Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Грузинская Православная Церковь

Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное предание приписывает Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах.

Юрисдикция Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) распространяется на Грузию. Однако, по свидетельству Католикоса-Патриарха Илии, она распространяется и на всех грузин, где бы они ни проживали. Указанием на это нужно считать присутствие в титуле первосвятителя слова «Католикос».

Грузинская Церковь — одна из древнейших православных церквей. Возникла в первой половине IV в., когда Грузия приняла христианство. В 326 г. христианство было провозглашено государственной религией. Царь Мириан (ум. 342) построил храм во имя Спаса в столице государства — Мцхете.

Распространение христианства на Кавказе связано с именем святой Нины, жившей в IV в. Величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из виноградной лозы, связанной ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии.

Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гаред- жийский (VI—VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой лаговерный царь Давид Строитель, выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.

Грузия достигла своего могущества в V в. при царе Вахтанге I Горгасале, управлявшем страной на протяжении 53 лет (446—499). Отстаивая независимость родины, он немало сделал и для Церкви. Так, после перенесения столицы Грузии в Тифлис Вахтанг I заложил существующий и поныне Сионский собор. По инициативе царя были созданы основы нового автокефального церковного устроения: во главу иерархии был поставлен архиепископ с титулом католикоса, увеличено число епархий, образован Синод, состоявший как минимум из 14 архиереев.

В V в. Грузинская Церковь получила автокефалию от Антиохийской Церкви, в юридическом подчинении которой она находилась.

После восстановления прямого контроля Византии над Западной Грузией, в середине VI в., в Грузии были учреждены церковные кафедры, состоявшие в ведении Константинопольской Церкви.

В VI—VII вв. ГПЦ выдержала борьбу с персидскими завоевателями (огнепоклонниками), а в VIII—XI вв. — с арабами и турками- сельджуками.

Со вступлением на престол Давида IV Строителя (1089—1125) положение Иверской Церкви несколько изменилось к лучшему. Он привел в порядок церковную жизнь, строил храмы, обители, а в 1103 г. созвал Собор, на котором было утверждено православное исповедание веры и приняты каноны, касавшиеся поведения христиан.

1 В 1122 г. царь Давид взял Тбилиси, который в V в. сделал столицей св. благоверный царь Вахтанг Горгасал, но которым уже несколько веков правили мусульманские властители. Весьма интересен налоговый порядок, установленный царем Давидом: грузины должны были платить 5, евреи — 4, а мусульмане — 3 динария в год. Мудрый царь понимал, что не так-то просто резко изменить весь уклад жизни, существовавший в Тбилиси до его освобождения. Поэтому, в частности, христианам запрещалось резать свиней в районах города, населенных мусульманами. Будучи верным чадом Православной Церкви, царь Давид неизменно стремился, насколько возможно, быть в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). Поэтому к нему относились с большим уважением не только православные грузины, но и иноверцы. Царь же, оказывая покровительство и заботу всем своим подданным, неизменно заботился об укреплении и ограждении Церкви.

Хотя царь, по смирению своему, назвал себя невеждой, но он вовсе не был таковым, хотя и действительно с молодых лет был постоянно в походах. Дело в том, что он специально всюду водил с собой в походы нагруженных книгами мулов и верблюдов. Как только предоставлялась возможность, св. Давид углублялся в книгу и читал до темноты. Когда глаза уставали от чтения, ему читали вслух... О том, чему научился он из этих книг, свидетельствует его праведная христианская жизнь, а также покаянный канон, который был им составлен. «Когда же настанет час скорбей и горестных воздыханий, исчезнут торжественное величие и почести царские, иссякнет радость, увянут цветники, другой примет скипетр, за другим последует войско, тогда помилуй меня, о Судия мой! Когда раскроется книга в День судный, и перед Тобой предстану я, преклонивший главу, и Ты, Владыка, будешь вершить праведный суд, восстанет гнев ангелов Твоих, праведники будут блаженствовать, грешники ввергнуты будут в огонь, тогда помилуй меня, о Иисусе мой!» j

В XII—XIII вв. влияние Грузинской Православной Церкви распространилось на соседние страны Северного Кавказа. Церковь поддерживала культурные связи с армянами, придерживалась принципа свободы вероисповедания: иудеи имели одинаковые права с православными, лояльным было отношение к католической Церкви.

В начале XIII в. Грузия распалась на два, а позже на три царства (Картли, Кахети, Имерети) и пять княжеств.

В 1220 г. в Восточную Грузию вторглись монголы. В результате нашествия были разорены и осквернены храмы, истреблены тысячи православных грузин.

В XIV в. царь Георгий V Блистательный благодаря гибкой политике сумел ослабить монгольское влияние в Грузии, а затем и вовсе освободить страну от монгольского ига. Он объединил Восточную и Западную Грузию, возродил государственность и экономику страны.

С 1386 по 1403—1404 гг. полчища Тамерлана вторгались в Грузию восемь раз. В результате значительных разрушений страны и уничтожения большей части населения одни епархии были упразднены, другие объединены.

«За последние два тысячелетия, — отмечал грузинский поэт и писатель XIX в. Илья Чавчавадзе, — грузинский народ не знал такого исторического периода, когда бы он мог отдохнуть от вражеских нашествий хотя бы сто лет подряд. Грузия не выпускала ни днем, ни ночью оружия из рук, сражалась, проливала кровь». А Платон Иосселиани писал так: «Царство Грузинское в продолжении пятнадцати веков не представляет почти ни одного правления, которое не было бы ознаменовано или нападением, или разорением, или жестоким притеснением со стороны врагов Христовых».

Как писал Б.Б. Андроникашвили, «даже римляне простирали сюда свои руки (в Мцхети есть мост Помпея, хотя тот мост, который построил римский полководец, конечно, уже не существует). Неустанную борьбу вели грузины с сельджуками, арабами, Митридатом Понтийским, парфянами, мидийцами... Территория их страны представляла собой простреливаемый со всех сторон перекресток»[1].

Грузия также постоянно испытывала на себе угрозу со стороны католических миссионеров, поставивших своей целью обращение грузин в католичество. С XIV в. и вплоть до первых десятилетий XX в. в Грузии настойчиво велась католическая пропаганда. Нарушением порядка церковной жизни стало и учреждение в XIV в. двух католикосов в связи с разделением страны на два царства — Восточное и Западное.

XVII в. считается «веком царских мучеников и множества убиенных». Это самый трагичный период в истории Грузии и Грузинской Православной Церкви. Агрессия Персии в связи с нашествиями шаха Аббаса I достигла апогея. Как пишет грузинский историк Искандер Мунши, для «грузин настал день второго пришествия». В то же время на юго-западе страны участились набеги турок.

Память о мужественной тысячелетней борьбе грузинского народа со своими многочисленными врагами воспета в народных грузинских сказаниях, в творчестве поэта Шота Руставели, в поэмах царя Имеретии и Кахетии Арчила //(1647—1713).

В 1801 г. Грузия вошла в состав Российской империи. Грузинская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах экзархата. Звание Каталикоса было упразднено. Впоследствии экзархи назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к конфликтам с местным духовенством, требовавшим автокефалии, и эксцессам.

А 12 марта 1917 г., после Февральской революции, на Мцхет- ском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. В сентябре 1917 г. духовенство и паства избрали Католикосом всея Грузии епископа Кириона, грузина по национальности, и приступили к созданию новых митрополичьих и епископских кафедр, а также к национализации духовно-учебных заведений, состоявших в ведении Святейшего Синода. Святейший Синод и Патриарх Московский и всея Руси Тихон были против грузинских иерархов. Святейший Синод заявил, что не правомочен признать автокефалию Грузинской Церкви и решение вопроса следует отложить до Всероссийского Поместного Собора. Все же территориальная автокефалия не была признана.

Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано. Официально оно было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ 19 ноября 1943 г.

Новое Положение об управлении ГПУ было принято 28 марта 1945 г. на Церковном Соборе ГПУ.

В 1990 г. Грузинской Патриархии была возвращена конфисковали в 1923 г. патриаршая резиденция. С этого же года ГПЦ стала вести пастырскую деятельность среди заключенных. На данный момент церкви или часовни имеются при всех тюрьмах и исправительных колониях Грузии.

Апреля 1991 г. Грузия провозгласила государственную независимость. В 1995 г. было открыто 12 новых епархий, их общее число возросло до 27.

Всего ГПЦ насчитывает 296 приходов (на 1990), 11 монастырей, до 4 млн паствы. В Мцхете с 1969 г. функционирует Духовная семинария, а с 1988 г. в Тбилиси — Духовная академия. Богослужение совершается на грузинском и славянском языках. Грузинская Православная Церковь не участвует в экуменическом движении и не состоит во Всемирном Совете Церквей (Вышла из его состава по решению Синода от 20 мая 1997 г.)

  • [1] Андроникашвили Б.Б. Надежд питомцы золотых. М.: Мысль, 1992. С. 296.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>