Полная версия

Главная arrow История arrow История государственного управления в России

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Государство и церковь

В XVI в. церковь в России оставалась одним из крупнейших землевладельцев. На церковных землях работало большое количество крепостных крестьян, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей. Попытка ограничить рост церковного и монастырского землевладения была предпринята в начале XVI в., но она не удалась. В этот период победили сторонники богатой церкви, которых называли «иосифляне» (сторонники Иосифа Волоцкого), или «стяжатели». Вновь церковный вопрос был поднят на Стоглавом соборе 1551 г., который принял решение оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее, но ограничил наследственные вклады (т.е. по завещанию) вотчин в монастыри. Однако покупать и получать землю в дар теперь церковники могли только с разрешения царя. С 1580 г. запретили монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души».

В то же время политическая роль церкви возрастала. Поскольку византийская церковь под властью Турции пришла в упадок, то в православном мире значительно возрос авторитет русской церкви. Русская церковь стала богаче византийской, и в XVI в. восточные патриархи часто обращались в Москву за финансовой поддержкой. В 1588 г. во время визита в Москву константинопольского патриарха Иеремия для получения субсидий правительство Годунова настояло на избрании Собором 26 января 1589 г. на патриарший престол московского митрополита Иова (7—1607) с указанием о Москве как о «третьем Риме». Таким образом с 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность. Это усиливает ее притязания на политическую власть.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>