СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Сознание и язык. Знак
С самого начала трудовой деятельности люди начали испытывать потребность что-то сказать друг другу. «Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления... неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания»1. В марксистской философии утверждается, что «язык так же древен, как и сознание... и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности общения с другими людьми»[1] [2].
В.С. Степин отмечает: «Язык своей структурой задает определенный образ мира, способ фрагментации и синтеза его объектов. Это обстоятельство было подмечено и описано в концепции лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа. Проведя сравнительный анализ современных и архаических языков, эти ученые выявили связь между структурой языков и “мирами” человеческой жизнедеятельности.. .»[3]
Например, в новоанглийском языке порядок слов скоррелирован со смыслом достаточно однозначно, чего нет, например, в русском языке[4]. Русский язык «обладает большей многозначностью отдельно взятых понятий и значительно большим влиянием порядка слов на выражение смысла... Свыше 40 процентов русской лексики носит оценочный характер. Что же касается английского языка, то оценочная окрашенность его словарного запаса не превышает 15 процентов... Русский язык меньше приспособлен для точных научных текстов, но зато он породил великую художественную литературу... Очевидно, что он программирует человека, определяя его большую личностно-оценочную характеристику событий, и не настраивает на их бесстрастную фиксацию... Говорящий стоит перед проблемой выбора, причем вариантов выбора у него значительно больше, чем в аналитических языках»[5].
В историческом развитии всех языков можно обнаружить наличие сленгов, языковых форм, выражающих специфику общения различных социальных групп. Определенные сленги, жаргон, бюрократический язык формируют особые программы общения и поведения, которые призваны отделить «своих» от «чужих» и обеспечить групповую коммуникацию.
«Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения»1. Это специфически социальное средство хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.
«Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации)»[6] [7].
В конце XIX в. сформировалась наука о знаках и знаковых системах — семиотика. Основоположниками семиотики были американские логики и философы Ч. Пирс (1839-1914) и Ч. Моррис (1901-1979). Семиотика исследует различные типы знаков и знаковых систем. Содержание ее основных разделов — синтактики, семантики, прагматики — составляет изучение важнейших аспектов знаковой деятельности.
Синтактика (синтаксис) изучает отношения между выражениями знаковой системы, т.е. между знаками.
Семантика изучает отношения знаков к тому, что этот знак замещает.
Прагматика — область, изучающая практическое применение знаков, отношение знака к субъекту.
Для Ч. Морриса знак является структурой, состоящей из четырех элементов: собственно знак, значение (интерпретация), означаемое (десигнат), истолкователь. Реально существующий десигнат
Ч. Моррис называл денотатом. На основе различения знака, значения и интерпретации был предложен семантический треугольник[8].
Вся человеческая цивилизация основана на знаковых системах, и ничего нельзя сказать о разуме без ссылки на знаковые функции. Знаки влияют на формирование человека, создающего цивилизацию. Неудивительно поэтому, что знаки изучают специалисты различных социально-гуманитарных областей: лингвисты, философы, логики, антропологи, эстетики.
«Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, репродукции), знаки-признаки (дым — признак огня), знаки-сигналы (звонок — знак начала или окончания занятия), знаки-символы (дорожные знаки) и другие виды знаков»1.
По мере развития знания и особенно в связи со становлением научного способа отражения действительности получают развитие всевозможные искусственные знаковые системы, главным назначением которых является выражение научного знания. К типам искусственных языков можно отнести также язык искусства (живописи, музыки, танца, архитектуры, кино и т.п.). «Искусственные языки также могут быть рассмотрены в качестве семиотических систем, транслирующих жизненные смыслы, необходимые для воспроизводства и развития человеческой социальности»[9] [10].
В сфере научного познания знаки используются в тех случаях, когда реальные действия с предметами или затруднены, или просто невозможны. Научные символы как средство информации позволяют значительно сократить время и усилия, затрачиваемые на решение той или иной задачи. В настоящее время формализация развивается по пути построения знаковых систем не только с помощью математического аппарата, но и с применением возможностей кибернетики, математической логики и других средств.
Трудности, неизбежные при построении, использовании и истолковании знаковых систем порождают чисто конвенционалистские трактовки познавательного процесса как свободного творчества, состоящего в оперировании символами, условными знаками и не связанного с объективными процессами и явлениями.
Язык необходимо отличать от речи. Речь — это звуковое выражение языка, это звучащий язык. Речь конкретна, динамична, отражает опыт индивидуального человека, преднамеренна, линейна. По тому, как говорит человек, каков его словарный запас, мы можем судить о грамотности человека, о его образованности. Известен персонаж из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка Щукина, которая прекрасно обходилась словарным запасом из 25-30 слов. Очевидно, что авторы известного советского романа высмеивали в лице Эллочки-людоедки людей, обладающих скудным языком и, соответственно, очень ограниченных и недалеких.
С другой стороны, можно привести слова В.В. Маяковского из стихотворения «Поэзия»:
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды.
Но как испепеляюще слов этих жжение Рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение Тысячи лет миллионов сердца.
Предметом пристального изучения психологов, философов в последнее время становится неречевое мышление. Примерами подобного невербального мышления являются, например, практическое решение математических задач, шахматных партий, часто сопровождающихся возгласами и умолчаниями играющих шахматистов.
Поэтому тезис о неразрывной взаимосвязи сознания и языка наполняется новым содержанием, уточняется и конкретизируется.
- [1] Введение в философию. Ч. 2. С. 307.
- [2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. 2-е изд. С. 62.
- [3] Степин В.С. Философская антропология и философия науки. С. 22.
- [4] Там же. С. 23.
- [5] Там же.
- [6] Философский энциклопедический словарь. С. 783.
- [7] Логика. М., 1995. С. 20.
- [8] О семантическом треугольнике можно найти более подробную информацию в учебниках по логике.
- [9] Логика. С. 20.
- [10] Степин В.С. Философская антропология и философия науки. С. 24.