников. «Коллективными» усилиями, особенно благодаря «усердию» средств массовой информации, в общественное сознание внедрены стереотипы жизненной стратегии «деловой хватки» и «умения жить». Страх перед будущим и борьба за выживание одних людей и возможность быстрого обогащения других, падение значимости моральных принципов усиливают неоднозначность формирования личности, рождая полярные тенденции самореализации, два взаимоисключающих стремления «жить лучше» и «быть лучше». В таких условиях нелегко найти гармонию между вертикальными и горизонтальными устремлениями человека. Особенно злободневно сегодня обращение к смысложизненным проблемам современных детей и подростков, их нравственному воспитанию, духовным истокам, к вечным ценностям.

Проблема распадается на ряд составляющих: смысл, смысл жизни и смежные с ними понятия; мотивы и удовлетворение потребностей, развитие интересов и ценностных ориентаций; условия, механизмы и направления формирования, поиск смысла и форм позитивной самореализации личности школьника в социальной среде образовательного учреждения, семьи, улицы.

Для того чтобы изучить смыслоопределяющее пространство личности в социальной среде образовательного учреждения, обратимся к феноменологии понятия «смысл».

Как сказано в философском словаре, «смысл» - внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности. Смысл - сущность феномена в более широком контексте реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности. Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью. Противоположностью смысла является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Иод смыслом может подразумеваться, например, целеполагание, а также результат какого-либо действия.

Изучение теории формирования и самореализации личности, постижение человеком смысла приобретает особое «усиленное» звучание в реформируемом обществе, когда необходимо выявить источники и резервы социальных преобразований и совершенствования молодого человека в различных социальных средах, в том числе и в среде образовательного учреждения.

Обращаясь к истокам понятия смысла в отечественной науке, можно отметить, что введение понятия личностного смысла относится к 1947 году. Рассматривая значение как об обобщенное «отражение действительности независимо от индивидуального, личного отношения к ней человека», А.А. Леонтьев говорит о личностном смысле как субъективном значении данного объективного значения. Такое понимание смысла, с одной стороны, очень близко идее Л.С. Выготского о взаимодействии аффекта и интеллекта и об аффективном отношении к действительности как специфической для человека способности. С другой стороны, это определение А.А. Леонтьева личностного смысла перекликается с особенностями понимания смысла в зарубежной психологии, где смысл понимается как взаимодействие индивидуального и общественного в человеке.

Таким образом, человек сам строит свою картину мира, и картины других миров (например, идеального мира), тем самым связывая себя как личность и окружающий мир, преодолевая биологическую логику жизни животных и выходя на уровень смысловой регуляции, исходя из собственных смыслов своей жизни или даже находясь выше (вне) них. Внутренний мир человека - не набор субъективных реальностей, не имеющих ничего общего с действительностью, и не совокупность безликих значений мира. Внутренний мир человека есть «своеобразным образом преломленная и обобщенная внешняя реальность, окрашенная тем смыслом, который она имеет для человека... Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним ...».

В рамках проблемы смыслообразующего пространства личности подростка в социальной среде образовательного учреждения выделим наиболее значимые категории, среди которых «смысл и ценность» являются наиболее важными.

Мир духовных ценностей нельзя навязывать подростку. Эти ценности приобретаются в процессе его деятельности. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом - только так формируется полноценная личность.

Исходя из выше изложенного, можно отметить, что духовнонравственное воспитание личности подростка в условиях образовательного учреждения происходит путем освоения им общественноисторического опыта человечества в процессе учебной и внеучебной деятельности, общечеловеческих и национальных гуманистических взаимоотношений в целом.

Помимо семантических определений смысла существуют и прагматические, которые оценивают это явление с позиции человека как субъекта деятельности. В этом случае смысл становится ценностью, значимостью или характеристикой полезности предмета для пользователя. Смысл обретается в контексте жизненной ситуации, потребностей, самосохранения и проективной деятельности. Смысл содержит компонент как знания о предмете, так и отношения к нему. В выражении "какой в этом смысл?" смысл отождествляется с пользой.

В социальной среде образовательного учреждения происходит процесс целенаправленного включения подростков в различные виды деятельности, как на уроках, так и на занятиях в системе дополнительного образования (факультативы, клубы, студии, секции, объединения по интересам), способствующие формированию у них духовно-нравственных ценностей, лидерских качеств, гражданской позиции. Таким образом, воспитание и социализация подростков в условиях образовательного учреждения понимается как процесс их целенаправленного, организованного самоопределения в формировании нравственных ценностей, позиций, чувств, художественно-эстетического вкуса при условии содружества, сотворчества всех субъектов системы образования.

Вопрос о смысле жизни раскрывается как понимание содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти подростку ответ на вопросы:

  • • «В чём состоят жизненные ценности?»
  • • «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
  • • «Зачем (для чего) жить?».

Анализ содержательного аспекта ценностных ориентаций свидетельствует о доминировании у подростков таких личностно значимых ценностей, как «здоровье», «любовь», «верные друзья», «счастливая семейная жизнь». Ценности, связанные с активным отношением личности к окружающей действительности («общественное признание», «активная деятельная жизнь», «творчество»), менее значимые, и занимают нижнюю часть иерархической структуры. Для подростков характерны: большая направленность интересов на возможность получения образования; высокий уровень «закрытости» тем, связанных со сферой секса, полового развития и т.д. Для подростков, обучающихся в городских школах, актуальнее другие проблемы: профессиональное самоопределение, поиск «понимания» и т.д.

Среди нравственных черт школьники больше всего ценят понимание, доброту, общительность, готовность помочь, честность. Выбор ценностных ориентаций по половому признаку свидетельствует об определенных отличиях в предпочтениях юношей и девушек. Так, совместно выделенным ценностям юноши придают жизненную мудрость, что объясняется желанием поскорее стать взрослыми, потому что зрелость, как правило, ассоциируется с жизненной мудростью. Девушек характеризует стремление к лидерству, стремление продемонстрировать свою уникальность и неповторимость, поскольку наиболее значимыми они считают такие ценности: общественное признание, как уважение окружения, коллектива, товарищей, независимость в поступках и суждениях, аккуратность.

В условиях образовательного учреждения подросток может видеть смысл своей жизни в достижении успехов в учебной и во внеурочной деятельности; во враждебной среде существования жизнь школьника может утратить для него свою ценность и смысл. Следует подчеркнуть, что это достаточно сложный и .многоаспектный вопрос современной действительности, который не решается сразу и быстро.

Духовно-нравственное развитие гражданина России - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Поэтому у человека, "вступающего в жизнь", есть серьезные задачи: определить свое место в окружающем мире (или, в принципе, свою значимость в нем) и найти смысл жизни, цель своего существования. Вопросы эти по плечу не каждому взрослому, и далеко не каждый взрослый их себе задает. Подросток беспокоится о том, что он будет делать в мире взрослых, что его ждет впереди. Теперь он вроде бы должен сам идти по жизни, но куда? Здесь многие буквально спотыкаются, потому что не могут найти ответа на этот вопрос. Причем практически никто из взрослых в большинстве случаев не может помочь подростку в этом. Большинство подростковых суицидов происходят потому, что однажды юный человек приходит к выводу: я никому не нужен.

Кстати, то, что подросток начинает размышлять о своем месте в этом мире и о смысле своего существования - это начало пробуждения зрелого интеллекта. Но это многих родителей как раз и пугает. Конечно, речь не обо всех родителях, но, увы, о большинстве: не имея возможности социализироваться иными путями, они реализуются в качестве "вечных учителей" для ребенка. И как только ребенок начинает спрашивать о том, что неясно самим родителям — эти вопросы начинают либо высмеиваться, либо откровенно игнорироваться. Порой получается, что о своем предназначении детям проще размышлять в школе, чем в семье.

