Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Ваххабизм

Это одно из течений ислама, которое стало оппозиционным по отношению к классическому исламу. Получил название по имени его основателя Абдуль-Ваххаба (XVIII в.). Ваххабиты выступали за жесткое соблюдение принципа единобожия, возвращение к первоначальным основам религии, а следовательно, против недозволенных новшеств. Абдуль-Ваххаб утверждал, что он организовал это течение для очищения вероубеждений в единобожии и освобождения от язычества. По его мнению, мусульмане, жившие на протяжении 600 лет до него, были язычниками, они во многом отошли от поклонения только Аллаху, и в мире ислама необходим отказ от культа святых. Ваххабиты вели военные действия против мусульман, заявляя, что всех, кто не разделяет их идеологию, следует убивать, а их имущество присваивать себе. Большинство известных мусульманских ученых осудили деятельность Ваххаба и ваххабизма в целом. Они убедительно доказали несостоятельность идей ваххабизма и их несоответствие Священному Писанию (Корану) и Священному Преданию (Сунне). Однако идеи ваххабизма оказались живучими. Они служат теоретической основой современных экстремистских течений ислама, в частности современного ваххабизма. Современный ваххабизм — питательная среда для различного рода террористических организаций, действущих в том числе и в России.

Таким образом, ислам как религиозно-идеологическая система и историко-культурное явление формировался в непрерывной борьбе идей и мнений, порождая различные течения и направления. Политическое единство мусульман, реально существовавшее лишь в первые десятилетия ислама, породило существующие по сей день надежды о возможности создания единой мусульманской общины, единого мусульманского государства. Однако сейчас, как и прежде, мусульманские лидеры не едины во многих принципиальных вопросах. Среди как суннитов, так и шиитов можно выделить два основных направления мусульманской теории и практики — традиционалистов и модернистов. Традиционалисты являются сторонниками неукоснительного следования сложившейся и канонизированной традиции. Модернисты считают необходимым приводить многие положения классического ислама в соответствие с требованиями современной жизни.

В настоящее время во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации. Существует также целая сеть международных исламских организаций. Наиболее крупная из них, функционирующая на правительственном уровне, — Организация исламской конференции. Она имеет статус наблюдателя при ООН. Внешний орган — собрание глав государств и правительств. При Организации исламской конференции действует Исламский банк развития.

Ислам распространен среди значительной части населения нашей страны. В Российской Федерации зарегистрировано 3038 местных мусульманских религиозных организаций. Число мусульман — граждан Российской Федерации оценивается сегодня примерно в 20 млн человек. При этом подавляющая их часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России. Действует Мусульманский институт и ряд средних учебных заведений (медресе).

Вопросы для размышления

  • 1. Каковы историко-культурные причины возникновения ислама?
  • 2. Раскройте особенности вероучения и культа ислама.
  • 3. Существует что-либо общее между исламом и христианством?
  • 4. Покажите и проанализируйте этические нормы ислама.
  • 5. Каковы основные направления ислама? Что в них общего и особенного?
  • 6. Почему ваххабизм является идейно-теоретической основой современных экстремистских течений ислама?

Библиографический список

  • 1. Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. М., 1993.
  • 2. Коран /Пер. и коммент. М.Н. Османова. М., 1995.
  • 3. Климович Л.И. Книга о Коране. М., 1988.
  • 4. Хрестоматия по исламу. М., 1994.
  • 5. Ислам: Исторические очерки. М., 1991.
  • 6. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
  • 7. Максуд Р. Ислам. М., 1998.
  • 8. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996.
  • 9. Резван. Е.А. Коран и его толкования. СПб., 2000.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>