Политические и правовые воззрения Шумеро-Вавилонской культуры. IV—II тыс. до н.э.

Исторические особенности Шумеро-Вавилонской культуры заключаются в том, что:

  • • это первая известная человеческая цивилизация;
  • • в отличие от Египта, погребальный культ разработан слабо;
  • • не сразу образуется единое централизованное государство, долго сохраняются элементы племенной демократии;
  • • включает в себя два культурно-исторических этапа, которые сохраняют идейную преемственность: Шумеро-Аккадская цивилизация; Шумеро-Вавилонская цивилизация.

Шумеро-Акадская культура характеризуется отсутствием единого государства. Главный источник политико-правовых идей — поэма о Гильгамеше, которая содержит все известные легенды из Библии. Это первооснова опыта человечества, здесь показан образ мира и представления древних о месте человека в этом мире. В поэме о Гильгамеше сохранились свидетельства о существовании институтов первобытной демократии, отмечается важность дел, а не важность бессмертия, осуждается деспотизм правителя.

Шумеро-Вавилонская культура — образование единого государства. Во время правления царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) появился сборник законов «Кодекс Хаммурапи». Согласно законам Хаммурапи:

  • • праву придается сакральный характер. Законодательство как осуществление воли богов: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их»;
  • • в законах отсутствует деление на публичное и частное право;
  • • наказание рассматривается как возмещение вреда, причиненного отдельному лицу, наказание назначается судами;
  • • впервые предусмотрено назначение наказаний по принципу талиона, но только среди равных.

Шумерские и вавилонские правители и законодатели настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным установлениям и справедливости. Согласно древнешумерийскому мифу (воспринятому затем в Вавилоне) в качестве покровителя справедливости, защитника слабых выступает бог Шамаш — божественный закон

«стезя Шамаша». Переступить «стезю Шамаша» означало совершить преступление, нарушить право.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >