Полная версия

Главная arrow Социология arrow Многоэтничное сообщество в поисках маршрута интеграции: идеология, наука и практика

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Классические концепции изучения природы социокультурных контактов этнического характера

В данном параграфе будет показана взаимная связь и научная преемственность трех классических исследовательских концепций: эволюционизма, марксизма и индустриализма. Хотя данные направления характеризуются далеко не одинаковыми подходами к проблемам межкультурного взаимодействия и этнического неравенства, их объединяет научный интерес к проблемам экспансии капитализма на незападные общности. Поэтому в данном случае мы вполне можем говорить о парадигмальном единстве концепций.

Эволюционистская концепция.

Эволюционизм оформился в значимое научное направление к началу XIX в. Философское осмысление истории, а также знакомство с жизнью заморских народов, с иными культурными образцами побуждало ученых вывести некие универсальные законы развития, общие для всех культур.

Основные эволюционистские идеи «очень несложны и могут быть выражены в нескольких словах: это идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия развития культуры; прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному; психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры; выведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида»3.

С позиций эволюционизма каждый народ в своем развитии неминуемо проходит определенные стадии в линейно-восходящем направлении. Однако одни общества проходят эти стадии быстрее остальных, другие — отстают.

Цитаты: Тшаскальский Всслав // Свод житейской мудрости. —URL: http://www. wisdomcode.ru/quote/authors/49502.html

  • 2 См.: Брайен, Д. АльбертЭйнштейн. Частная жизнь / Д. Брайен. — М.: Попурри, 2000. — 704 с., с. 350.
  • 3 Токарев, С.Л. История зарубежной этнографии / С.А. Токарев. — М.: Высш. шк., 1978, —352 с., с. 29.

Ведущими представителями эволюционизма считаются во Франции Клод Анри Сен-Симон, Огюст Конт, Шарль Летурно; в Англии — Г. Спенсер, Э. Тайлор, Дж. Фрезер; в Германии — А .Бастиан, Ю. Липперт; в США — Л.Г. Морган. Универсальная для всех обществ эволюционистская схема социально-исторического развития имеет следующий вид: дикость, варварство, цивилизация.

В учении К.А. Сен-Симона данные этапы соотносятся с различными стадиями, которым соответствуют определенные способы мышления: рабство и политеизм, феодализм и теизм, индустриализм и позитивизм1.

Воззрения Сен-Симона во многом определили эволюционные взгляды О. Конта, который, впрочем, значительно изменил теорию своего учителя. Конт долгое время был секретарем Сен-Симона, и в течение продолжительного времени комментаторы его творчества занимались сравнением вклада этих двух мыслителей в социальную теорию. Эволюции обществ, по мнению Конта, сопутствуют определенные формы мышления'. Общества эволюционируют, проходя три основные стадии: примитивную, промежуточную и научную. Этим стадиям соответствуют этапы эволюции мышления: теологический, метафизический и позитивный[1] [2] [3].

Герберт Спенсер полагал, что эволюционный прогресс обществ заключается в движении от простой однородности в «военном» обществе к сложной разнородности в обществе индустриальном[4] [5]. Вместе с тем политическая доктрина Спенсера, производная от его социологии, заключается в том, что социальное планирование, социальное обеспечение и государственное вмешательство препятствуют естественному прогрессу социальной эволюции и личной свободе индивида[3].

Спенсер показал отличие классического эволюционизма от уже набиравших силу в середине XIX в. концепций, предлагающих насильственно ускорить процесс развития «отсталых обществ», пусть даже ценой разрушения культуры.

Классический эволюционизм способствовал возникновению на его почве ряда теорий взаимодействия народов и общностей: прежде всего, марксистской и модернизационной концепций.

  • [1] Сен-Симон А. Катехизис промышленников // А. Сен-Симон. Катехизис промышленников. О. Конт. Катехизис промышленников, или Система позитивной политики. — М.: Либроком, 2011. — 176 с., с. 16-97, 90-91.
  • [2] Конт, О. Катехизис промышленников, или Система позитивной политики // А. Сен-Симон. Катехизис промышленников. О. Конт. Катехизис промышленников, или Система позитивной политики. — М.: Либроком, 2011. — 176 с. — С. 98-169, с. 112-113.
  • [3] Конт, О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении /О. Конт. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 256 с., с. 36.
  • [4] Спенсер, Г. Научные основания нравственности. Данные науки о нравственности /Г. Спенсер. — М.: ЛКИ, 2008. — 336 с., с. 56-57.
  • [5] Спенсер, Г. Личность и государство / Г. Спенсер. — М.: Социум, 2007. — 208 с., с. 48.
  • [6] Конт, О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении /О. Конт. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 256 с., с. 36.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>