До сих пор выпускается большое количество книг для подростков: "Как изучить себя", "Как идти на первое свидание", "Как общаться" и т.п. Книги пользуются неизменным спросом, и их количество на прилавках (и в Интернете) более чем оправдано. Вроде бы, если подростки читают, значит, у них есть тяга к знаниям, пусть поначалу даже к таким элементарным: человек учится получать и обрабатывать информацию. Но почему сведения такого рода не могут хотя бы в первом приближении дать родители? Причин тому несколько. Во-первых, иногда они сами таких вещей не знают (в силу нашей общей психологической малоосведомленности). Во-вторых, иным просто некогда вести со своими детьми душевные разговоры - приходится «вкалывать» на двух-трех работах. И, в-третьих, многие родители просто не умеют говорить с ребенком на такие темы: как минимум, потому, что у самих родителей в плане адаптации пока еще достаточно собственных проблем.

Сложившееся личностно-неориентированное школьное образование, спонтанное «обучение» средствами массовой информации привели к появлению нового педагогического субъекта-объекта, экологию которого в подростковом возрасте определяют:

  • • усталость от школы и взрослых как источников неконструктивных предложений и советов;
  • • отсутствие среды конструктивного общения;
  • • узкий круг полноценного межличностного общения;
  • • отсутствие условий для позитивной самореализации;
  • • отсутствие возможности персонально располагать собственным временем;
  • • довольно значительное давление микросреды класса, школы, семьи;
  • • отсутствие литературы, материалов СМИ по тематике профессионального становления на доступном для тинэйджеров уровне;
  • • отсутствие примеров-иллюстраций широты продуктивной профессиональной деятельности людей;
  • • абсолютизация «домашнего» образа жизни;

. распространение «недомашнего» образа жизни, часто вне семьи, в «прайде»;

  • • отчуждение школьного «знания» от актуальных запросов собственной жизни;
  • • невысокие эстетические эталоны праведности и опрятности жизни.

В этих условиях начинает преобладать социотип «среднего» подростка, которого характеризуют:

  • • искаженные представления о труде людей и мире профессий;
  • • отсутствие влияния родителей и окружения на выбор жизненных планов и будущей профессии;
  • • неуважение как к умственному, так и к физическому труду;
  • • криминализация сознания и мировосприятия;
  • • отсутствие примеров и образцов успешной карьеры;
  • • убежденность в неправомерности какого-либо планирования, явные элементы религиозного сознания;
  • • низкий уровень интеллигентности и информационного фона разумения;

. отсутствие авторитета старших и неприятие даже их советов;

. отсутствие отношения к собственной судьбе и жизни как к ценности;

  • • инфицирование сознания различным информационным хламом;
  • • конфронтационные мотивы поведения, иногда в аутистической форме;
  • • стремление быть «как все» без выпадения из субкультуры тинэйджеров;
  • • неуверенность в своих силах, расчет либо на «помощь» родственников, либо на удачу, случай;
  • • довольно слабый интерес к своей индивидуальности;
  • • ограниченный спектр чувств и ощущений, положительных эмоций;
  • • весьма узкий круг случайного чтения.

У современных подростков одна из серьезных проблем, связанных с жизненным предназначением - «профориентация», этап выбора профессии. Начиная с того, что в силу нынешних реформ образования окончательно выбирать профессию - или, по крайней мере, направление своей будущей деятельности - желательно уже классе в восьмом, в 14 лет. Когда большая часть подростков еще толком не знает, в какой области хотела бы реализовываться; а тем, кто определился, в той или иной степени «помогли» родители (иногда фактически делая выбор за ребенка). Но школьная система, требуя к девятому классу определиться со сдаваемыми экзаменами и с продолжением учебы «по направлениям», фактически не оставляет времени для полноценной профориентации. Вкупе с необходимостью «искать работу, прежде всего востребованно-денежную» и получаются

S3

на выходе молодые люди, которые в жизни достаточно растеряны и дезадаптированы. Здесь можно много говорить о психотравмах, о родительских сценариях и т.п., но основной путь решения проблемы - опять-таки помочь человеку разобраться, зачем он живет, прежде всего, для самого себя и что конкретно хотел бы в своей жизни делать, а потом уже решать - как быть и какие шаги осуществлять для реализации этих целей и задач.

Невозможно «вручить подростку смысл жизни на блюдечке»: это будет ваш смысл, а не его. Молодому человеку самому необходимо увидеть и почувствовать, для чего он живет. Но если предоставить ему определяться, как сумеет (опять же при недостатке информации), ситуация будет, как в старом анекдоте, где человек потерял часы "там, за углом, но ищет под фонарем - потому что здесь посветлей". Точно так же и подросток нередко ищет свою значимость не там, где она на самом деле находится (потому что не знает ничего, в первую очередь, о самом себе), а "где посветлей" - где указывает семья или школа, общественное мнение или друзья. И такого подростка (особенно не наученного в семье здравому скепсису), в принципе, легко убедить в чем угодно, если сказать вовремя: "Твое предназначение ЗДЕСЬ". Да еще по пути дать ему хотя бы иллюзию того уважения и понимания, которого он лишен в семье. Вот таким образом затягивают подростков в свои ряды и сектанты, и фашисты, наркодилеры, разнообразные субкультуры.

Еще одна проблема подростка - конфликт с миром взрослых, вернее, с необходимостью в него влиться. Вообще известно, что дети стремятся скорее вырасти, но это заложено на биологическом, бессознательном уровне, а сознание ребенка, как правило, постепенно начинает подвергаться другой обработке: дети видят, что взрослым быть плохо. Взрослые буквально «отшибают» у него желание вступать в их мир - во-первых, тем, что поучая детей "как надо жить", сами не в состоянии решить своих проблем («мол, живи как мы и получишь те же трудности»), а во-вторых, тем, что изначально между детьми и родителями возникает то самое противостояние при поиске смысла жизни. У подростка волей-неволей возникает мысль: а надо ли вообще становиться таким взрослым, который сам несчастен, неизвестно ради чего живет и с которым не о чем поговорить?

Кроме того, нежелание взрослеть формируется опять же у тех детей, которые привыкли либо к позиции господина (и брать на себя кроме удовольствий еще и ответственность явно «неохота»), либо к позиции слуги, за которого все решают господа родители, и сам принимать решения он просто не умеет (или считает, что не умеет) и потому этого боится. В итоге возникает внутренний конфликт между бессознательной потребностью развиваться и страхом перед реализацией этой потребности. Результатом такого конфликта вполне может быть и протестное поведение, в частности, известный "подростковый нигилизм", и упорное противоречие любому взрослому, и нарочитая детскость, а то и откровенное стремление уничтожить свой интеллект (те же наркотики или алкогольные напитки).

Сегодня проблема социализации подростка превращается в общегосударственную. Как только в нашем обществе будет возведена на пьедестал ценность отдельной личности и уважение к ней, тогда молодым людям не будет нужды спрашивать, насколько нужен миру любой из них: это будет изначально понятно. Но даже если сложно так сделать в масштабе целого государства, можно осуществить это хотя бы в рамках отдельной семьи. В частности - изначально растить не господина или слугу, а друга. Уважать достоинство вашего ребенка, научить его делать самостоятельный выбор, позволить ему с самого начала почувствовать себя значимым хотя бы в семье и школе. И тогда он гораздо легче адаптируется в обществе.

В последние годы обеспокоенность общества ростом суицидов среди подростков привела к повышению усилий по их предотвращению на всех уровнях управления. Это беспокойство оправданно. Суицид - третья по частоте причина смерти среди подростков после несчастных случаев и убийств; при этом статистика, возможно, недооценивает число самоубийств. Исследования старшеклассников показали, что от 54 до 62,6% школьников либо проявляли суицидальное поведение, либо думали о самоубийстве.

Обследования подростков, пытавшихся совершить самоубийство, а также «психологическая аутопсия» уже совершенных суицидов выявили определенные факторы риска. Хотя многие подростки, сталкивающиеся с ними, не приходят к мыслям о самоубийстве и не пытаются его совершить, эти факторы могут служить сигналами, предупреждающими о возможной опасности.

