Полная версия

Главная arrow Культурология arrow Загадки страны «Ок». Романские церкви Окситании X

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ПРИМЕРЫ УКРЕПЛЕННЫХ ЦЕРКВЕЙ EGLISES FORTIFIEES ПИРЕНЕЙСКОГО РЕГИОНА ЮГА ФРАНЦИИ И СЕВЕРНОЙ ИСПАНИИ. УКРЕПЛЕННЫЕ БАШНИ-КОЛОКОЛЬНИ (ИХ ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ)

Большинство культовых сооружений дороманского и романского периодов, возводимые по обеим сторонам Пиренеев, несли оборонительную функцию именно благодаря толщине своих стен. Например, церковь в Ларок-д'Альбер (Laroque-d'Albere) имеет толщину фасадной стены 2,4 метра. В церкви Марсеваля (Marcevol) толщина боковых стен составляет 1,6 метра (рис. 2.11).

Церковь в Marcevol (Pyr.-Or.)

Рис. 2.11. Церковь в Marcevol (Pyr.-Or.)

Очень часто эти деревенские церкви имели простую прямоугольную планировку с прямоугольной же апсидой, что при значительной толщине стен обеспечивало возможность укрываться при нападении, а также возможность относительно недорогих восстановительных работ после отражения, как, например, в Баньюль-дель- Аспр (Banyuls-dels-Aspres), Эклюз (l'Ecluse), Верне (Vernet), Монболо (Montbolo), Эспира-де-л'Агли (Espira-del'Agly), Корнелла-де-Кон- флент (Corneilla-de-Conflent). Причем мы видим, что в Баньюль- дель-Аспр и в Моли (Molitg) церковь как бы образует угол, выступающий в роли своеобразного бастиона, затрудняющего осаду (рис. 2.12).

Апсида церкви Баньюль-дель-Аспр (Руг. Or.)

Рис. 2.12. Апсида церкви Баньюль-дель-Аспр (Руг. Or.)

В Реглей (Regleille) боковые стены церкви невероятно завышены, возможно, для того чтобы разгрузить (расчленить) монастырские подступы, окруженные крепостной стеной (так считал, например, М. Брютай (М. Brutails). В городке Родипер (Rodipere) можно наблюдать похожее решение проблемы, здание закрыто прилегающими стенами, с тем чтобы не перегружать стены церкви. Наиболее показательная церковь подобного типа — церковь в Эспира-де-л'Агли (Espira-de-1'Agly), имеющая единый сводчатый неф и прямоугольные проходы с двумя апсидами-«близнецами» в толщине стен, где располагалась рака с мощами святого. Коридор, возведенный во фронтальной части, запирался изнутри церкви потайной дверью, а снаружи был прикрыт двумя бойницами для стрельбы из лука. Очень узкие окошки, проделанные в боковых стенах, также скорее служат для стрельбы, нежели для освещения интерьера. Северная и западная стороны прикрыты мощной башней-колокольней, верхняя часть которой ранее имела зубцы с бойницами (как в Эльне или Сен-Ми- шель-де-Куша), которые впоследствии были перестроены. Всем свои грозным видом колокольня активизирует всю массу церковного сооружения. При этом юго-западная сторона защищена более толстыми стенами правильной кладки на растворе. Один из самых внушительных и самых старых каталонских укрепленных монастырей eglises fortifiees Сант-Пере-де-Родес «прилепился» к склонам высоченной горы над маленьким городком Порт-де-ла-Сельва на севере Пиренейского полуострова (рис. 2.13).

