Полная версия

Главная arrow Литература arrow Ораторское искусство

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Нравственные составляющие публичной речи

Искусство владения речью является сильным средством, которое может служить добру или злу, истине или лжи. Все зависит от того, в каких интересах это средство используется. Любая настоящая публичная речь имеет нравственное содержание и требует формирования этических предпосылок.

Нравы говорящего убеждают больше, чем его речи (Публий Сир). Обращаться со словами нужно честно (Н.В. Гоголь).

Оратор должен быть честным человеком. Он не имеет права торговать своим красноречием (П. Рамус).

Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти (Л.Н. Толстой).

Эти и тысячи других высказываний подчеркивают нравственную значимость слова. И.А. Бунин метко заметил, что сама речь отражает нравственное многообразие прошлой и настоящей жизни людей. Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана;

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь[1].

Участники публичной речи — оратор и аудитория — вступают не только в вербальные, логические, психологические и т.д., но и в моральные отношения. В этой связи характер общения в значительной степени зависит от нравственных личностных характеристик участвующих в нем людей. Мораль ориентирует оратора и слушателей на восприятие каждого человека как носителя и выразителя «внутреннего морального закона». Это определяет ценностные ориентации и оратора, и аудитории, значимость нравственных критериев, незыблемость нравственных принципов. Поведение оратора, моральная оформленность его речи не безразличны слушателям, влияют на их настроение, внутреннее состояние и установки, на восприятие выступления. При этом необходимо отметить и обратное воздействие духовно-нравственного состояния аудитории на оратора.

Вначале определим сущность моральных (или нравственных) отношений. В этой главе не делается строгого различения категорий «мораль» и «нравственность». Они употребляются как синонимы. В этике нравственные отношения принято рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, нравственные отношения — это существующие у субъектов мировоззренческие ценностно-нравственные позиции к себе, другим людям и природе. Нравственное отношение как позиция, убеждение, точка зрения выражает оценку субъектом своего положения в обществе и самого общества. Нравственное отношение как внутренняя установка на социальную активность во многом определяет характер и направленность последующих действий. С другой стороны, нравственные отношения — это реальные связи, которые возникают между людьми на основе чувствования и понимания морального и аморального. Реальные связи людей как их нравственные отношения проявляются в форме нравственного поведения, общения и деятельности. Важно отметить, что чисто (только) нравственных отношений ни в первом, ни во втором значении не бывает. Они всегда сопряжены с экономической, политической, правовой и иной активностью, с «деланием» добра или причинением зла конкретным субъектам. Ведущими ценностями, регулирующими нравственные взаимосвязи людей, являются добро, справедливость, достоинство личности, честь, совесть, долг, любовь, счастье, смысл жизни.

Нравственные отношения носят двусторонний характер. Люди вступают в нравственные отношения с другими потому, что в процессе своей деятельности так или иначе связывают свою активность с интересами окружающих людей, которые отвечают им либо оценками, либо действиями, поступками. Отдельный человек находится в моральных отношениях на следующих основных уровнях: «личность — личность», «личность — коллектив», «личность — общество».

Чтобы понять сущность морального в социальных отношениях, обратимся к анализу содержания понятия «основное моральное отношение».

Специфичный и единственно возможный для человека способ формирования и существования состоит во взаимодействии с себе подобными. Он порождает в нем особую потребность — потребность в других людях. И не просто в тех, с кем человек работает и ежедневно общается, но прежде всего в тех, с кем связан опосредованно — через сложный, многообразный мир культуры. Объективной основой морали является потребность в общественной связи, придающей самоценное значение каждой личности, объединяющей всех людей доброжелательным отношением друг к другу. В морали наиболее полно выражается социальное начало каждого человека, его социальная зрелость. Поскольку мораль затрагивает суть социального, т.е. отношения между людьми как людьми на основе общественного интереса, то ей принадлежит одно из ведущих мест в духовной культуре.

Морально значимого действия, поступка не может быть вне отношения к обществу, его благу. Поэтому моральное отношение есть единство двух взаимоподчиненных отношений: отношения личности к общему благу как к высшему и отношения к личному благу как к конечной цели. При этом приоритет остается за общим благом, оно является высшей целью, так как в нем — первое условие благополучия личности, развитие и самососуществование которой невозможно без общества и вне общества. А общество без конкретной личности вполне может существовать и нормально функционировать. Моральное отношение, заключенное в поступке, является исходным, основным[2].

Сущность нравственных отношений состоит, таким образом, в реализации субъектами общества нравственных ценностей, а также в регулировании поведения, общения и деятельности людей на основе данных ценностей. Оратору свойственны все формы и способы нравственных отношений: от внутренней нравственной позиции к своей речевой активности до непосредственного использования норм и принципов (ценностей) морали, требований этикета в своем поведении, общении и деятельности.

Его дополняет отношение общества к личности, которое можно назвать морально санкционирующим или регулирующим. Вместе они образуют систему моральных отношений между личностью и обществом. Всеобщность морального проявляется в мотивах, целях, побуждениях, намерениях социальных субъектов, в том числе оратора и его слушателей. Мораль предполагает не простое следование общепринятым нормам поведения, а развитую способность человека критически относиться к окружающим и к себе. Моральные отношения, складывающиеся между оратором и аудиторией, отражают моральные отношения в обществе в целом, систему принятых в нем нравственных ценностей и правил.

Каждое частное моральное отношение — отношение долга, гуманности, справедливости и т.д. — это формы проявления основного морального отношения и по своей сути отношения духовные. Моральные качества человека воплощаются в физическом или речевом действии, но в этих действиях нет морального отношения, оно угасает в действии и его результате. Следовательно, вне сознания, в общественном бытии существуют не сами моральные отношения, а различные способы и формы их объективации, материализации, посредством которых они передаются от человека к другим людям и от них к нему, образуя динамическую систему общественных моральных отношений.

Специфика моральных отношений, возникающих в ходе публичной речи, раскрывается через основные понятия и принципы этики оратора. Термин «этика оратора» обычно употребляется для обозначения своеобразного нравственного кодекса людей данной категории. Этика оратора обусловлена особенностями самой ораторской деятельности, спецификой профессии юриста, его общей и профессиональной культурой.

Этика оратора — это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям и задачам ораторской деятельности, к своим слушателям.

Этика оратора находит выражение в его нравственных качествах, в осознании им своей общественной роли, особенностях взаимодействия с аудиторией, в поведении на трибуне и т.д. В целом этические нормы пронизывают всю деятельность оратора — с момента подготовки к выступлению и до самокритичного анализа состоявшейся встречи с людьми.

Этически значима сама личность оратора, и прежде всего такие ее свойства, как искренность, принципиальность, вежливость, деликатность, тактичность, скромность, сдержанность, внимательность, естественность поведения, жизнерадостность, самокритичность, терпимость к другим мнениям и др. Качества эти взаимосвязаны и в совокупности создают нравственный облик, играющий исключительную роль в формировании отношения слушателей к оратору — их уважения и доверия к нему, желания общаться с ним. От этих качеств зависит репутация и авторитет оратора, а следовательно, авторитетность его речи.

Исходным понятием ораторской этики является понятие ораторского долга, в котором фиксируются социальные обязанности ора- тора-правоведа. Ораторский долг — это превращение требований морали, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу конкретного человека, выступающего публично, сформулированную применительно к его профессиональному положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Во время публичной речи оратор выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, осознающий их и реализующий в своей речевой деятельности. Именно осознание своего долга побуждает юриста относиться к делу с наибольшей ответственностью, учитывать многие конкретные оттенки взаимоотношения оратора и аудитории.

Следует выделить и такие понятия, как ораторское достоинство и ораторская честь. В понятии «ораторское достоинство» раскрывается отношение оратора к самому себе и отношение к нему со стороны общества, конкретной аудитории, выражается их оценка значимости деятельности оратора-юриста. В отличие от понятия «ораторское достоинство» моральная ценность личности оратора в понятии «ораторская честь» связывается с конкретным общественным положением оратора и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно, ораторская честь требует от оратора оправдывать ту репутацию, которой обладает он сам, его коллеги, профессия, к которой он принадлежит. Осознание этой значимости очень важно для оратора и составляет основу его достоинства. Ораторская честь и ораторское достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности в конкретных условиях речевой деятельности профессионального юриста.

Этика оратора-юриста включает в себя и понятие справедливости. Его содержание составляет такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав. Справедливость характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. В частности, понятие справедливости включает соотношение между ролью отдельных людей в жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием, достоинством людей и его вознаграждением, правами и обязанностями. Несоответствие между тем и другим оценивается моральным сознанием как несправедливость.