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. На наш взгляд, положительным моментом является то, что в последних образовательных стандартах делается акцент на такие значимые смыслообразующие понятия, как формирование духовно-нравственных качеств школьников, их гражданской позиции, патриотизма, которые придают особый смысл жизни и ценностям для человека.

Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Человек встает на путь духовного развития, когда пытается найти первый и изначальный смысл понятия «духовное». Л.Н. Толстой считал духовность специфическим человеческим свойством, благодаря которому он объяснял связь конечного с бесконечным, вечным, с Богом, с истиной.

Человеческая природа в своей сущности непорочна, но у каждого человека есть свобода выбора — он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность). Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает, прежде всего, умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей. Исключительно важно поддержание внутрисемейных связей, следование многочисленным ритуалам и традициям, образование и культура.

Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему. По мнению многих авторов, начиная с А.Н.Леонтьева, иерархизованная система смыслов представляет собой ядро личности.

Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуются реальные жизненные отношения субъекта.

Одним из важнейших смыслов человеческого бытия является проблема самореализации.

Поиски личностью смысложизненных ориентиров находятся в диалектической связи с её самореализацией и формированием. В исторической ретроспективе наиболее продуктивный подход к проблеме самореализации разработан Г. Гегелем и К. Марксом, которые, рассматривая проблему, основывались на диалектике деятельности и сущностных сил человека. В современных условиях немецкие ученые, например, В. Краус, Н. Энкельман и др. активно обращаются к теме самореализации.

В рамках научно-теоретического знания проблема самореализации личности долгое время считалась сугубо психологической проблемой. Наиболее известными являются концепции К. Роджерса и А. Маслоу. Также можно отмстить работы таких западных и отечественных психологов как А. Адлер, К. Левин, Г. Олпорт, К.А. Абульханова-Славская,

A. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский,

B. А. Ядов и др.

При раскрытии проблем самореализации школьника в образовательной среде мы опираемся на концепции самоутверждения личности А. Адлера, самоактуализации А. Маслоу, актуализации К. Роджерса, самореализации К. Гольдштейна, кризисных возрастов Л. С. Выготского, самоопределения и обретения смысла В. Франкла, само-трансценденции Э. Фромма и др.

Подростковый возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, поэтому данная программа построена таким образом, что каждый ребенок может попробовать себя в качестве лидера, что, несомненно, будет способствовать его самореализации.

Например, Программа «Лидер» помогает выявить увлечения, способности и скрытые таланты подростков, способствует саморазвитию, самовоспитанию, самореализации каждого ребёнка, помогает стать успешным, найти свою область деятельности. Целью программы является создание условий для формирования активной жизненной позиции школьников. Данная программа выявляет и реализует лидерский потенциал подростка; формирует в его сознании понятие о лидере как о человеке, берущем на себя особую ответственность; развивает лидерские качества личности в процессе участия в работе школьных органов самоуправления.

Подростковый возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, поэтому Программа «Лидер» построена таким образом, что каждый обучающийся может попробовать себя в качестве лидера. Основные направления программы - социальное проектирование, социальная инициатива, социальное взаимодействие. Каждое направление имеет свои задачи и формы работы. Программа «Лидер» помогает выявить увлечения, способности и скрытые таланты ребят. Она способствует саморазвитию, самовоспитанию, самореализации каждого ребенка. Помогает стать успешным, найти свою область деятельности. Проведенные школьным психологом коммуникативные тренинги помогают освоить простые истины эффективного взаимодействия с окружающими, находить ответы на возникающие вопросы.

Смысл жизни — высшее проявление личностной сущности, диалектически связанное с самореализацией. Он не является объяснительным понятием, а представляет собой характеристику общей направленности жизни. При таком подходе самореализация в проблеме смыслообразующих основ жизни личности - фактор и необходимое условие развития системы «человек - мир», осуществление предназначения человека и преобразования мира, практический критерий достижения смысла жизни.