Обитель бенедиктинцев была основана в X в. одним из самых влиятельных монашеских орденов. Добротная старинная дверь в полукруглой слепой арке ведет нас внутрь этой «крепости Веры». Над дверью, почти под самой крышей, расположено арочное окно с боковыми колоннами и скульптурными изображениями львов по бокам. Эти львы — символ силы веры. Львы попирают лапами обезьяну и змея, символизируя торжество христианской религии над дьяволом («обезьяной бога» и «древним змием»). Внутренний зал укрепленной церкви монастыря состоит из трех нефов. Центральный неф — продольное пространство здания, отделенное от соседних нефов романской колоннадой. Внутри этой аскетической церкви eglises fortifiees практически никакого декора. Серый камень и простота, как и положено монастырю ордена бенедиктинцев, построенному в 977 г. Это было время великих перемещений и великого строительства в Европе. В X—XII вв. первый и старейший монашеский орден Европы, созданный в Италии и распространившийся по Европе благодаря подвижничеству своих монахов. Девиз ордена бенедиктинцев — «молись и трудись». Монахи молились о спасении мира и трудились — создавали проекты, строили церкви и монастыри, писали летописи и переписывали манускрипты, были учителями и наставниками, строили больницы и ухаживали за больными. Монастыри жили в основном на пожертвования. В монастыре Сайт-Пере находились мощи двух святых — Сен-Прима и Сен-Фелисио, а при них была построена больница для пилигримов, идущих в Сантъяго-де-Компостелло, которая впоследствии стала больницей для бедных. Сегодня от многочисленных культовых и служебных построек аббатства сохранился в оригинале только фасад часовни при монастырской больнице (рис. 2.14).

Монастырь Сан-Пере Каталония. Каталония

Рис. 2.13. Монастырь Сан-Пере Каталония. Каталония

Круглые церкви Каталонии, такие как Сен-Микель дель Мона- стир де ла Побла де Лийе (Sant-Miquel del Monastir de la Pobla de Lillet), церкви замков Ллюсса (de Llussa), Сен-Перель Epo (Sant-Pere'l Gros), де Вич (de Vich), вообще являются по сути настоящими донжонами (см. исследования Puig у Cadafalch, II. С. 315). На испанской стороне Пиренеев часто можно встретить культовые сооружения с довольно оригинальным расположением двух апсид, как бы фланкирующих с обеих сторон подходы к сакральному центру религиозного объекта, например, в церквях: Мерен (Merens) и Сен-Поль-деля-Мер (Saint-Pol-de-la-Mer), возведенных в XI в. (см.: Puig Cadafalch, т. II, рр. 21в—211). Иногда в этом регионе мы можем отыскать еще более смелые архитектурные решения, объединяющие культовые и фортификационные функции «церквей крепостного типа». Так, например, в старинном соборе города Сен-Лизие (Saint- Lizier), возведенном в 1117 г. и являющемся центральным храмом архиепископства Кузеран (Couserans), две боковые апсиды, имеющие стены трехметровой толщины, согласно замыслу архитектора, вообще являлись частью двух башен, расположенных по обеим сторонам городских крепостных ворот1. Интересно, что и сам город Сен-Лизие имеет довольно оригинальную планировку городских фортификационных сооружений, улиц и культовых памятников, расположенных ярусами на высоком холме.

Монастырь Сан-Пере Каталония (башни)

Рис. 2.14. Монастырь Сан-Пере Каталония (башни)

Справедливости ради стоит отметить, что в регионе Пиренеев, наряду с весьма оригинальными культовыми сооружениями фортификационного назначения, нередко встречаются церкви куда более интересные, но также имеющие некоторую степень защиты от внезапных нападений. Например, церковь монастыря Вальбонн (Valbonne), который был основан в 1242 г. цистерцианскими монахами Фонфруа (Fountfroide), для защиты от нападений просто окружена старой каменной стеной значительной толщины без зубчатых бойниц и машикули. Скромная приходская церковь Марсеволь (Marcevol), возведенная в XII в. (возможно, в конце XI в. согласно документам 1091 г. в Marca Hispanica, CCCVII), также имеет простой и довольно приземистый вид, напоминающий, впрочем, более военное сооружение. Мощные стены церкви и церковной ограды, довольно редкие узкие окна, единственная дверь (о которой можно судить по сохранившимся рисункам XII в.), открывающаяся во внутренний коридор, и массивная венчающая часть церковной апсиды, — все это напоминает скорее донжон, соединенный с куртинами, нежели приходскую церковь (рис. 2.11). Внешнее сходство этой приходской церкви с укрепленным замком вовсе не случайно, поскольку эта скромная часовня была частью комплекса монастырской обители ордена Сен-Сепюлькр (Saint-Sepulcre), основанной в 1140 г. Монахи-солдаты этого воинствующего ордена весьма прославились своими строительными навыками при возведении монастырских укреплений, о чем ярко свидетельствуют великолепные фортификационные сооружения, воздвигнутые представителями этого ордена в Сирии. Сумев снабдить свои церкви и часовни великолепным фортификационным аппаратом, монахи ордена Сен-Се- пюлькр (Святого Креста) способствовали распространению своей передовой военной архитектуры по всему латинскому Востоку[1]. Кстати, в этом неспокойном регионе по обеим сторонам Пиренеев, мы довольно часто встречаем многочисленные укрепленные церкви (eglises fortifiees), принадлежащие военно-монашеским орденам Средневековья. Таковой является, например, церковь Сало (Salau), расположенная в небольшой деревушке Salau в 110 км к юго-западу от Тулузы в Восточном кантоне округа Сен-Жирон в Арьеже (Ariege), которая уже с конца XII в. принадлежала военно-монашескому ордену св. Иоанна Иерусалимского или Госпитальерам (Mem. de la Soc. Archeol. du Midi de la France, t. XI, p. 410)[2]. История сооружения этой оригинальной церкви за многие столетия успела обрасти местными легендами. Одна из них (наиболее поэтическая) гласит, что церковь построена испанской принцессой, которая после развода со своим мужем и приказала возвести эту церковь. Так это или нет, но точно известно, что уже с XII столетия эта церковь находится во владениях ордена Госпитальеров (покровителей и защитников христианских паломников) и именно они являлись главными заказчиками и строителями церкви. Местоположение церкви Сало было выбрано, скорее всего, не случайно, поскольку расположено на традиционном паломническом пути в Сантьяго-де-Компостелло (свидетельством чего, в том числе, является традиционное изображение раковины на фреске алтарной части). Церковный комплекс (eglise-fortifiee) Salau- Couflens, скорее всего, был призван прикрывать переправу через горную речку, где при необходимости, закрепившись, можно прочно «запереть» противника на переправе. Объемно-пространственная композиция церковного сооружения представляет собой композиционное единство трех практически независимых пространственных форм, соединенных посредством арочных переходов и завершающихся на востоке полукруглой алтарной апсидой (рис. 2.15).

План церкви госпитальеров в Сало (Salau), XII в

Рис. 2.15. План церкви госпитальеров в Сало (Salau), XII в.

Стены церкви, имеющие внушительную толщину, явно предназначены скорее для обороны, нежели для поддержания сводов. На фортификационный характер сооружения также указывает хорошо сохранившаяся часть «кладбищенской» стены, окружавшая ранее, по-видимому, весь церковный комплекс и имеющая весьма значительную толщину. Маленькие окна-бойницы практически не освещают интерьер, но зато хорошо приспособлены для ведения стрельбы (рис. 2.16).

Виды церкви госпитальеров в Сало (Salau) в Пиренеях

Рис. 2.16. Виды церкви госпитальеров в Сало (Salau) в Пиренеях

Традиционная окситанская «сквозная» колокольня, венчающая наибольшую часть церкви, была возведена госпитальерами в XIII столетии. В начале XIV столетия, после разгрома ордена тамплиеров, Папа Климент V передает основную часть земель и имущества, конфискованных у тамплиеров, ордену госпитальеров. Видимо из-за необходимости учета и освоения таких огромных богатств работы по дальнейшему строительству церковного ансамбля в Сала (Salau) были прекращены. Позднее, в XV—XVI вв., церковь Сало (Salau) была переподчинена командорству госпитальеров Caignac в Lauragais и какие-либо значительные строительные работы в ней более не производились. Знаменательно, что это оригинальное культовое сооружение типа eglise fortifee имеет такие же сильные укрепления, что и церкви Марсеволь (Marcevol) и Луз (de Luz) в Верхних Пиренеях. Церковь Люз Сен-Совьер (Luz-Saint-Sauveur) до сих пор носит название «церковь Тамплиеров» и является также укрепленным культовым сооружением, демонстрируя нам довольно устойчивую систему защиты от внезапных нападений. Причем особый интерес вызывает окружающая церковь стена ограждения, возведенная на сводах дозорного пути, скорее всего, не ранее начала XIV в. Наличие этой стены, в случае захвата внешней крепостной стены, заставляло нападающих вновь прибегать к осаде для овладения самой церковью. Все эти церкви сближает между собой, во- первых, наличие довольно серьезных фортификационных сооружений, а во-вторых, принадлежность к военно-монашеским орденам Средневековья (всегда славившимся своими строительными фортификационными навыками).

Церковь Luz-Saint-Sauveur («des Templiers») XII—XIV вв

Рис. 2.17. Церковь Luz-Saint-Sauveur («des Templiers») XII—XIV вв.

Аналогичные примеры церквей с элементами развитой системы фортификации мы можем встретить в Нижнем Лангедоке, тесно связанном с Руссильоном в единый целостный регион еще со времен раннего Средневековья. Так, например, в старинном аббатстве

Желон (Gellone), которое с XII в. получило оригинальное название Сен-Гильхейм (Saint-Guilhem) по имени своего донатора — основателя Гильома, герцога Аквитании ( Guilhem due d'Aquitaine), изначально была возведена церковь с прямой абсидой и встроенными в толщу стен раками, облик которой смогли восстановить в начале XX столетия[3]. Стены этой церкви изначально возводились с целью сооружения на сводах дозорного пути, который в случае захвата внешней крепостной стены во время штурма ставил нападавших перед необходимостью новой осады для овладения церковью. Аналогичная схема расположения дозорного пути на сводах церквей применена в Сен-Савене (Saint-Savin) и в Бигоре (Bigorre). Кстати, это именно тот герцог Гильом «Короткий Нос» (Guillaume au Court - Nes), который известен нам как персонаж средневековых французских эпических поэм (chansons de geste), созданных приблизительно в XI столетии. Похожие конструктивные решения мы можем наблюдать в церквях Магелона (Maguelone), Сен-Пьер-де-Ред (Saint- Pierre-de-Redes), Сен-Винсен-де-Барбейраг (Saint-Vincent-de- Barbeyrargues) и др. Интересным представляется также тот факт, что до реконструкции города Каркассона, которая проводилась в XIII в. по инициативе Людовика Святого, западный фасад церкви Сен- Назер (Saint-Nasaire) простирался вдоль крепостной стены и, видимо, также выполнял какое-то фортификационное назначение. К сожалению, от прежней церкви столетия сегодня сохранилось лишь нижнее основание, и нам сложно что-либо утверждать, тем более после реконструкции Э. Виоле-ле-Дюка (Viollet-le-Duc), который постарался придать западному фасаду его «прежний» вид. Таким образом, подводя предварительный итог, можно констатировать тот факт, что наиболее старинные дороманские и романские укрепленные церкви (eglises fortifiees) изначально приобретали фортификационное значение, во-первых, ввиду постоянных угроз разорения. Во-вторых, по причине относительной простоты и надежности тех работ, которые проводились для преобразования их в объекты фортификации (помимо их прямого — культового назначения). Мы видим на достаточно большом количестве примеров, что культовые сооружения романской эпохи до XII в. представляют собой комплекс внутренних приспособлений, нацеленных на ведение пассивного сопротивления (бойницы для стрельбы из лука, выступающие навесные машикули и парапеты). При этом активным элементом обороны, использующимся при возведении eglises fortifies, выступают в основном

2

колокольни-донжоны clogher-donjon. Месторасположение этих башен-колоколен относительно нефа и трансептов, несмотря на довольно пеструю архитектурно-композиционную палитру региональных школ романского периода, можно достаточно точно классифицировать и свести в относительно небольшую систематизированную таблицу. В целом именно весь комплекс этих простых фортификационных и архитектурно-композиционных элементов, использованных средневековыми мастерами романской эпохи при сооружении культовых сооружений eglises fortifies и придал им оригинальный вид суровых крепостей-замков.

  • [1] См.: R. Rey: Les villes eglises fortifies du Midi de la France. — Paris, 1923.P. 86-87.
  • [2] Cm.: Rober Roger: Les eglises romanes du pays de Foix et de Couserans (Bull.Soc. Arieg., 1908).
  • [3] См.: Запись от 1076 г. в отрывке «Акта ордена св. Бенедикта» (Acta sanctorum ord. S, Benedicti, siec. IV, pars I, p. 88.).
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>