Политическая и правовая мысль Древней Индии

Политические и правовые учения Древней Индии отразили специфику развития древнеиндийского общества и государства, обусловленную кастовой социальной структурой, на долгие столетия предопределившей политические и правовые отношения.

Брахманизм

Политическая и правовая мысль Древней Индии развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений, что обусловливало особую роль служителей культа (брахманов). Веды, Лтхарваведа, Ригведа — памятники 2—1-го тыс., в которых представлена идеология брахманизма.

В Ведах отразились многообразные тенденции развития социально-экономической и политической жизни страны. В Ведах обосновывается деление общества на (варны — сословия). Каждая варна (санскр. — цвет, покров) имела свой цветовой символ, означающий принадлежность к ариям (племенам, покорившим Индию), а следовательно, считавшимися «дважды рожденными»; к ним относились представители трех варн (каст). Четвертую варну составляли покоренные ариями племена дравидов, считавшиеся «единожды рожденными». Варны (касты) произошли из мирового тела, духа (Пуруши): брахманом стали его уста, кшатрием (воином) — руки, вайшьей (крестьяне, ремесленники, торговцы) — бедра, из ступней возник шудра — низший слой. Права и обязанности, со- подчиненность членов варн определяются мировым законом. Все члены варн должны следовать божественно предусмотренной дхарме — закону, долгу, обычаю, правилу поведения.

Один из значительных памятников политической и правовой мысли Древней Индии — «Лртхашастра» Каутильи (литературный псевдоним Чанакьи — министра империи Маурьев Чандрагупты). Это наука о политике Древней Индии, включающая в себя стратегию и тактику управления, прообраз будущего макиавеллизма. Согласно «Артхашастре», цель правления — сохранение созданного божественным провидением порядка, которое достигается исполнением каждым человеком должного правила поведения с помощью принуждения и наказания — данды. Каутилья не является основателем такой системы управления. Она была традиционной для индийского государства и общества того периода. В этом источнике права уделено внимание и правовым вопросам: обязательственному праву, семейному и наследственному праву.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >