Полная версия

Главная arrow Культурология arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Циклическое развитие культур

Вопрос можно поставить и более широко. А является ли в действительности культура мощнейшим всплеском духа? Можно ли говорить о том, что все формы культурного творчества равнозначны? Мыслители разных эпох пытались провести разграничение между истинным воспарением человеческого духа (культурой) и рутинным воспроизведением застывших форм деятельности человека (цивилизацией). Однако есть ли сегодня основания для различения культуры и цивилизации?

Среди тех, кто пытался ответить на этот вопрос, был и упоминавшийся ранее немецкий философ О. Шпенглер. В основе его концепции культуры, изложенной им в широко обсуждающейся и поныне книге «Закат Европы» (1918—1922), лежит уподобление (аналогия) культуры живому организму. Точно так же, как живые организмы проходят определенные стадии (фазы, циклы): рождаются, живут, расцветают, дряхлеют и умирают, цветенье культуры не вечно, оно утрачивает свой жизнеутверждающий пафос. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

По мнению О. Шпенглера, культурно-исторические типы загерметизированы, непроницаемы друг для друга. Эта мысль, напомним, содержалась и в книге «Россия и Европа» Данилевского, который считал историческим законом непередаваемость культурных начал. Однако такое понимание культуры подверг критике еще В.С. Соловьев, утверждавший, что действительное движение истории состоит главным образом в этой передаче культурного наследия. Так, возникший в Индии буддизм был передан народам монголоидной расы и определил собой духовный характер и культурно-историческую судьбу всей Восточной и Северной Азии. Разноплеменные народы Передней Азии и Северной Африки, составлявшие, но Данилевскому, несколько самостоятельных культурно-исторических типов, на самом деле сперва усвоили просветительные начала эллинизма, затем — христианство и, наконец, исламскую религию аравийского пророка Мухаммеда (VI—VII вв.).

Еще примеры. Христианство, появившееся среди еврейского народа, даже дважды нарушило «исторический закон», о котором писали Шпенглер и Данилевский: сначала евреи передали свою религию греческому и римскому миру, а потом через эти два культурноисторических типа — германо-романскому и славянскому, помешав им исполнить «требование теории» — создать собственные религии. Вероисповедные различия внутри самого христианства также не соответствуют данной теории, ибо «единый» германо-романский мир разделился между католичеством и протестантством, а славянский — между католичеством и православием, причем и православие не было выработано самим славянством, а было целиком воспринято от Византии, т.е. от совершенно другого культурно-исторического типа.

Подобное противоречие можно обнаружить и в концепции Шпенглера, утверждавшего, что представитель одной культуры не в состоянии проникнуть в ядро другой культуры, хотя в его работе «Закат Европы» содержатся чрезвычайно глубокие, захватывающие воображение описания древних культур. Как же он сумел восстановить образы давно ушедших эпох, если, по его же словам, культуры непроницаемы?

Однако, несмотря на явные противоречия, в книге Шпенглера есть и чрезвычайно неожиданные, можно сказать, провидческие утверждения. В частности, в начале нынешнего столетия, т.е. задолго до того, как компьютер «вычислил» обреченность технической цивилизации, указав на исчерпаемость энергетических и сырьевых ресурсов на земле, Шпенглер в жанре мистического постижения писал о подорванности европейской культуры, о ее закате.

Согласно Шпенглеру, не только европейская культура, но и вся западная цивилизация, обретшая планетарные формы (ее обычно называют техногенной, т.е. порожденной техническими достижениями европейцев), мчится к собственным пределам. У этой цивилизации, рожденной фаустовским духом, нет будущего. На смену ей должна прийти цивилизация антропогенная, т.е. «скроенная по меркам» человека, а не машины. Однако никто не знает, как выцветший дух европейской культуры может явить чудо преображения... Возможно, здесь помогут знание истории культуры, понимание ее смысла, сути?

С точки зрения Шпенглера, культура — это первофеномен всей прошлой и будущей всемирной истории. Всякая культура переживает все возрасты отдельного человека. Чтобы уяснить себе, в каких образах протекает угасание западной культуры, рассуждал Шпенглер, необходимо сперва понять, в каких отношениях вообще любая культура находится к видимой истории, к жизни, к душе, в каких формах она обнаруживается. Народы, языки и эпохи, битвы и идеи, государства и боги, искусства и их плоды, хозяйственные формы и мировоззрения, великие люди и грандиозные события — все это символы и как таковые они подлежат толкованию...

Не случайно, развивая мысль об обособленности культур, Шпенглер особенно резко отзывался о понятии «человечество». Да, народы оказываются в разновременном пространстве. Ведь культуры живут и умирают. Это происходит в разных ареалах. «Но “человечество”, — отмечает Шпенглер, — не имеет никакой идеи, никакого плана, совершенно так же, как их не имеет какой-нибудь вид бабочек или орхидей». Стоит только, по мысли Шпенглера, этому фантому исчезнуть из кругозора проблемы исторической формы, как тотчас же всплывает поразительное богатство действительных культурных форм. Вместо монотонного образа растянутой в линию всемирной истории можно видеть множество могучих культур, с первозданной силой расцветающих на лоне родной местности... «Каждая из них дает собственную форму своему материалу — человечеству; каждая из них имеет собственную идею, собственные страсти, собственные жизнь, волю, чувство и собственную смерть».

В современной культуроведческой литературе складываются два в основе своей родственных представления о человечестве, хотя в первом случае подразумевается единая судьба народов, населяющих земной шар, предполагается, что межкультурные связи приведут к выработке единой общепланетарной культуры, а в другом случае речь идет о собирательном понятии, которое отражает лишь высокую степень абстракции; идея единой глобальной культуры отвергается; общечеловеческое единство мыслится как связанная незримыми узами мозаика культур. В этом смысле культура действительно развивается циклично.

Однако понятие «цивилизация», как и понятие «культура», окончательно не выработано. Существует приблизительно 200 определений понятия «цивилизация». Вот некоторые из них.

  • 1. Мировая цивилизация — это этап в истории человечества, который характеризуется определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, ценностей, навыков, интересов, технологий, экономики, способа производства, политических и общественных отношений, духовной жизни.
  • 2. Цивилизация — это определенные культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельных стран, групп стран, этносов, связанных общей судьбой.
  • 3. Американский ученый А. Дж. Тойнби указывал, что цивилизация — это «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны».
  • ? Философы и культурологи по-разному понимают смысл термина «цивилизация». . Одни выдвигают идею существования локальных цивилизаций, другие считают возможным говорить о существовании двух суперцивилизаций (Восток и Запад).
  • 4. Другой американский ученый — С. Хантингтон дал такое определение. Цивилизация — это «культура, дошедшая до естественных границ своего распространения». Это «некая культурная сущность», культурная общность «наивысшего ранга».

Таким образом, основные подходы к определению цивилизации сводятся к следующему.

  • 1. Цивилизация как часть целого, как стадиальный этап культуры. При этом цивилизация выступает высшей ступенью развития по отношению к варварству.
  • 2. Цивилизация как фаза заката культурно-исторического цикла.
  • 3. Цивилизация как особенность культурно-исторического развития. Именно так рассматривают цивилизацию большинство современных философов.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>