Полная версия

Главная arrow Право

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Культура судебной речи

Культура речи — это такой набор и такая организация речевых средств, которые в определенной ситуации взаимодействия при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в решении поставленных коммуникативных задач.

Речевая культура обладает громадным творческим потенциалом, а поэтому овладение циклом предметов, включающих в себя логику риторику — этику — педагогику, важно для любого специалиста, обладающего к тому же повышенной речевой ответственностью перед аудиторией, которая может состоять из одного или нескольких человек, будь то подозреваемый, обвиняемый, подсудимый или все участники судебного заседания[1].

Есть немало исторических примеров, когда нравственные качества личности оценивались в связи с ее речевым поведением. Вот как характеризует трех своих современников один из наиболее известных ораторов Древнего Рима Гай Саллюстий Крисп: Марк Бибул — «оратор слабый, человек скорее злобного, чем доброго нрава». Луций Домиций — «язык хвастливый, руки в крови, ноги беглеца... Лишь речь Марка Катона, добросовестного и умного человека, не вызывает у меня пренебрежения». Три человека, три характеристики, каждая из которых связана с речевыми особенностями — индикаторами нравственных качеств этих исторических личностей[2].

  • [1] См.: Аминов И.И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учеб, пособие /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, 2006. С. 232.
  • [2] См.: Аминов И.И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2013. С. 87.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>