Полная версия

Главная arrow Социология arrow Конфликтология. Социальные конфликты

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Ваххабизм как экстремистское направление

Ваххабизм — религиозное движение в суннитском исламе, возникшее в Саудовской Аравии в ходе борьбы за независимость в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Первоначальное название ваххабизма — мувахиддун, что означает «унитарии». Во главу учения ставятся: тезис о единобожии, осуждающий ряд противоречащих ему положений современного ислама, в том числе культ святых; стремление к возврату чистоты ислама; враждебность к иноверцам и иным толкованиям ислама. В целом для ваххабизма характерны консерватизм и крайний фанатизм в вопросах веры, экстремизм и терроризм в практике борьбы с противниками. При этом насилие становится основным принципом деятельности.

Считается, что «крестным отцом» современного ваххабизма стал британский разведчик и международный авантюрист Т.Э. Лоуренс (Аравийский), решивший использовать это течение для борьбы с Османской империей в годы Первой мировой войны.

Идеология ваххабизма, видоизменившись, получила распространение во многих мусульманских странах. Наиболее ярко она проявляется в движении «Талибан», распространенном в Афганистане и Пакистане. Талибы активно переносят свою деятельность за пределы Афганистана, в частности на территорию Средней Азии и России. Так, рядом с г. Пешавар (Пакистан) под руководством ваххабитов было создано особое исламское учебное заведение для подготовки смертников. Программа обучения разрабатывалась с целью осуществлять интенсивную психологическую обработку в духе преданности «чистому исламу». Преподавался углубленный курс боевой подготовки, вплоть до пилотирования новейших вертолетов. Кроме чеченцев курсантами школы стали таджики, палестинцы и ливийцы. Подбор учащихся осуществлялся через региональные отделения ваххабитских организаций.

Основные положения ваххабитского вероучения:

  • • Аллах единственный Бог. Только он знает все тайны человека. Все объекты поклонения, кроме Аллаха, ложны, и поклоняющиеся им заслуживают смерти. Упоминание в молитвах имен пророков, святых, вали, пиров и ангелов является признаком многобожия;
  • • обязательное присутствие на намазе — молитве;
  • • соблюдение рамадана — поста;
  • • совершение хаджа — паломничества в Мекку к мусульманской святыне Каабе или в Медину к гробу Мухаммеда, которое считается у мусульман подвигом благочестия. Хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж;
  • • внесение закята — мусульманского налога-милостыни в пользу бедных и нуждающихся, который должен оплачиваться не только с официальных, но и со скрытых доходов;
  • • нельзя утверждать что-либо, если это не основано на положениях Корана и сунны;
  • • запрещается толковать Коран с помощью метода «тавил» — метода рационалистического или символико-аллегорического толкования;
  • • нельзя утверждать, что человек может иметь свободу воли;
  • • мусульманам следует соблюдать только четыре праздника: «ид аль-фитр» (ураза-байрам) — праздник разговения в честь завершения поста месяца рамадан; «ид аль-адха» (курбан- байрам) — праздник жертвоприношений в день завершения паломничества в Мекку, совершаемого в память о жертвоприношении Авраама; «ашура» — траур по имаму Хусейну, внуку пророка, убитому под Кербелой в 680 г.; «лайлату-ль- мубарака» («ночь могущества») — мистическую ночь в месяце рамадан, когда, по преданию, весь животный и растительный мир склоняется перед Аллахом;
  • • нельзя праздновать день рождения пророка (по существующей практике день рождения Мухаммеда, точная дата которого неизвестна, обычно отмечают в день его смерти).

Кроме того, в учение ваххабитов входят следующие положения:

  • • при перечислении имен Аллаха употребляются не четки, а кости руки;
  • • мечети не должны иметь минаретов (высокие башни при мечети, с которой муэдзин — служитель мечети — созывает мусульман на молитву) и быть чем-либо украшены;
  • • запрещаются курение табака, бритье бороды и ругательства;
  • • женщины не имеют права посещать места захоронений из-за своих неумеренных рыданий;
  • • обязателен отказ от стяжательства, роскоши, развлекательнозрелищных мероприятий, песен, танцев;
  • • проповедуется тезис о том, что произнесение формулы веры еще не делает из человека верующего, и др.

Цели ваххабизма:

  • • очищение ислама, возврат к его истокам и древним священным текстам;
  • • вооруженная борьба за политическую власть, создание исламского государства;
  • • джихад (синоним — газават) — «священная война» мусульман против «неверных»: многобожников, мусульман-отступников, иных оппонентов и врагов ислама, преследующая цель их физического уничтожения, что последователями других течений ислама, как правило, отрицается.

Идеологи ваххабизма рассматривают джихад в качестве шестого столпа ислама в дополнение к пяти общепризнанным (исповедание веры — нет Бога, кроме Аллаха; намаз; рамадан; закят и хадж). Во время боевых действий в Чечне они неоднократно выступали по чеченскому телевидению с тезисом о том, что в республике осуществляется джихад против российской агрессии.

Ваххабизм в России. Появление ваххабизма в России датируется началом XX в. как следствие паломничества религиозных мусульманских деятелей в Мекку и Медину (Саудовская Аравия). В годы советской власти этот канал был на длительное время перекрыт. Однако начиная с середины 1950-х гг. паломничество возобновилось, а в 1960-х гг. усилилось в результате развития обмена религиозными делегациями, организации учебы в исламских учебных заведениях, участия в симпозиумах, семинарах, конференциях и т.д. В это же время в Россию был разрешен въезд зарубежных духовных авторитетов.

В начале 1990-х гг., после распада СССР, ваххабиты резко активизировались, особенно в республиках Северо-Кавказского региона. В начальный период их деятельность сводилась к строительству мечетей, открытию мусульманских школ, агитации и пропаганде, привлечению сторонников под лозунгами всеобщей исламизации населения. Впоследствии начались разжигание сепаратистских настроений, призывы к неподчинению власти. Ваххабиты перешли к созданию баз оружия, сети конспиративных квартир и точек, к практической, идеологической и боевой подготовке членов движения. В результате их деятельности участились случаи уклонения молодежи от посещения государственных школ, службы в армии. Отмечены многочисленные факты направления добровольцев для участия в боевых действиях против федеральных сил.

Ставка делается прежде всего на население труднодоступной горной части Чечни — экономически слабой, с неразвитой социальной сферой и системой образования. Население этой части республики традиционно находится в оппозиции к официальным властям. Неграмотность вплоть до 30-х гг. XX столетия и вытекающее отсюда отсутствие непосредственного доступа к Корану и сунне привели к неоформленности и агрессивности распространенного здесь течения ислама. Это стало основой для распространения пережитков доисламских религий (человеческие жертвоприношения, рабство, почитание культа святых, громкий зикр и др.), квалифицируемых в ведущих исламских странах как ересь.

Благоприятная среда для деятельности ваххабитов активно используется зарубежными ваххабитскими центрами, стремящимися к насаждению идей своего учения как на территории Чеченской Республики, так и на Северном Кавказе в целом. Руководство их деятельностью осуществляется зарубежными эмиссарами в основном с территории Чечни и Дагестана через представительства движения ваххабитов, базирующиеся в Саудовской Аравии, Иордании и других исламских странах. Попытка внедрения шариатских форм правления в Чечне была предпринята в 1996 г. путем принятия Уголовного кодекса Чеченской Республики Ичкерии (ЧРИ), одобренного Высшим советом улемов ЧРИ и утвержденного указом Президента ЧРИ.

Весной 1999 г. в ряде районов Дагестана образовалось достаточно большое ядро сторонников ваххабизма, претендующих на власть на местном уровне. Из-за непримиримой враждебной позиции ваххабитов в отношении сторонников традиционного ислама в отдельных населенных пунктах возникли очаги напряженности. Лидеры ваххабитских общин сел Карамахи, Чабанмахи и Када, дистанцировавшись от представителей официальных органов власти, пытались реализовать шариатскую форму правления. К сожалению, тогдашнее руководство страны не приняло адекватных мер по пресечению противоправной деятельности ваххабитов, что спровоцировало вооруженный конфликт.

Специалисты отмечают, что многие приверженцы ваххабизма в России могут быть причислены к этому течению ислама условно, поскольку не имеют представления о действительных особенностях его догматики и культа. Называя себя ваххабитами, выходцы с Северного Кавказа, особенно из Чечни, по существу, ими не являются, поскольку, как уже отмечалось, осуществляют громкий зикр, почитают культ святых, приносят жертвы и придерживаются иных пережитков доисламских религий, считающихся в ваххабизме ересью. К данному течению их привлекает прежде всего материальная заинтересованность, денежные вознаграждения.

К причинам ваххабизма в России могут быть отнесены:

  • 1) состояние экономики — затяжной социально-экономический кризис, особенно остро переживаемый Северным Кавказом, как результат неэффективности проводимых в стране реформ, приведших к обнищанию населения;
  • 2) состояние социальной сферы — низкий образовательный уровень населения, рост преступности, коррумпированности и криминализованное™ общества;
  • 3) состояние власти, управления, правопорядка; объединение конкурирующих исламских и псевдоисламских экстремистов против государственной власти; неприкрытое заигрывание властей с радикально настроенными религиозными деятелями; отстранение руководства страны от решения острейших проблем, существующих в сфере ислама. Мусульманское сообщество в России не только не контролируется, но и не прогнозируется государственными структурами. Орган по делам религий не функционирует.

Ни в одной из мусульманских стран (даже в таких радикальных, как Саудовская Аравия) нет такой свободы в сфере ислама, как в России. Практически везде в мире государства жестко контролируют деятельность исламских структур. Для этого существуют специальные органы (министерства по делам вакуфов). Во многих зарубежных странах религиозные исламские деятели считаются государственными служащими и получают официальную заработную плату у государства. Они поддерживают взаимодействие с местными спецслужбами и полицией по вопросам обеспечения безопасности. Более того, даже текст пятничной проповеди они обязаны заблаговременно представить на согласование в соответствующий государственный орган. Случаи, когда в мечети службу ведут имамы- иностранцы, крайне редки. Визит полицейского по долгу службы в мечеть — обыденное явление. Тем не менее это не считается вмешательством в дела религиозных организаций.

В России же количество имамов-иностранцев постоянно увеличивается. Попытка милиционера зайти в мечеть для проверки документов у подозрительных лиц, проживающих там неделями без предусмотренной законом регистрации, рассматривается как противозаконный акт или издевательство над чувствами верующих. «Демократия» в сфере конфессиональных отношений, по существу, привела к анархии. При этом преследуются, как правило, корыстные цели;

  • 4) целенаправленные усилия Турции и Саудовской Аравии в поддержку исламизации России;
  • 5) деструктивная деятельность ряда государств в контексте борьбы за каспийскую и кавказскую нефть, контрабанды осетровой икры, наркотиков, работорговли, эксплуатации родо-племенных особенностей населения горного Кавказа;
  • 6) отсутствие согласия среди мусульманских лидеров. Так, среди мусульман России, численность которых согласно разным источникам колеблется от 12 млн до 20 млн, мусульманские религиозные общины составляют четверть всех зарегистрированных в стране. При этом на статус общероссийских претендуют три основных мусульманских центра:
    • • старейшее Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (г. Уфа) во главе с шейхом Талгатом Таджуддином, считающим себя верховным муфтием. По утверждениям шейха Талгата, его поддерживают 1899 общин, по заявлениям его недругов — только 84. В Уфе действует альтернативное Духовное управление мусульман Башкортостана, сторонники которого предпринимали неоднократные попытки силой захватить резиденцию Талгата Таджуддина;
    • • Высший координационный центр духовных управлений мусульман России (Москва);
    • • Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России, его московский муфтият во главе с шейхом Равилем Гайнутдином. Противники утверждают, что на его стороне около десятка мусульманских общин. Это Управление активно поддерживает движение «Нур» («Свет»).

Внутри каждого из названных управлений имеются враждующие группировки с амбициозными лидерами. В ситуации отсутствия согласия экстремисты легко проникают в управленческие звенья этих организаций.

Цели ваххабитов в России связаны с установлением независимого теократического исламского государства на территории российских мусульманских регионов, что, по утверждению лидеров ваххабизма, должно произойти в три этапа: распространение ислама; укрепление единства и братства мусульман; джихад против неверных, организация массовых беспорядков и захват власти.

Механизм осуществления названных целей реализуется посредством обострения отношений мусульманских регионов России с федеральным Центром, их последующего разрыва и включения в геополитическую орбиту исламских государств. В своей организационной деятельности руководители ваххабитов активно контактируют как с лидерами преступных группировок, наркомафией (в ряде случаев происходит слияние криминальных и ваххабитских структур), так и с представителями национальных элит. Ваххабиты вовлекают в свое движение научную и творческую интеллигенцию, которая становится активным проводником их идеологии.

Основными методами деятельности ваххабитов на территории России являются:

  • • внедрение идей ваххабизма в сознание верующих, особенно молодежи;
  • • открытие подконтрольных учебных заведений;
  • • обучение молодежи в зарубежных центрах;
  • • создание различных кружков и секций ваххабитской ориентации;
  • • сращивание религиозных и криминальных структур;
  • • оказание физического давления на оппонентов с использованием криминальных структур;
  • • подчинение своему влиянию местных религиозных авторитетов, научной интеллигенции, представителей средств массовой информации;
  • • дискредитация и смещение руководства действующих духовных управлений;
  • • разложение центральных духовных управлений на ряд местных, построенных по национально-территориальному признаку;
  • • создание лобби в органах государственной власти и управления;
  • • продвижение на руководящие посты своих ставленников;
  • • оказание материальной и финансовой помощи мусульманским сепаратистам и экстремистам, в том числе с использованием возможностей организованных преступных группировок;
  • • подготовка отрядов боевиков и создание групп «смертников» для осуществления террористических актов;
  • • создание позиций влияния на перспективу среди детей местной финансовой и политической элиты.

Ваххабиты делают ставку на молодежь. Идеи ваххабизма и агрессивная практика их распространения нередко обостряют противоречия между родителями и детьми — сторонниками ваххабизма, провоцируют столкновения между верующими. Это вызывает протест среди традиционно ориентированных мусульман. Однако они не в состоянии эффективно противостоять распространению ваххабизма в силу следующих причин:

  • • слабости отечественной системы подготовки мусульман-свя- щеннослужителей;
  • • нехватки образованных и независимых религиозных исламских деятелей, способных вести просветительскую работу среди широких слоев населения на основе глубоких научных знаний;
  • • отсутствия религиозных ученых-богословов, философов, способных умело трактовать различные течения в исламе и убеждать верующих;
  • • отсутствия научной базы для подготовки квалифицированных духовных деятелей и проповедников на местах;
  • • участия в религиозной жизни многочисленных зарубежных исламских организаций и отдельных миссионеров, оказывающих существенное влияние на формирование религиозного сознания;
  • • существенной финансовой помощи, получаемой фундаменталистами из мусульманских стран, открывающей перед ними широкие возможности в реализации своей программы;
  • • разобщенности российских мусульман-традиционалистов по национальному признаку;
  • • роста количества молодых религиозных исламских деятелей, получающих образование за рубежом.

Система подготовки религиозных деятелей в зарубежных исламских учебных заведениях во многом противоречит каноническим принципам российских мусульман. Обучение в таких исламских государствах, как Саудовская Аравия, Малайзия, Катар, носит ярко выраженный фундаменталистский характер. Все это создает серьезную проблему во взаимоотношениях официальных религиозных исламских деятелей России с молодежью, прошедшей обучение за рубежом и занимающей вакантные места в руководстве общинами, и может привести к расколу верующих по национальному или внутриконфессиональному признаку.

Сотрудникам правоохранительных органов необходимо четко представлять, что ваххабизм является источником правонарушений и терроризма в мире.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>