Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Политические и правовые учения Древнего Египта. III—II тыс. до н.э.

Древнеегипетская цивилизация начинает свой отсчет как государственное образование с III тыс. до н.э.

Исторические особенности древнеегипетской культуры заключаются в том, что:

  • • рано произошло образование централизованного государства;
  • • был хорошо разработан погребальный культ;
  • • главными источниками политико-правовых воззрений являются: мифология, литературные памятники «Поучение Птахоте- па» и «Книга мертвых» (III тыс. до н.э.), «Речение Ипусера» (около 1750 г. до н.э.).

Согласно мифологии божественный закон олицетворяет богиня Маат, она олицетворяет правду, справедливость и правосудие. Раннее образование централизованного государства повлияло на формирование правовой культуры, которая была ориентирована на детальное регулирование деятельности государства. Восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержится в произведении «Поучение Птахотепа». Здесь говорится о божественном установлении деления людей на «высших» и «низших». В большинстве произведений идеализируется общественное состояние древнеегипетского общества. Однако появляются произведения, в которых подвергаются сомнению существующие порядки. Одним из таких является «Речение Ипусера» (произведение связано с народным восстанием).

Автор произведения пытается дать объяснение общественным беспорядкам, отсутствию справедливости в обществе тем, что люди потеряли веру в богов, что наступило разочарование в религиозных догмах.

Идея божественного происхождения власти фараона («Великий Бог», «благой Бог») была одной из главных составляющих политико-правовых воззрений Египта. Согласно мифологии вначале правили боги, затем они передают свою власть людям, происхождение которых также имеет божественный характер: цари рождаются от брака между смертной женщиной и Богом Солнца. Эта идея повлияла на формирование политической формы власти в Древнеегипетском государстве — восточной деспотии.

Существование в Египте религиозного догмата о потустороннем мире играло большую роль в жизни древнеегипетского общества. Идея о неразрывности и взаимозависимости земной и потусторонней жизни определила характерные черты правовой культуры Древнего Египта. Главным источником этих идей выступает «Книга мертвых», в которой показана неразрывная связь права с ритуалом (погребальным культом), которая нашла свое выражение в судебном процессе, происходившем в загробном царстве. Этот суд должен был установить справедливость согласно существующим божественным установлениям и морально-нравственным заповедям.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >