Полная версия

Главная arrow Журналистика arrow Проектирование телепрограмм

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕПРОДУКТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

Экономические и маркетинговые аспекты жанровой телепродукции ? Данные сравнения рекламных тарифов каналов ? Репертуарная политика и особенности верстки сетки вещания ? Жанровый состав телеканалов исходя из качества программ

Анализ спроса на телепродукт.

Для оценки эффективности проката .телепродукта на различных каналах ТВ продюсеру целесообразно проанализировать рекламные тарифы, заявленные в различных программных блоках. Приведенные тарифы отражают только реальный рейтинг программы и ее эфирную позицию и не учитывают стоимость позиционирования рекламного сообщения внутри рекламного спота или другие подобные наценки. Таким образом, рекламный тариф является по сути коммерческой ценой жанрового телепродукта, а следовательно, отражает и реальный уровень спроса на жанр (табл. 5.1 и 5.2).

Таблица 5.1. Максимальное значение рекламных тарифов телеканалов в вечерних программных блоках (июнь 2000 г.), долл.

Телепродукт

ОРТ

(СНГ)

НТВ

(Рос

сия)

РТР

(Рос

сия)

СТС

(Рос

сия)

ТВ-6

(Рос

сия)

ТВЦ

(Мо

сква)

Ren TV (Россия)

тнт

(Рос

сия)

Информационная программа будни выходные

62 400 66 000

42 400 49 800

36 000 36 500

  • 7800
  • 7800
  • 7200
  • 7200

3500

  • 450
  • 800

Публицистика

будни

выходные

39 600 48 000

36 000

36 000

4500

24 000

  • 3000
  • 5400
  • 3000
  • 3000
  • 630
  • 1000

Сериал

будни

выходные

54 000 58 800

39 600 42 000

39 600

  • 8220
  • 5220

9 600

  • 7200
  • 7200

4000

  • 6700
  • 2000

Телетеатр

будни

выходные

36 000 42 000

43 800

39 600

16 800

7 200

2000

  • 560
  • 1000

Телепродукт

ОРТ

(СНГ)

НТВ

(Рос

сия)

РТР

(Рос

сия)

СТС

(Рос

сия)

ТВ-6

(Рос

сия)

ТВЦ

(Мо

сква)

Ren TV (Россия)

тнт

(Рос

сия)

Телеэстрада

будни

выходные

36 000 48 000

39 600

7200

  • 1000
  • 1000

Телеигра

будни

выходные

7200

19 200

12 000 42 000

13 200

1700

Спортивная

трансляция

будни

выходные

5400

7000

  • 520
  • 500

Источник: Gallup AdFact.

При анализе жанровых программ по существующим тарифам очевидно, что наибольшие тарифы оказываются у сериального продукта практически на всех каналах ТВ. Сериал становится наиболее экономически выгодным продуктом для вещателей как на центральном диапазоне, так и в региональных сетках вещания. Следует отметить, что начиная с 1990 г. шло постепенное создание условий для долгосрочного финансирования масштабных проектов и формирование предпочтений зрителей и производителей, а также и самих структур сериального производства.

Таблица 5.2. Максимальные значения рекламных тарифов основных телеканалов в дневных программных блоках (июнь 2000 г.), долл.

Телепродукт

ОРТ

(СНГ)

НТВ

(Рос

сия)

РТР

(Рос

сия)

СТС

(Рос

сия)

ТВ-6 (Россия)

ТВЦ

(Мо

сква)

Ren TV (Россия)

ТНТ

(Рос

сия)

Информационная программа будни выходные

15 000 30 000

13 200 19 800

10 800 18 000

  • 2400
  • 3000
  • 2400
  • 1920

Публицистика

будни

выходные

14 400 24 000

  • 13 200
  • 14 400

14 400 19 200

2200

  • 2400
  • 6420
  • 6420
  • 3000
  • 480
  • 950

Телепродукт

ОРТ

(СНГ)

НТВ

(Рос

сия)

РТР

(Рос

сия)

СТС

(Рос

сия)

ТВ-6

(Рос

сия)

ТВЦ

(Мо

сква)

Ren TV (Россия)

тнт

(Рос

сия)

Сериал

будни

выходные

18 000 36 000

12 600 26 400

19 200 21 600

  • 1200
  • 8460
  • 2400
  • 4200
  • 4200
  • 5400
  • 1500
  • 2000
  • 610
  • 800

Телетеатр

будни

выходные

12 000 30 000

11 400

39 600

  • 3000
  • 3000
  • 4200
  • 4200

Телеэстрада

будни

выходные

14 000 36 000

15 600 15 600

39 600

  • 1800
  • 3690

Телеигра

будни

выходные

36 000

15 600

14 200 26 400

  • 3120
  • 7200

Спортивная

трансляция

выходные

4200

Источник: Gallup AdFact.

Однако до кризиса 1998 г. отечественные малобюджетные сериалы не были столь актуальны, и только в 1999 г. все каналы всерьез занялись разработкой антикризисных стратегий. Успех сериала «Улицы разбитых фонарей» стал веским аргументом в пользу создания отечественных сериалов, поэтому осень 1999 г. характеризуется следующими инновациями в программировании федеральных каналов ОРТ, РТР, НТВ — в вечернем прайм-тайме стали преобладать российские сериальные продукты. Количество сериалов, демонстрируемых на каналах, резко увеличилось (табл. 5.3).

Однозначным лидером сериального проката осени 1999 г. оказался телеканал НТВ, который впервые в нашей телевизионной истории разработал новый принцип программирования, состоящий в последовательной демонстрации двух сериалов: зарубежного телеромана и отечественного криминального сериала. Таким образом, прокат зарубежных сериалов оказался в 1999 г. экономически менее выгодным, нежели производство собственных (табл. 5.4).

Таблица 5.3. Динамика доли сериалов в структуре кинопоказа

телеканалов

Каналы

До кризиса

После

кризиса

ОРТ

36

45

РТР

60

69

НТВ

30

67

ТВЦ

38

57

ТВ-6

32

64

стс

82

76

31-й канал

29

45

Таблица 5.4. Прибыль от рекламы в сериалах, демонстрировавшихся на федеральных телеканалах осенью 1999 г.'

Сериал

Время выхода в эфир

Объем

рекламы,

мин.

Доход от рекламы в сериале, долл.

Доход от 1 мин., долл.

Количе

ство

эпизо

дов

ОРТ

Во имя любви

19.50

137

1 256 628

9172

25

Секретные

материалы

22.00

198

1 021 649

5160

14

Нежный яд

17.00

276

1 941 406

7034

44

Цыган

19.50

47

324 413

6902

6

Зал ожидания

19.50

91

596 528

6555

10

Возвращение

Будулая

19.50

45

350 734

7794

5

РТР

С новым счастьем

19.30

63

256 773

4171

7

Барак

21.45

37

108 252

2926

4

Поворот ключа

19.30

71

167 734

2362

7

Дикий ангел

15.00

456

1 143 352

2507

77

Антонелла

14.15

455

773 738

1701

77

Простые истины

20.00

99

106 900

1080

11

Директория смерти

19.30

108

137 284

1271

12

В зеркале Венеры

19.30

107

111 892

1046

12

1 Коломиец В.П. Телерекламный бизнес. — М.: Институт рекламы, 2001.

Сериал

Время выхода в эфир

Объем

рекламы,

мин.

Доход от рекламы в сериале, долл.

Доход от 1 мин., долл.

Количе

ство

эпизо

дов

НТВ

Улицы разбитых фонарей

ЛДЛ,- Досье Детектива Дубровского Крутой Уокер Скорая помощь Любовь и тайны Сансет Бич

  • 21.00
  • 21.00
  • 20.00
  • 20.00
  • 17.50
  • 557
  • 302
  • 134
  • 593
  • 594
  • 3 083 808
  • 915 390 450 781 1 409 406
  • 1 496 960
  • 5536
  • 3031
  • 3364
  • 2377
  • 2520
  • 32
  • 18
  • 18
  • 57
  • 82

Если исходить из оптимального срока окупаемости сериала до 2 лет и возможностей видеорынка, на которые обычно фирмы-производители, такие как «ВидеоМост», выпускают тираж кассет, то реальная эффективность сериального производства оказывается выше, нежели прокат лицензионного аналога. Проведенный анализ дает возможность сделать определенные выводы относительно перспектив становления сериального производства для ТВ. Действительно, сериал занял весомое место в структуре вещания каналов, однако возникающие творческие и финансовые проблемы приводят к тому, что пока центральным каналам проще приобрести для показа латиноамериканский сериал. Однако в том случае, когда телеканал старается формировать собственный имидж национального канала и имеет собственные оборотные средства для реализации сериальных проектов, подобные инвестиции чрезвычайно привлекательны. В настоящее время финансовая ограниченность оборотных средств приводит к тому очевидному факту, что все сериалы состоят максимум из 8—24 серий, тогда как ТВ заинтересовано в производстве 40—80 эпизодов. Но как признают сами вещатели, технология производства таких сериалов пока слабо отработана в России и подобные телепродукты приходится ставить в эфир с ущербом для телетехнологии. Так, например, и произошло с документальным сериалом «Наши 90-е», который был запланирован в сетку РТР на середину декабря 1999 г., но так и не был закончен к середине 2000 г. В перспективе увеличение спроса на сериал неизбежно приведет к созданию телефабрик сериального профиля, таких как «Студия 2И», созданная двумя компаниями — продюсерским центром «Видео Интернешнл» и студией «Gold Vision», или же продюсерский центр «Русская серия», созданный на РТР. Таким образом, наиболее коммерчески привлекательными среди телепродуктов отечественного производства являются телесериалы детективного жанра (см. приложение 1 в конце книги).

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>