Важным понятием ораторской этики является ораторский такт. Его содержание составляет умение оратора реализовывать общие принципы морали в конкретных условиях публичной речи. Оратор, обладающий тактом, никогда не коснется предмета, который мог бы причинить неприятности, огорчение или привести в смущение кого-либо из присутствующих. Ораторский такт представляет собой единство многих моральных качеств личности: уважительного отношения к слушателям, внимания к их запросам, интересам; чуткость, отзывчивость, доброжелательность; общительность, но вместе с тем это и требовательность, настойчивость, строгость. Ораторский такт сводится к умению: учесть момент выступления; понять аудиторию и заговорить на ее языке; сохранить внимание аудитории; не утомить аудиторию собой; не говорить того, чего не хотел.

Тактичность оратора представляет собой его умение понять чувства и настроение слушателей, поставить себя на их место, представить, как сказываются на других произносимые им слова. Тактичность оратора выявляется в манере говорить, разъяснять мысль, в выборе слов и выражений, в умении пробудить интерес конкретной аудитории, в ответах на вопросы слушателей, в доброжелательном юморе и во многих других сторонах непосредственного общения с людьми.

Такт необходим для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, доверительности, духа соучастия всех присутствующих в общем, интересном, полезном деле. В появлении такой атмосферы большую роль играет сам способ публичного выступления — чтение или говорение. Таким образом, этически значимой в деятельности оратора оказывается и сама методика подготовки и осуществления публичного выступления. Поэтому этика оратора выражается на разных этапах и в разных формах его деятельности: при подготовке к выступлению; в момент речи; в ее содержании; во время ответов на вопросы слушателей; в языке и стиле речи; в поведении на трибуне и т.д. Тактичность оратора связана с его деликатностью, вежливостью и воспитанностью, с другими требованиями этикетов поведения, общения и деятельности.

Деликатность оратора — это его умение увидеть состояние другого человека, не заметить его неловкости, оплошности, физических недостатков.

Вежливость — это моральное качество оратора, для которого уважение к слушателям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с ними. Проявление вежливости — это не только слова оратора, но и его поведение во время выступления, когда им руководит стремление показать уважение и доброе отношение к слушателям, быть тактичным, доброжелательным и внимательным к ним. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к аудитории.

Вежливость и невежливость имеют множество проявлений, и в соответствии с изменением обстоятельств и отношений могут меняться их оттенки. Они обозначаются такими понятиями, как корректно, учтиво, галантно, любезно, если поведение вежливо; и заносчиво, высокомерно, грубо, спесиво, манерно, церемонно, если поведение невежливо. Корректность — несколько подчеркнутая, официальная вежливость, иногда даже суховатая; учтивость — вежливость почтительная, например по отношению к старшим; любезность — вежливость, в которой проявляется стремление быть приятным и полезным другим.

Иногда вежливость переходит границы и становится лицемерием. Некоторые люди под предлогом нежелания лицемерить говорят прямо в лицо всевозможные неделикатные и бестактные замечания, называя их правдой, и гордятся своей оскорбительной откровенностью.

Вежливый человек уважает своего собеседника и этим самым требует уважения к себе. На вежливость и отвечают вежливостью. Однако вежливость, услужливость по отношению к собеседнику никогда не должна переходить в подобострастие.

Вежливость является основой хорошего тона. Главное правило хорошего тона заключается в том, чтобы оратор был самим собой в любой обстановке и старался не причинять неприятностей окружающим. Естественность и доброжелательность вполне искупают возможные промахи.

В вежливом обращении лежит глубокая сила, которая всех людей заставляет подчиниться себе. Вежливо разговаривая со слушателями, оратор должен увидеть и почувствовать их заинтересованность, внимание, искреннее участие. Внешне это может выражать улыбка, мимика, жест, слово.

Понятие «манера» означает постоянное, повторяющееся, устойчивое. В отношении речи словом «манера» обозначают устойчивые признаки, усвоенные и ставшие привычками, особенности отношения к окружающим, формы общения, многообразные детали, отдельные черточки, даже мелкие, постоянно повторяющиеся движения: манера говорить, манера слушать и т.д.

Манеры могут быть плохими или хорошими, в зависимости от того, как в них морально проявляется сам оратор, какие — хорошие или дурные — привычки определяют общие внешние признаки его публичного выступления. Все ненужное, лишнее в речи, лишенное смысла и лишь затрудняющее общение с человеком, принято считать дурными манерами.

Как оратору овладеть хорошими манерами? Прежде всего ему не надо делать того, что не нравится в речи и поведении других. Уважительное отношение к слушателям должно быть соответственно оформлено — приветливостью, сдержанностью, улыбкой, внимательностью и учтивостью по отношению к ним. Такт и деликатность — это первые признаки воспитанности человека, которые нельзя подменить красотой одежды и ложной манерностью. «С по- гляденья мил не будешь», — говорят в народе, а восточный поэт XV в. Джами эту мысль выразил так:

Коль не украсило твоей Души учтивости понятье,

Что толку в том, что всех людей Затмил ты красотою платья?

Стоит, на наш взгляд, выделить и некоторые принципы ораторской этики.

Прежде всего, для ораторской этики исходным является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой личности, понимания ее неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению ее главным образом как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей. Осознание этого принципа весьма важно для работников правовой сферы.

С принципом гуманизма пересекается принцип профессионального оптимизма. Так, юристу очень сложно воспитывать гражданина без веры в его возможность стать полноправным и полезным членом общества. Без оптимизма, видимо, еще более тяжелым покажется труд для сотрудников различных исправительных учреждений.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть одухотворена высокой идеей. Поэтому ораторская этика должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к своей Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношением к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

В своем выступлении, по какой бы теме оно ни проходило, оратор призван нести в аудиторию так называемый нравственный заряд, состоящий в доброжелательно начатой речи, где с оптимистических позиций прогнозируется поведение слушателей. Это своеобразная моральная установка, ориентирующая слушателей на доброжелательность, уважение к окружающим и друг другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений. Все это сочетается с необходимым чувством меры, без морализирующего воздействия на аудиторию. Постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных ситуаций. Повышение ответственности за слова — задача глубоко нравственная.

Этика оратора включает взаимосвязь внутреннего (сознания) и внешнего (речь — жест — поведение). Непосредственное выражение единства культуры морального сознания и практической активности личности находит выражение в речевом этикете, который рассмотрен выше. Он является регламентом формы проявления культуры речи оратора. Выполнение правил речевого этикета способствует реализации моральных знаний и умений в нравственном поведении потому, что указывает на манеры повседневной нравственной деятельности, выражающие меру органического слияния сознания и поведения.

Нравственное содержание речевого этикета состоит в знании и соблюдении моральных норм и принципов речевого поведения, общения и деятельности, принятых в современном обществе и этно- национальном социуме, которые представляют устойчивые формулы гуманистического и добродетельного языкового и межъязыкового выражения мыслей и чувств, норм и правил использования языковых и речевых форм. Речевой этикет важен для установления контактов с собеседником или аудиторией, осуществления или поддержания общения в доброжелательной тональности[3]. Главное нравственное условие соблюдения правил этикета оратором — так строить свои отношения со слушателями, чтобы даже внешне подчеркивать доброе отношение к ним.

Один из самых важных знаков речевого этикета — приветствие. С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между оратором и аудиторией. Поэтому не владеть формулами приветствия — это значит быть всем чужим, не уметь общаться. Вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетную формулу[4]. Приветствие — это выражение внимания, уважения, дружелюбия. Поэтому оно должно быть спокойным и внятным, должно соответствовать местным обычаям, конкретным обстоятельствам и возможностям, не должно быть шумным, несдержанным. Оно должно исходить из внутренней потребности человека выразить свое внимание, уважение, радость от встречи.

В значительной степени речевой этикет составляет содержание того, что обозначают словами «поведение оратора на трибуне». Рассмотрим одну из сторон речевого этикета, которая не рассматривалась выше, — вопрос о жестах оратора — подробнее.

Под «жестом» обычно понимают отдельно воспринимаемые и описываемые свойства общей внешней моторики организма человека, преимущественно поверхности тела (лица — мимика, всего тела — пантомимика, рук — жестикуляция).

Нравственная роль жестов велика и при обычном общении людей, но в этих условиях они обычно не контролируются говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест приобретает целенаправленность и этический характер. Ораторский жест призван усиливать речь, помогать лектору убеждать, несет нравственную нагрузку. Выдающиеся ораторы это хорошо понимали.

Жест представляет собой двигательный акт, отличающийся коммуникативной направленностью. Вне коммуникации, вне общения жестов нет. В свою очередь, многообразная тесная связь жестов с речью наложила на них ряд национальных, социальных и индивидуальных ограничений. Эти ограничения не позволяют человеку

«присваивать» чужие жесты. Оратору полезно помнить и то, что жесты могут различаться индивидуально. Один оратор от природы подвижен, другой медлителен и внешне спокоен. Кто-то говорит страстно, эмоционально, и жесты его также горячи и энергичны, а у иного речь звучит внешне бесстрастно, но всех покоряет его логика, и жесты ничего к ней добавить не могут. Всякий не «свой» жест быстро угадывается аудиторией, и его театральность, искусственность окрашивают выступление в целом и отталкивают слушателя.

Национальный характер многих жестов подтверждают факты. Например, англичане, итальянцы и русские по-разному машут рукой при прощании. Восточные народы в отличие от европейцев при приветствии складывают ладони перед грудью. Конголезцы в знак приветствия дуют на ладони. Как отмечают исследователи, для говорящих по-русски не характерна одновременная жестикуляция обеими руками (так жестикулируют представители романских народов). У одних народов легкое движение головы сверху вниз означает согласие, а у других протест. У нас показать язык — вульгарный способ выражения презрения и насмешки, а у представителей некоторых культур — демонстрация своего почтения.

Следовательно, появление жеста, не свойственного данной национальной среде, будет воспринято как отступление от нормы и потому может вызвать отрицательную реакцию слушателей.

Не менее важно для лектора знать и то, что жесты обусловлены социально.

Поза, жесты и мимика человека являются довольно точными внешними показателями благовоспитанности, сдержанности, подтянутости и умения оратора держать себя или, наоборот, его распущенности, расхлябанности и недостатка культурности.

Культуру жестов и движений определяет сдержанность, выразительность, четкость, мягкость. В жестах необходима и определенная ответственность. Есть специальная наука — кинесика, — изучающая жесты, выполняющие функцию знаков и несущие информацию в процессе общения.

Общие правила нравственного содержания речевого этикета оратора можно сформулировать следующим образом:

  • 1. Будь умерен в выражении своих чувств, помни, что их чрезмерное проявление может спровоцировать эмоциональный срыв у других людей.
  • 2. Проявляй терпимость и терпение, не спеши объявлять плохими людей, если их образ мыслей, поступки и привычки существенно отличаются от твоих.
  • 3. Не акцентируй внимание на недостатках других: оплошностях в одежде, физических пороках, дефектах речи, броскости туалета и т.д.
  • 4. Воспитанный человек говорит о себе в последнюю очередь.
  • 5. Скромная манера выражаться свидетельствует о чувстве собственного достоинства.
  • 6. Не начинай разговора и не настаивай на его продолжении, если тема не интересует или не заинтересовала слушателей.
  • 7. Отвечая на чей-нибудь вопрос, обращай внимание на интонации, помни, что из-за интонаций между людьми возникает масса недоразумений и обид.
  • 8. Не спрашивай собеседника о том, о чем он не желает говорить сам.
  • 9. Не следует касаться узкопрофессиональных тем, которые не интересны всем.
  • 10. Бестактно не отвечать и не реагировать на вопросы, но и отвечать грубо ничуть не тактичнее.

Как бы ни был длинен перечень правил этикета, в их основе лежит моральное требование, предъявленное к человеку, — не переоценивать собственную значимость и не афишировать свою особу, уметь сдерживать и ограничивать себя. Иными словами, требованиями скромности продиктованы все правила этикета, которые предписывают человеку поменьше говорить о себе, не утомлять окружающих своей персоной, не демонстрировать свои достоинства и т.д.

Этическая сущность речевого этикета юриста находит свое конкретное и концентрированное выражение в судебной речи.

  • [1] См.: Песнь о книге: Антология. — Минск, 1977. — С. 63.
  • [2] См.: Блюмкин В.Л., Гумницкий Г.В., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание (философско-этические основы). — Воронеж, 1990. — С. 18.
  • [3] См. подробнее: Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. —М., 1982; Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. —М., 1982; Энциклопедия этикета. — М., 2001 и др.
  • [4] См.: Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983. — С. 40—41.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>