Социальное становление школьника, которому должны способствовать воспитание и обучение, - процесс исключительно сложный, многофакторный. Тем не менее, для самостоятельной жизни и трудовой деятельности в реформированном обществе у выпускников общеобразовательной школы должны быть сформированы такие личностные качества, как самостоятельность, эмпатичность, ассертивность, а также в достаточной мере развиты адекватная самооценка, коммуникативные и организаторские способности.

Модель смысловой самореализации личности трехуровневая:

  • 1) бытие в себе и для себя (индивидуализм, эгоизм или себялюбие);
  • 2) бытие для других (самоотверженность, самоотречение или альтруизм);
  • 3) обогащенное возвращение к себе, когда исчезает дилемма, и сливаются воедино оба начала (эгоизм и самоотречение).

Данная модель базируется на представлениях об уточненном, применительно к изменившимся условиям, идеале гармоничной личности, терминальный набор качеств которой дополняется предпринимательской способностью и прагматическими смыслами. Регулирование осуществляется осознанными личностными смыслами (нравственными ценностями); в обстановке осложнения глобальных проблем человечеству необходимо переосмыслить привычную систему смыслов на основе приоритета избирательной, устойчивой регуляции, которая не определена заданными детерминантами и тесно связана с личностными ценностями.

Активная личность не довольствуется собственными успехами, она обязательно не равнодушна, отдает себя другим людям. Эти "вклады" могут быть не только позитивными. Случаи вовлечения малолетних в преступные 1руппировки, алкоголизация, наркотизация населения в последние годы - пример присвоения, принятия негативных смысловых ориентаций.

В условиях общественных трансформаций всегда "выплескиваются" кризисные явления, актуализируются "негативные смысловые ориентации", открываются возможности "попробовать все", снижающие личностный потенциал. В этой связи, как одна из возможностей решения проблемы может быть применена модель деятельностно-активного поведения, успешно развиваемая российскими учеными. Благодаря деятельностно- утверждающему поведению человек может поступать независимо, смело, с чувством собственного достоинства, отстаивая свою позицию и право на самореализацию. Личностные смыслы, чем более осознанны, тем более деятельно-продуктивны. Они восстают против стереотипов "учитель лучше ученика", "старших всегда нужно слушаться", "начальник всегда прав", являясь критерием определенного стиля поведения, где обретена контактная граница с окружающим миром и обозначена "личностная территория".

Например, у наркомана тоже есть система жизненных смыслов, которая является основой "новой", ужасной жизни, вернее медленной смерти. Как антонимы продуктивной активности можно привести примеры агрессивности как "ущемления" прав других и пассивности как "ущемления" собственных прав.

Осознанное смысловое восприятие соединяет активность "в себе" и "от себя". Здесь значима способность личности к внутреннему диалогу, который отличается направленностью на поиск истины, стремлением не только выработать свою, но и освоить другую точку зрения.

Очевидно, что в современных условиях школьник обладает возрастающей степенью свободы, имеет больше возможностей выбирать идеалы, ценности, образцы поведения, определять свою самореализацию. Но полностью "быть свободным от общества нельзя", этот постулат марксизма не менее актуален, ведь истина всегда посередине и одинаково плохо иметь как "унифицированного", сплоченного в коллективные тела индивида, так и одинокого, предоставленного только себе, никому не нужного человека. Любое воздействие результативно лишь тогда, когда из внешнего (объектного) по отношению к субъекту становится внутренним (субъектным).

В рамках деятельностно-активного поведения в образовательном пространстве школы, самообразование является одним из ведущих личностных смыслов. Главная задача самообразования - самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему. В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

  • • ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность, расставлять смысловые акценты;
  • • быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;
  • • осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;
  • • использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;
  • • расширять личностные образовательные интересы и потребности.

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда - системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей, прежде всего, из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний. Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей подростков.

Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех обучающихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.

Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят прежде всего от идеалов, общественной направленности деятельности школьника, от волевых свойств личности, от той значимости, которую школьник придает среде сверстников. Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания обучающихся.

Появление у подростков умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки является одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый школьник, особенно в подростковом возрасте, в состоянии достичь высокого уровня нравственного самосовершенствования, но для этого необходимо так построить педагогический процесс, чтобы вся система воспитательных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения. Самовоспитание школьников, особенно в раннем юношеском возрасте, имеет всесторонний характер. Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств. Существует тесная связь между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих качеств. Показателями этой зависимости выступают: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат в коллективе, помощь учителя в выборе приемов и средств самовоспитания. По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс.

Первая функция выражается в том, что коллектив формирует у обучающихся положительное отношение к социально ценным видам деятельности, развивает стремление и желание активно участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т. д.

Вторая функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания обучающихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий.

Индивидуальное развитие обучающихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов школьников, широта их кругозора, высокий уровень общей культуры создают условия для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что в свою очередь обогащает коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом.

Наиболее распространенными приемами самовоспитания школьников являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка. Итак, чтобы выбрать личностную стратегию формирования и самореализации, необходимо осмыслить (создать) систему смыслообразующих основ, которая определяется высшим нравственно-ценностным уровнем. Одновременно сама система смыслообразующих основ создается в деятельности, а её "сформированность" проявляется в реальных поступках человека. Система смыслообразующих основ личности всегда находится в состоянии "недозавершенности", является гибкой, мобильной, что особенно касается её низших уровней - ситуационных смыслов. Личностные смыслы могут изменяться как при прямом, так и опосредованном воздействии на человека под влиянием обстоятельств, среды, событий жизни, других людей, но в большей степени определяются самой личностью, её внутренней смыслополагающей (смыслопорождающей) работой.

Решающую роль в самовоспитании начинает играть самооценка. Важным мотивом самовоспитания становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам. Самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам. Поскольку развитие личности - процесс непрерывный, не имеющий предела, самовоспитание - дело всей жизни человека.

Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов.

Необходимыми компонентами самовоспитания являются: рефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы самовоспитания входят: удовлетворенность, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ.

Для выработки у современного подростка ключевых компетенций необходима дидактическая система, хорошо подготовленные в этом вопросе педагоги. Главное, что должен понимать каждый подросток - его жизнь еще много раз изменится к лучшему или к худшему - в зависимости от внешних обстоятельств и, в большей степени, от собственной активности, - и к этому нужно быть всегда готовым.

Разрозненные смыслы с помощью деятельности "внедряются" в систему смыслообразующих основ, "проверяются" поступками и могут стать ценностями, осознанными личностными смыслами, направляющими и определяющими бытие.

В современных условиях достаточно часто понятие самореализация раскрывается в непосредственной связи с категориями "карьера", "власть". Личность, самореализуясь, может "бросать вызов" группе, общности, обществу в целом, противостоять им, выражая возможность собственного, неповторимого воплощения, раскрытия и осуществления себя.

Межличностные отношения составляют универсальную сферу, в которой реализуется диалектика единичного, особенного и всеобщего, переплетается индивидуальное и "родовое" в жизни человека, где происходит "осознание падения, осознание утраты реальности Я и тоска по обретению Я подлинного, погружение в ту глубинную почву, которую человек называет отчаянием и из которой самоуничтожение и возрождение, могут стать началом обновления".

Например, в современных условиях можно говорить о значительной трансформации жизненных личностных смыслов, существенно отличающихся от предшествовавших поколений. Это, прежде всего, человек экономический - выгода, материальная заинтересованность являются основными мотивами его поведения... Он признает цену труда, но труд для него не столько поле приложения творческой энергии, сколько средство материального благосостояния, прочного положения в обществе.

Таким образом, российская общеобразовательная школа XXI века должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в образовательной среде школы должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося, наполняющая его жизнь смыслом и ценностями, потому что, на наш взгляд, отношение к школе является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >