Полная версия

Главная arrow Социология arrow Конфликтология. Социальные конфликты

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Источники экстремизма в исламе

Экстремизм в исламе, являясь, по сути, политическим экстремизмом, представляет собой особую, специфическую, извращенную реакцию отдельных социальных групп на резкое ухудшение своего материального и общественного положения и порождается самыми разными социально-экономическими факторами: безработицей, нищетой, деформацией политических институтов, тоталитарным характером правящего режима, подавлением властями оппозиции, стремлением социальных или политических групп ускорить достижение политических и иных целей путем использования силовых методов. Расширению рядов религиозных экстремистов способствуют происходящие и усиливающиеся в современном мусульманском мире процессы пауперизации (обнищания трудящихся в результате массовой безработицы и инфляции) и люмпенизации (возникновения деклассированных слоев — бродяг, нищих, уголовных элементов и др.).

Источником экстремизма в исламе может стать неверное толкование Корана. Религиозные экстремисты многих стран активно используют данное миролюбивое Священное Писание для оправдания убийств и насилия. Они делят весь мир на три группы: а) мусульмане; б) политически покорившиеся исламским государствам (покоренные «неверные») и в) зона религиозно-политической войны (так называемый джихад).

Экстремизм основывается на принципе «насх» — отмены прежде ниспосланных Божественных откровений, который, естественно, не признается в отношении самого ислама. В соответствии с данным принципом религиозные основы иудаизма и христианства оцениваются исламом как несостоятельные (отмененные). Поэтому в экстремистской литературе часто встречаются весьма негативные высказывания в отношении этих мировых религий.

Целями исламских экстремистов являются:

  • 1) установление исламского государства. Несмотря на то что тексты Корана и сунны допускают существование мусульманского сообщества в рамках любого типа политической системы, идеология экстремистского движения направлена на создание исключительно теократического общества. Однако, по свидетельству историков и богословов, правительства в мусульманском мире никогда не были чисто теократическими. Мусульманские правители не претендовали на безапелляционность своих представлений об обществе и государстве и не утверждали, что являются единственным источником интерпретации коранических положений на этот счет. Инициаторами решений в этой области всегда были мусульманские правоведы, имевшие в структуре традиционного общества особый и непререкаемый статус;
  • 2) введение в общественную практику норм шариата, основанных на Коране и суннах пророка Мухаммеда. Экстремисты хотят в современных условиях применять нормы шариата, сформировавшиеся в VII—VIII вв. Умеренные же мусульмане полагают, что правовые положения мусульманского права должны соответствовать требованиям времени;
  • 3) восстановление халифата. Как известно, правление халифата было отменено Мустафой Кемалем Ататюрком в 1925 г. Поражение Оттоманской империи в Первой мировой войне привело к свержению власти султана Абдулхамида, который был последним халифом. Экстремисты рассматривают идею восстановления халифата как необходимое условие достижения единства мусульманского сообщества, управляемого одним халифом. Одновременно они рассматривают халифа в качестве преемника пророка мусульман. Умеренные мусульмане отказываются от этого понятия и рассматривают халифа как гражданского главу государства, полностью придерживающегося веры и обрядов, ибо не может быть преемника у пророка, получившего небесные откровения.

Первый халиф Абу Бакр был избран мусульманским обществом после смерти пророка в 632 г., и его правление представляло собой, по сути, первое правительство, созданное мусульманами в качестве гражданского учреждения. Современные исламские экстремисты обвиняют и принижают степень веры тех, кто отказывается от идеи восстановления халифата, рассматривая их позицию как богохульство и противодействие возрождению исламских ценностей и структур управления;

4) панисламизм — политическое объединение всех мусульманских стран.

Некоторые, в том числе мусульманские, авторы склонны связывать зарождение экстремизма в исламе с появлением в 657 г. теологических разногласий и разделением ислама на суннизм и шиизм.

Кроме того, инакомыслящие, впоследствии отошедшие от шиитского лагеря, стали именоваться хариджитами и объявили лидеров двух новых направлений в исламе «неверными» и достойными смерти. Тем самым они положили начало ереси в исламе. Хариджитская доктрина в последующие годы была подхвачена многими экстремистскими и анархистскими группами в мусульманских странах и, как подчеркивает З.С. Арухов, активно используется в настоящее время.

Факторы, способствующие активизации исламского экстремизма в современном мире:

  • • государственное покровительство и субсидирование. Исламское экстремистское движение стало набирать силу и расширяться с территории Египта в 50—60-е гг. XX в. В немалой степени этому содействовала и борьба арабских и мусульманских стран за независимость, проходившая в тот же период. В результате государственной поддержки экстремисты расширили территорию и масштабы своего влияния от местного и регионального уровней до международного;
  • • война в Афганистане. Хорошо обученные и вооруженные с помощью США моджахеды интерпретировали вывод советских войск как победу, освященную Божественным провидением, что усилило их фанатизм и воинственность;
  • • проникновение экстремизма на Запад, где под лозунгами свободы и демократии экстремисты получали защиту и покровительство, что сделало их структуры мощными и во многом неуязвимыми;
  • • исторически сложившееся противостояние Востока и Запада как последствие Крестовых походов, колониальной политики; религиозные и культурные противоречия, копившиеся веками в рамках политико-идеологических разногласий между двумя цивилизациями, и др.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>