Полная версия

Главная arrow Журналистика

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

УПРАЖНЕНИЯ

  • 1. В 2009 г. в России спортивный покер был выведен из состава спортивных игр, а незадолго до этого были фактически запрещены азартные игры на всей территории страны. Какой сценарий информационно-коммуникативных событий при этом реализован и к актуализации каких сценариев это привело?
  • 2. Какие сценарии информационно-коммуникативных событий отражены в следующих текстах:
    • — Ты чай будешь? / — Буду. / — И мне принеси!
    • — Что мы все обо мне и обо мне. Давай о тебе поговорим. Ты смотрел мою последнюю работу?
  • 3. Охарактеризуйте сточки зрения сценариев информационно-коммуникативных событий ситуацию, в которой промоутер в костюме домового зазывает покупателей в магазин.
  • 4. Какие сценарии способствуют объединению или разъединению людей и групп? При ответе на вопрос помните о том, что, например, задавая провоцирующие вопросы, можно рассорить друзей или помирить врагов.
  • 5. Какие сценарии информационно-коммуникативных событий могли привести к появлению следующих широко известных строк: «Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой»; «Я, ты, он, она! Вместе целая страна! Вместе дружная семья!»; «Эй, ты! Кто ты? Себя назови!»; «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; «Нас больше нет. Остались только черные дыры!»; «Но вновь я печально и строго / С утра выхожу за порог — / На поиски доброго Бога /И — ах, да поможет мне Бог!»; «Куда уехал цирк? Он был еще вчера»; «Слышь, ты чо такая дерзкая, а?»; «Отпустите меня в Гималаи! Отпустите меня насовсем! А не то я завою, а не то я залаю, а не то я кого-нибудь съем!».
  • 6. В каких сценариях информационно-коммуникативных событий может быть реализован коммуникативный вампиризм, выражено стремление преодолеть информационный вакуум? Пример для начала размышлений: «Меня все замучили, что мне делать? Меня никто не любит. Скажи хоть что-нибудь, успокой меня».
  • 7. Объясните принципы формирования своего имиджа представителями различных субкультур с точки зрения реализации тех или иных сценариев информационно-коммуникативных событий. Пример для начала размышлений: в субкультуре готов нестрашного не заметят, поскольку отпугивание используется с целью самонавязывания.
  • 8. С чем с точки зрения реализации сценариев информационно-коммуникативных событий связаны манипулятивные и гипнотические техники? Примеры для начала размышлений: использование техники «Скажите “да”» основано на симуляции допроса: «Вы любите прогулки? Вы иногда плачете в кино? Вам нравится эта кровать?»; известный пасс «коза» пальцами перед глазами — запугивание на физиологическом уровне с целью спровоцировать нужную реакцию.
  • 9. Для чего с точки зрения сценариев информационно-коммуникативных событий может использоваться образ пугающей ущербности человека? Для размышлений вспомните страшилки, триллеры и другие художественные жанры, произведения готической литература, образы Ози Осборна, Мерлина Мейсона, которые реализуют комплекс целей: миротворчество, провокацию, само- навязывание и т.д. в виде отпугивания.
  • 10. Может ли эпатаж использоваться с целью привлечь к себе внимание? Если да, то какие сценарии при этом реализуются?
  • 11. Объясните с точки зрения сценариев информационно-коммуникативных событий пафосное высказывание: «Меня включили в экспертный совет такой- то, хотя я уже состою в таких-то экспертных советах».
  • 12. Прочтите стихотворение Г. Иванова «Над розовым морем всходила луна...». Прокомментируйте его с точки зрения сценариев информационнокоммуникативных событий.
  • 13. Внимательно прочтите диалоги Порфирия Петровича с Родионом Раскольниковым из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Кто из персонажей более эффективно учитывает особенности своего включения в сценарий информационно-коммуникативных событий?
  • 14. Перечитайте роман И.А. Гончарова «Обломов». Объясните с точки зрения сценариев информационно-коммуникативных событий претензии Ильи Ильича к Захару, который пытается сравнивать его с другими.
  • 15. Попытайтесь объяснить сточки зрения сценариев информационно-коммуникативных событий покупку и публичную демонстрацию владения книгами, которые их хозяин никогда не будет читать и не сможет понять даже на уровне названия.
  • 16. Внимательно прочтите монолог Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», сконцентрируйте внимание на той части его повествования, где он рассуждает том, как достиг чинов и положения в обществе его дядя. Благодаря неоднократному повторению какого именно сценария информационнокоммуникативных событий дядя добился успеха? Как к использованию этого сценария относится другой персонаж комедии — Чацкий? Мотивируйте свой ответ. Как использование этого сценария воспринимаете вы?
  • 17. Реализация какого сценария информационно-коммуникативных событий является доминирующей в поведении главного персонажа повести И.В. Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина?
  • 18. Внимательно прочтите рассказ А.П.Чехова «Письмо ученому соседу». Найдите в тексте указания на присутствие сценария, который называется «стирание». Перечислите эти указания.
  • 19. Прочтите и проанализируйте приведенные ниже три выступления трех различных людей. Какие сценарии информационно-коммуникативных событий в них реализованы?

Прощальная речь Б.Н.Ельцина

Дорогие россияне!

Осталось совсем немного времени до магической даты в нашей истории.

Наступает 2000 год. Новый век, новое тысячелетие. Мы все примеряли эту

дату на себя. Прикидывали, сначала в детстве, потом повзрослев, сколько нам будет в 2000 году, а сколько нашей маме, а сколько нашим детям. Казалось когда-то — так далеко этот необыкновенный Новый год. Вот этот день и настал.

Дорогие друзья! Дорогие мои! Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все. Сегодня я последний раз обращаюсь к вам как Президент России. Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я много раз слышал: «Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст». Это — вранье. Дело в другом. Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. И так же мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы — в июне 2000 года. Это было очень важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному. И все же я принял другое решение. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока. Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми. А мы — те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти. Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед. И я не должен мешать этому естественному ходу истории. Полгода еще держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть Президентом и с которым сегодня практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее!? Почему я должен ему мешать? Зачем ждать еще полгода? Нет, это не по мне! Не по моему характеру! Сегодня, в этот необыкновенно важный для меня день, хочу сказать чуть больше личных своих слов, чем говорю обычно. Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил. Казалось, одним рывком — и все одолеем. Одним рывком не получилось. В чем-то я оказался слишком наивным. Где-то проблемы оказались слишком сложными. Мы продирались вперед через ошибки, через неудачи. Многие люди в это сложное время испытали потрясение. Но я хочу, чтобы вы знали. Я никогда этого не говорил, сегодня мне важно вам это сказать. Боль каждого из вас отзывалась болью во мне, в моем сердце. Бессонные ночи, мучительные переживания: что надо сделать, чтобы людям хотя бы чуточку, хотя бы немного жилось легче и лучше? Не было у меня более важной задачи. Я ухожу. Я сделал все что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем. Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше. В соответствии с Конституцией, уходя в отставку, я подписал указ о возложении обязанностей Президента России на Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина. В течение трех месяцев в соответствии с Конституцией он будет главой государства. А через три месяца, также в соответствии с Конституцией России, состоятся выборы Президента. Я всегда был уверен в удивительной мудрости россиян.

Поэтому не сомневаюсь, какой выбор вы сделаете в конце марта 2000 года. Прощаясь, я хочу сказать каждому из вас: будьте счастливы. Вы заслужили счастье. Вы заслужили счастье и спокойствие. С Новым годом! С новым веком, дорогие мои!

Выступление на встрече с членами уходящего

в отставку Правительства

25 февраля 2004 г.

В. Путин:

Добрый день, уважаемые коллеги. Вчера, когда мы с Михаилом Михайловичем [Касьяновым] обсуждали сегодняшнюю встречу, он сказал, что еще не было случая, чтобы Президент приезжал в Белый дом в связи с отставкой Правительства. Но это и понятно, потому что предыдущие мероприятия подобного рода были связаны с какими-то сложностями, конфликтами, с какими-то трудностями. То, что происходит сейчас, это практически плановое мероприятие.

Разумеется, возникает вопрос: зачем нужно было это делать и нужно ли было это делать вообще за три недели до выборов Президента Российской Федерации?

Для этого есть по крайней мере две причины: первая — политическая; вторая — административно-организационная.

Политическая причина заключается в том, что в моем положении действующего Президента и одновременно кандидата в Президенты России я могу, а значит, считаю, обязан познакомить общественность России с тем человеком, которого буду предлагать в качестве Председателя Правительства Российской Федерации. Я могу это сделать, значит, должен.

Вы знаете не хуже меня, что значит в нашей стране должность Председателя Правительства Российской Федерации. Я уже не говорю о том, что по Конституции это второй человек в стране. Кроме того, вы знаете, что в ежегодном Послании Федеральному Собранию в прошлом году я не просто дал понять, а фактически заявил о том, что вопросы подобного рода будут мною решаться в ходе консультаций с парламентским большинством. Это тоже потребует и определенных усилий, это может внести какие-то элементы неопределенности, и это потребует дополнительного времени.

Вот теперь, когда мы подошли к временным параметрам, мы подобрались ко второй причине — административно-организационной. И если мы взглянем с вами в Конституцию России, то увидим, что Правительство, которое слагает с себя полномочия перед вновь избранным Президентом, уходит, а вновь назначаемое Правительство в соответствии с конституционными сроками может состояться только в начале июня текущего года. И это накладывает дополнительные сложности на весь этот процесс, потому что мы с вами занимаемся решением вопросов административной реформы, реформирования самого Правительства. Правительство само это пытается делать уже в течение достаточно длительного времени, почти полтора года. Кстати, думаю, что мы с вами, конечно, подзатянули этот процесс. Но если иметь в виду, что мы собираемся довести это до конца, а Правительство этим активно занимается в последнее время, то это значит, что до июня текущего года Правительство будет как бы «подвешено» дважды. Во-первых — самим фактом назначаемости и, во-вторых, тем, что все это будет находиться в состоянии реформирования. Руководители министерств и ведомств не будут знать, как, где, в каком качестве они будут продолжать работать дальше. Думаю, вы со мной согласитесь, что говорить об эффективности работы в течение полугола вряд ли представляется возможным.

Именно исходя из этих соображений, я и принял решение об отставке Правительства перед выборами.

Выступление Юрия Шевчука 8 марта 2010 года

И в кошмарном сне ни мне, ни моим друзьям тогда бы и не приснилось, до чего наш рок докатился. Половина песен в «Российской песне», эти наши коллеги бесчисленные, которые танцуют на шестах, на жирных корпорати- вах. Эти наши коллеги, которые приветствуют на Красной площади ментовскую власть.

Забыли мы, забыли, что рок — это выход, выход за рамки унылой и банальной, доведенной до автоматизма механики существования. Это выход над самим собой. Забыли. Родился, ел, пил, трахался, умер... Вся наша жизнь. Петь, что все хорошо, отлично, все мармелад. Ты, быдло, смотри, жуй это все и не вякай. Нормально. Хлеба и зрелищ — Древний Рим.

Тупо петь в тысячный раз, что она тебе не дает. Это удел безмозглой мартышки, обезьяны, онанирующей на сидящую рядом в клетке соседнюю задницу. Кстати, девушки, поздравляю с международной женской ночью. Желаю всем девушкам этой ночью...

Хочется, ребята, гордиться своей страной. Хочется, хочется, но жизнь и искусство неразрывно связаны. Ведь что сейчас творится? Богатые богатеют, нищие нищают. Да! Коррупция тотальная. Воруют все. Система выстроила у нас сейчас в стране жестокую, жесткую, очень бесчеловечную власть. Народ мучается не только в тюрьмах и лагерях, но и в детских домах, больницах... Сколько сейчас беды, ребята!

Ну, вот допустим, Ходарковский, да, со своим другом. Сколько их уже можно парить? Они все долги уже отдали. Все долги отдали. Сколько можно их закатывать в бетон этот зоновский?

А с другой стороны, посмотрите, сколько сволочи, кормящейся у власти, в погонах, с мигалками в башке, грабят нас, сбивают нас на дорогах, расстреливают в магазинах. И никто за это по большому счету не поплатился.

Я обращаюсь к вам от всего сердца, друзья мои. Я хочу вам сказать, что все дело за вами, какие песни вы будете петь, такой будет страна. Дело в ваших руках, ребята. Я не политик. Но рок — это не тогда, когда все хорошо, а тогда, когда если что-то плохо, то об этом надо петь и говорить и нашему радио тоже. Спасибо!

20. Прочтите отрывок из романа Бориса Акунина «Азазель». Какие сценарии информационно-коммуникативных событий представлены в этом отрывке? Какие способы оптимизации этих сценариев используются?

Внезапно он Ораст Фандорин> встрепенулся. Некий гладкий господин с белым крестом на шее только что произнес, воспользовавшись паузой:

— Вот вы, Амалия Казимировна, давеча — запретили про Кокорина судачить, а я узнал кое-что любопытненькое.

Он помолчал, довольный произведенным эффектом, — все обернулись к нему.

  • — Не томите, Антон Иванович, говорите, — не вытерпел крутолобый толстяк, по виду адвокат из преуспевающих.
  • — Да-да, не томите, — подхватили остальные.
  • — Не просто застрелился, а через «американскую рулетку» — мне сегодня в канцелярии генерал-губернатора шепнули, — значительно сообщил гладкий. — Знаете, что это такое?
  • — Известное дело, — пожал плечами Ипполит. — Берешь револьвер, вставляешь патрон. Глупо, но горячит. Жалко, что американцы, а не наши додумались.
  • — А при чем здесь рулетка, граф? — не понял старик со звездой.
  • — Чет или нечет, красное или черное, только б не зеро! — выкрикнул Ах- тырцев и неестественно расхохотался, глядя на Амалию Казимировну с вызовом (так, во всяком случае, показалось Фандорину).
  • — Я предупреждала: кто об этом болтать будет, выгоню! — не на шутку рассердилась хозяйка. — И от дома откажу раз и навсегда! Нашли тему для сплетен!

Повисло нескладное молчание.

  • — Однако ж мне отказать от дома вы не посмеете, — все тем же развязным тоном заявил Ахтырпев. — Я, кажется, заслужил право говорить все, что думаю.
  • — Это чем же, позвольте узнать? — вскинулся коренастый капитан в гвардейском мундире.
  • — А тем, что налакался, молокосос, — решительно повел дело на скандал Ипполит, которого старик назвал «графом». — Позвольте, Amelie, я его проветриться отправлю.
  • — Когда мне понадобится ваше заступничество, Ипполит Александрович, я вас непременно об этом извещу, — не без яда ответила на это Клеопатра <Амалия>, и конфронтация была подавлена в самом зародыше. — А лучше вот что, господа.

Коли интересного разговора от вас не дождешься, давайте в фанты играть. В прошлый раз забавно получилось — как Фрол Лукич, проигравшись, цветочек на пяльцах вышивал, да все пальцы себе иголкой истыкал!

Все радостно засмеялись кроме стриженного кружком бородатого господина, на котором фрак сидел довольно косо.

  • 21. Существует понятие «трансовое состояние». Порассуждайте над тем, как связаны сценарии информационных событий и наличие у их участников трансовых состояний.
  • 22. Прочтите отрывок из рассказа В. Пелевина «Синий фонарь». Какой из сценариев информационно-коммуникативных событий доминирует в этом отрывке? Что на это указывает?
  • — Знаете, как мертвецами становятся? — спросил Толстой.
  • — Знаем, — ответил Костыль, — берут и умирают.
  • — И что дальше?
  • — Ничего, — сказал Костыль, — как сон. Только уже не просыпаешься.
  • — Нет, — сказал Толстой, — я не про это. С чего все начинается, знаете?
  • — С чего?
  • — А с того, что сначала слушают истории про мертвецов. А потом лежат и думают — а чего это мы истории про мертвецов слушаем? Кто-то нервно хихикнул, а Коля вдруг сел в кровати и очень серьезно сказал:
  • — Ребята, кончайте.
  • — Во-во, — с удовлетворением сказал Толстой, — так и становятся. Главное — понять, что ты уже мертвец, а дальше все просто.
  • — Ты сам мертвец, — неуверенно огрызнулся Коля.
  • — А я и не спорю, — сказал Толстой. — Ты лучше подумай, почему это ты вдруг с мертвецом разговариваешь?

Коля некоторое время думал.

  • — Костыль, — спросил он, — ты ведь не мертвец?
  • — Я-то? — спросил Костыль. — Да как тебе сказать.
  • — А ты, Леша? Леша был колин друг еще по городу.
  • — Коля, — сказал он, — ну ты сам подумай. Вот жил ты в городе, да?
  • — Да, — ответил Коля.
  • — И вдруг отвезли тебя в какое-то место, да?
  • — Да, — сказал Коля.
  • — И ты вдруг замечаешь, что лежишь среди мертвецов и сам мертвец.
  • — Да, — сказал Коля.
  • — Ну вот, — сказал Леша, — пораскинь мозгами.
  • — Долго мы ждали, — сказал Костыль, — думали, сам поймешь. За всю смерть такого тупого мертвеца первый раз вижу. Ты что, не понимаешь, зачем мы тут собрались?
  • — Нет, — сказал Коля. Он сидел на кровати, прижимая ноги к груди.
  • — Мы тебя в мертвецы принимаем, — сказал Костыль. Коля не то что-то пробормотал, не то всхлипнул, вскочил с кровати и пулей выскочил в коридор, оттуда долетел быстрый топот его босых ног.
  • — Не ржать, — шепотом сказал Костыль, — он услышит.
  • — А чего ржать-то? — меланхолично спросил Толстой.

Несколько длинных секунд стояла полная тишина, а потом Вася из своего угла спросил:

  • — Ребят, а вдруг...
  • — Да ладно тебе, — сказал Костыль. — Толстой, давай еще чего-нибудь.
  • 23. Какие сценарии информационно-коммуникативных событий реализуются в процессе исповеди?
  • 24. О каких компонентах сценариев информационно-коммуникативных событий косвенно упоминается в следующем отрывке: «Представим себе нескольких молодых людей, идущих по коридору, обсуждая последний футбольный матч, баб и вообще жизнь. Все они настроены друг к другу вполне дружелюбно. Но вот они доходят до таблички с надписью «Комитет ВЛКСМ», открывают дверь, входят внутрь и рассаживаются по местам. / Обсуждается персональное дело комсомольца Сидорова, три минуты назад бывшего просто Василием. Меняется все — выражение лиц, манера говорить, даже тембр голоса» (В. Пелевин. Зом- бификация. Опыт сравнительной антропологии. Homo советский).
  • 25. Внимательно прочтите финал пьесы М. Горького «На дне». Можно ли в данном случае говорить о результативном завершении какого-либо сценария информационно-коммуникативных событий?

«Бубнов. Наливай ему, Сатин! Зоб, садись! Эх, братцы! Много ли человеку надо? Вот я — выпил и — рад! Зоб!.. Затягивай... любимую! Запою... заплачу!.. / Кривой Зоб (запевает). Со-олнце всходит и захо-оди-ит... / Бубнов (подхватывая). A-а в тюрьме моей темно-о! // Дверь быстро отворяется. // Барон (стоя на пороге, кричит). Эй... вы! Иди... идите сюда! На пустыре... там... Актер... удавился! // Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу. // Сатин (негромко). Эх... испортил песню... дур-рак! // Занавес».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>