Полная версия

Главная arrow Журналистика

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Комплексы неполноценности и самореклама.

Под термином «комплекс неполноценности» подразумевается стойкое навязчивое осознание субъектом своей физической, моральной или социальной неполноценности. Неофрейдист А. Адлер доказал большую мотивационную роль комплексов неполноценности. Но утверждение, что их истоки нужно искать в далеком детстве, принадлежит 3. Фрейду.

В соответствии с логикой, комплексы неполноценности являются активаторами потребления. Например, удовольствие от вкусной еды у многих компенсирует душевные страдания; а престижное и показное потребление направлено на повышение своего социального статуса — следовательно, на нейтрализацию комплексов неполноценности.

Зачастую комплексы являются надуманными, — результатами избыточных притязаний или повышенного чувства ответственности.

Объектами своей неполноценности человек может считать, в сущности, все, что угодно:

  • • физические изъяны;
  • • здоровье;
  • • умственные способности;
  • • свойства темперамента;
  • • черты характера;
  • • привычки;
  • • трудности освоения каких-то навыков;
  • • мысли, фантазии, желания;
  • • социальное происхождение;
  • • социальное положение;
  • • материальное положение;
  • • расу или национальность, религию предков и пр. Человек может стыдиться своих родственников или

своей родины, своих поступков в далеком детстве.

Психологи и психиатры отмечают, что комплексы неполноценности зачастую имеют обратную связь с шизофренией, паранойей, со всевозможными маниями и депрессивными психозами.

Результатом комплексов являются:

  • • болезненная застенчивость;
  • • хроническая тревожность;
  • • навязчивые идеи;
  • • патологическая агрессия;
  • • антиобщественные поступки;
  • • попытки суицида.

Задача рекламы — обещать решение проблем, связанных с комплексами неполноценности.

Использование принципа сублимации 3. Фрейда. Этот принцип применим к субъекту, который не может по каким-то причинам или обстоятельствам реализовать свое либидо (половое влечение). Фрейд утверждает, что нерастраченная сексуальная энергия сублимируется, трансформируясь в творчество и искусство.

В связи с этим реклама может быть основана на предложении компенсировать свои реальные или надуманные недостатки, неудачи через сублимацию. Так, реклама аксессуаров, инструментов, материалов, необходимых для рисования, может быть приблизительно такой: «Вам грустно и одиноко? Но если вы умеете рисовать, мы поможем вам создать целый мир по своему вкусу!»; «Человек-художник — это самый счастливый человек!».

Комплексы неполноценности, как и стрессы, являются естественными спутниками человека и способствуют его развитию: известно, что именно комплексы неполноценности, будучи компенсационными механизмами, зачастую были истоками величайших открытий и шедевров искусства.

Реклама действует двояким образом. С одной стороны, она активирует комплексы: «У вас еще нет этой модной вещи?!» С другой стороны, она бодро увещевает: «Если у вас что-то не клеется — это не беда. Эту проблему мы решим с помощью «икс»! А вот «игрек» сделает вас вообще королем!».

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>