Полная версия

Главная arrow История arrow История римской культуры

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

АРХИТЕКТУРА. ГОРОД. ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ

Античная цивилизация была прежде всего городской. Градостроительство и архитектура занимали в ней большое место. Римские архитекторы учитывали окружение здания. Целые архитектурные ансамбли сооружаются и в Риме, и в городах Италии и провинций.

Римские императоры понимали значение архитектуры для пропаганды своих идей и утверждения своей личности и величия империи. Август, как уже упоминалось, гордился, что, приняв Рим кирпичным, он оставляет его мраморным. Величественные сооружения должны были соответствовать могуществу государства и принцепса.

Важное место среди этих сооружений занимали форумы — обширные площади, окруженные храмами и другими монументальными сооружениями. В республиканское время форум — это прежде всего торговая площадь, на которой время от времени собирались народные собрания. Во времена империи обе эти функции исчезли, и форумы превратились в открытые парадные пространства. Только форум Траяна, когда демонстрируется возврат к республиканским традициям, частично возвращает себе торговую функцию, и рядом с ним воздвигается помещение рынка. Зато размерами этот форум превосходит все остальные, символизируя несравненное величие траяновских дел.

Форум Траяна представлял собой огромную, украшенную мраморными колоннами площадь размерами 118 на 89 м, вход на которую был оформлен в виде триумфальной арки. В центре южной и северной боковых стен площади располагались полукруглые экседры, и за северной стеной, повторяя изогнутую линию экседры, у подножья холма Квиринал располагался фасад большого рынка. На противоположной от входа стороне площадь перекрывалась грандиозной Уть- пиевой базиликой (Ульпий — родовое имя Траяна), а за базиликой находилась стройная высокая колонна, воздвигнутая в честь покорения Траяном Дакии. Колонна на кубическом постаменте была составлена из 17 колоссальных мраморных барабанов общей высотой 100 футов (29,77 м) и диаметром 3,25 м. Снаружи она была украшена рельефом, изображающим различные сцены войны с даками. Рельеф по спирали обвивал всю колонну, а вытянутый в длину, он составил бы не менее 200 м. Колонна сначала была увенчана изображением орла с распростертыми крыльями, а после смерти Траяна — его статуей. В постамент после смерти Траяна была помещена урна с его прахом, для чего его наследник Адриан и сенат приняли специальное постановление, делающее для покойного Траяна исключение из правила, запрещавшего захоронения в черте померия. Необыкновенно стройная и гармоничная колонна Траяна является одним из самых совершенных произведений такого рода в мире. По обеим сторонам от колонны находились две библиотеки: одна предназначалась для книг на латинском языке, другая — на греческом. Далее располагалась небольшая полукруглая площадь, на которой позже был сооружен храм божественного Траяна.

Комплекс форумов образовывал репрезентативный центр Рима. Рядом со старинным Римским форумом застраивается холм Палатин, с которого, вероятно, и начал свое развитие город Рим. Еще в республиканское время здесь было построено довольно много различных святилищ. Наряду с ними здесь строятся богатые частные дома. В одном из домов на Палатине родился будущий Август, и, став императором, он много внимания уделял строительству на этом холме. Застройка и перестройка Палатина продолжались и после Августа. Особенно активно этим занимался Домициан. Архитектор Рабирий построил для него на Палатине роскошный дворец с несколькими обширными залами, самый большой из которых (по-видимому, тронный) имел ширину 32 м. Этот зал перекрывался огромным и очень высоким сводом. Сам зал был украшен колоннами и нишами, в которых находились статуи. Этот дворец был, вероятно, официальным зданием, в то время как другой, еще больший по размерам и примыкающий к этому дворцу, являлся частным жилищем, используемым и Домицианом, и последующими императорами. Фактически оба здания составляли одно, окруженное высокими стенами, за которыми расстилался обширный сад, украшенный различными произведениями искусства. Стечением времени само название «Палатин» становится обозначением императорского дворца. Это слово, постепенно изменяясь, осталось во многих языках, включая русский, где оно превратилось в «палату».

Внешний вид городов более или менее унифицируется. Муниципии Италии и провинциальные города стараются выглядеть уменьшенными копиями Рима. Например, г. Помпеи в Средней Италии был окружен стеной с башнями и несколькими воротами. На пересечении древних торговых путей располагался форум, который в период империи уже потерял свое торговое значение, но оставался важным религиозным, политическим и экономическим центром. В его северо- западном углу находился храм Юпитера, с севера к нему примыкал храм городских богов — ларов, а с юга — храм Аполлона. Форум украшали триумфальные арки и статуи членов императорского дома и почетных горожан. Частично на форуме, а частично к юго-востоку от него были расположены административные здания, а к юго-западу находилась базилика. Сравнительно недалеко от форума имелись другие храмы, в том числе Венеры, Исиды, Вакха, а также еще один (треугольный) форум, около которого находились два театра, палестры для гимнастических занятий и гладиаторская казарма. В Помпеях имелись термы, источник, водопровод. Всю остальную часть города занимали жилые постройки самого разного размера и качества, в том числе несколько городских вилл. Некоторые виллы, в частности «вилла мистерий», о которой уже говорилось, находились за городскими стенами.

В западных провинциях городом, который старался выглядеть уменьшенной копией Рима, был, например, африканский Тамугади. Он имел вид почти квадрата и был распланирован по четкому прямоугольному плану. На пересечении кардо и декуманус находился форум, на который выходили курия, базилика и небольшой храм. К югу от форума располагался театр, а к востоку — рынок. В некотором отдалении имелся местный Капитолий, а среди городской застройки имелись библиотека и несколько терм. Основная часть города была заполнена жилыми домами, каждый из которых занимал обширный квадрат.

Тамугади был сравнительно небольшим городом. Но и такой, например, значительный город, как Лугдун — речной порт, центр провинции Лугдунская Галлия и фактически столица Галлии — соответствовал тому же плану. Его пересекали декмуанус длиной 312 и шириной 9 м и кардо шириной более 7 м. В Лугдуне было два форума — Старый с двумя храмами и немного меньший Новый. Город, естественно, имел театр — сначала на 3 тыс., а после перестройки на 10 тыс. зрителей, один из самых больших в империи амфитеатр, цирк, а также круглый одеон, какие были довольно редки в провинциальных городах. Круглый одеон диаметром 73 м был почти полностью перекрыт крышей и рассчитан на 3 тыс. слушателей. В городе имелся промышленный район, в котором были сосредоточены литейные, стеклянные и керамические мастерские.

Такой идеальный план легче всего было осуществить при основании новых городов, хотя и в таком случае на план влиял характер местности. Если же город располагался на месте старинного местного поселения, то последнее оказывало свое влияние на некоторые стороны урбанизма. Например, в старинном финикийском Гиппоне Регии в Африке римлянам пришлось следовать старому городскому плану. Но и там возникли здания и пространства римского типа. Был построен прямоугольный форум, с трех сторон окруженный портиками, а недалеко от него еще ряд сооружений, в том числе храмы. К северу от форума располагался фонтан, вокруг которого разветвлялась дорога, идущая с севера, прежде чем обогнуть форум. Дальше располагался рынок, представлявший собой квадратный открытый двор с магазинами по бокам. В южной части Гиппона находились бани. Блоки жилых домов образовывали решетчатую сетку города. Один из районов Гиппона был расположен на самом берегу моря. Специальная высокая стена защищала этот район от морских штормов и одновременно укрепляла сырую почву. Этот район создан уже римлянами, самые древние его следы относятся к I в.

Даже в восточных провинциях, где существовали собственные старинные традиции, внешний вид многих городов романизуется. Города пересекаются прямыми улицами, сооружаемые в них портики напоминают римские. Афины столь значительно перестраиваются и достраиваются, особенно при императоре Адриане, что возникают как бы два города, соединенные друг с другом торжественной аркой — старый город (город Тесея) и новый (город Адриана). На восточном побережье Средиземного моря таким «римским» городом выглядел Верит. Город был распланирован по римскому образцу, его перпендикулярно пересекали кардо и декуманум, а параллельно им располагались другие улицы, поэтому весь план города напоминал прямоугольную сетку. В нем были построены два форума, Капитолий, базилика, театр и амфитеатр, термы. Воду доставлял специальный акведук. Улицы украшались колоннадами, а в общественных местах были размещены копии знаменитых греческих статуй. К югу от города на морском берегу располагались открытые морю виллы местных богачей.

Колоннады украшали также улицы г. Библ, в котором имелись театр, базилики, храмы римского типа с коринфскими портиками. Форум, ипподром, театр и широкие мощеные улицы, украшенные колоннадами, имелись в г. Тир; одна из этих улиц соединяла два порта города и была (по крайней мере частично) замощена не обычными плитами, а мозаиками. Пальмира, являвшаяся столицей зависимого царства, тоже в большой мере приняла римский вид, включая прямоугольную планировку городской сети. В Пальмире тоже строятся здания общеимперского типа, например театр.

Однако преувеличивать римское воздействие на восточные города не следует. В том же Берите к северу от города римского типа располагался старый, сохраняющий далеко не прямоугольную систему планировки. В Пальмире улицы украшались колоннадами скорее восточного типа, и многие колонны использовались для крепления тентов, перекрывающих улицы во время жары. Но все же значительная часть городов принимала вид, обычный для восточной части Римской империи.

Другим видом имперской архитектуры были храмы и алтари. Они сооружались не только ради благочестия, но и в память о тех или иных событиях либо в целях пропаганды определенных идей. В этих сакральных сооружениях больше, чем в других архитектурных произведениях, использовались достижения греческой архитектуры, в том числе ордер, но принимался он лишь как элемент украшения. Широкое распространение получили коринфские колонны, пышность которых соответствовала вкусам императорского Рима.

Строились в то время и храмы, в большей степени соответствующие традициям собственно римской архитектуры. Таков был Пантеон, храм всех богов, построенный в первое двадцатилетие II в., вероятнее всего, Аполлодором Дамасским. Это было уже третье здание, построенное на этом месте с целью почитания всех богов. Первое, как уже говорилось, было создано по инициативе Агриппы во времена Августа. Оно сгорело в 80 г., было восстановлено при Домициане, но снова сгорело от удара молнии. При Адриане был построен новый храм — круглое здание (ротонда), перекрытое куполом, размеры которого были превзойдены в Европе только в конце XIX в. и вход в которое украшал коринфский портик с треугольным фронтоном. Как обычно в римской архитектуре, портик придавал осевую направленность круглому зданию и определенную ориентацию. Купольное здание совершенно по своим размерам: его диаметр точно соответствует высоте купола, так что в него точно вписывается шар диаметром приблизительно 42 м. Все сооружение построено на контрастах: пышный портик контрастирует с гладью стены ротонды, украшенной только двумя рядами карнизов; гладкая, хотя и облицованная, стена должна была завершать довольно мрачный интерьер, но большое круглое отверстие в вершине купола («глаз Пантеона») заливает помещение светом. Внутреннее помещение было украшено разноцветным мрамором, позолотой, статуями богов, расположенных в особых нишах, небольшими колоннами, кессонами потолка. Все здание логично, гармонично и красиво.

До классического завершения доводятся берущие начало еще из времени республики такие мемориальные сооружения, как отдельно стоящие триумфальные арки и победные колонны. Совершенным памятником такого рода является арка императора Тита, воздвигнутая в честь его победы в Иудее в 70 г. Высокая стройная арка кажется еще выше, поскольку поставлена на самой высокой точке Священной дороги, ведущей на форум, который видно через пролеты. Высота и ширина арки хорошо гармонируют друг с другом. На внутренних стенах пролетов помещены рельефы, рассказывающие о торжественном шествии с трофеями, взятыми в Иерусалиме. Арка богато украшена, но украшение не чрезмерно, не утяжеляет арку, а скорее, наоборот, придает ей еще большую уравновешенность и гармоничность. Колонна Траяна, о которой уже говорилось, была создана гением

Аполлодора Дамасского. Много позже в Риме была воздвигнута еще одна подобная колонна, посвященная войнам Марка Аврелия. Внешне она напоминает колонну Траяна, но более грузная, а качество ее рельефов много ниже, чем на колонне Траяна.

В Риме и в меньшей степени в других городах строили дворцы и особняки. В столице самым фешенебельным районом по-прежнему считался Палатин и его окрестности. Другим районом, где строились богатые особняки, был Эсквилинский холм. Роскошные дома могли располагаться и в других местах, даже за Тибром, в районе, считавшемся далекой окраиной мегаполиса. Наряду с этим города довольно плотно застраивались неказистыми домами, не имевшими художественной ценности. В них и обитало большинство населения. В Риме это были инсулы, первый этаж которых был обычно занят лавками и тавернами, а остальные — небольшими квартирками коридорного типа. Квартирки верхнего этажа, расположенные под самой крышей, были такими низкими, что находиться там можно было только согнувшись. Комнаты бедняков обычно составляли около 10 м2, а жили в таких каморках три-четыре человека, а иногда и больше. В этих «квартирах» не было самых элементарных удобств; свою нужду их обитатели справляли в общественных туалетах, ставших со времени императора Веспасиана платными. Иногда на первом этаже инсул имелись и относительно роскошные квартиры, которые снимали богачи, по тем или иным причинам не имевшие собственных домов. С углов такой инсулы были расположены лестницы, по которым поднимались жильцы верхних этажей. Такие здания довольно часто подвергались пожарам и обрушениям. С целью безопасности Август запретил строить в Риме дома выше 20 м, а позже Траян снизил предельную высоту зданий до 18 м. Но домовладельцы, желая максимально использовать участок, пренебрегали этими запретами. Порой домовладельцы сдавали инсулы крупным арендаторам, которые, в свою очередь, сдавали помещения конкретным жильцам, получая довольно приличную выгоду. Именно инсулы составляли массовую застройку Рима. Так, в Риме имелось 1797 особняков и 46 602 инсулы. Но в Риме было много людей, которым даже проживание на верхних этажах инсул было недоступно и которые ютились под мостами и портиками, в мавзолеях за городской стеной, в лучшем случае в бараках, примыкавших к стене, т.е. использовали любое укрытие, чтобы выжить.

В провинциях, как уже говорилось, римляне стремились строить города по идеальному прямоугольному плану по образцу военного лагеря. Но сам Рим мало напоминал идеальный город. Рим был не только столицей, но и самым большим городом империи. Его население, по приблизительным подсчетам, составляло более 1 млн 250 тыс. человек. Приблизительно треть площади города была занята дворцами и особняками. Значительное место занимали также храмы, цирки, термы и другие общественные здания. Поэтому большая часть горожан теснилась на сравнительно небольшом пространстве. Кроме того, холмистый рельеф препятствовал строгой планировке. Поэтому улицы Рима были довольно узкими и извилистыми. Только две улицы — Священная и Новая — были сравнительно прямыми и широкими, так что на них могли разъехаться две колесницы, остальные были столь узкими, что проехать по ним могла только одна колесница, а многие вообще были лишь пешеходными. Они соединялись различными переулками шириной менее 3 м. Общая длина всех римских улиц и переулков составляла приблизительно 90 км.

Днем все площади, улицы, переулки были заполнены самым разнообразным людом. Толпились разносчики, цирюльники, мелкие торговцы и ремесленники, грузчики, заклинатели змей и различные шарлатаны, Субуру занимали проститутки, на Арицинском холме обитали нищие. Фланировали щеголи с завитыми волосами, в дорогих одеждах, прогуливались молодые и не очень молодые люди, ничем не занятые или в поисках друзей, которые угостили бы обедом или ужином. В поисках пропитания или какого-нибудь дохода бродили бедняки в заштопанных старых тогах и грязных стоптанных башмаках. Богачи ехали в носилках или специальных открытых креслах, или крытых паланкинах, сопровождаемые друзьями, клиентами, рабами. Время от времени, особенно по ночам, громыхали повозки с различным грузом. Неизбежная при этом теснота воспринималась римлянами не только как обязательный признак городской жизни, но и как необходимое условие солидарности горожан. Попытка тем или иным способом отделиться от толпы считалась проявлением надменности и общественным мнением осуждалась.

Многие римляне, уставая от суеты столичной жизни, стремились заиметь какое-нибудь сельское имение, хотя бы небольшое. Богачи строили виллы в окрестностях городов. Излюбленными районами такого строительства были морское побережье и холмистая территория к югу от Рима вокруг вулканических озер. Сравнительно недалеко от Рима Адриан строит по собственному проекту свою виллу — огромный архитектурный комплекс, который виллой можно назвать только весьма условно. Он включает несколько дворцов и бань разного размера, библиотеку, храм, театр, стадион, бассейн. Вилла сочетает частное жилище и официальный дворец, в котором вершатся государственные дела. Уже одно это обстоятельство определяет сложность и многообразие сконцентрированных там сооружений. Для торжественных приемов было предназначено большое специальное здание, вход в которое представлял собой прямоугольный зал с колоннами. Личные покои занимали меньшее место, подчеркивая частный характер помещения. Весь этот комплекс разделен на несколько секторов и должен был представлять в миниатюре всю империю. Эти сектора не были копиями тех или иных регионов, названия которых они носили, но должны были передать дух данного региона. Вилла украшалась копиями знаменитых статуй, когда-либо созданных на территории Римской империи. Под землей находились подвальные сооружения, где обитали рабы, которые, двигаясь опять же по подземным коридорам, обслуживали хозяина и гостей виллы, так что на поверхности рабов видно не было.

Продолжали римляне строить дороги, мосты, водопроводы. В I— II вв. дорожная сеть покрыла всю империю, создав коммуникационную инфраструктуру, которая обеспечивала единство государства.

Проводя политику «хлеба и зрелищ», императоры много строили цирков, театров, амфитеатров. Самым большим стал Амфитеатр Флавиев, больше известный как Колизей, размером 156 на 188 м и вмещавший 50 тыс. зрителей. Само здание монументально, но три яруса арочных проемов, украшенных колоннами разных ордеров, придают ему легкость и даже некоторое изящество.

К сожалению, известно очень мало имен римских архитекторов. И это не случайно. В Риме автором сооружения считался заказчик, а не архитектор, который только воплощал в жизнь желание заказчика. Но некоторые архитекторы все же известны. Например, Север и Цел ер создали для Нерона его «золотой дом», являвшийся не только дворцом, но и огромным комплексом, включавшим в себя луга, пруды, леса, пустоши. Этот пышный дворец занимал значительную часть всего города. В его громадном вестибюле могла поместиться колоссальная статуя самого императора высотой 100 футов, т.е. более 35 м, а портик, окружавший вестибюль, был длиной в целую милю, т.е. полтора километра. Все было отделано золотом, драгоценными камнями и жемчужными раковинами. Главная столовая была круглой и постоянно вращалась вслед за вращением небесного свода.

Рабирий построил огромный дворец Домициана. Работать он начал, вероятно, еще при отце и брате Домициана Веспасиане и Тите. Возможно, Рабирий был создателем арки Тита. Несомненно, им был построен форум, строительство которого было начато при Домициане, но завершено уже после его убийства при Нерве. При постройке этого форума Рабирию достался неудобный узкий участок, но архитектор с успехом справился с трудной задачей. Вместо обычных портиков форум был украшен отдельными колоннами и пилястрами. Небольшой храм Минервы был поднят на высокий подий, а небольшие размеры храма зрительно увеличивались за счет высоких колонн портика.

Интересен еще один момент. В I в. имена архитекторов, случайно дошедших до нас, — только римские. Это вполне соответствует первенству архитектуры в римском искусстве и римской архитектуры в искусстве Средиземноморья. Только в следующем столетии появляется выходец с Востока—Аполлодор Дамасский, ставший крупнейшим архитектором Римской империи. Он был строителем моста через Дунай, по которому римская армия вторглась в Дакию, форума и рынка Траяна, колонны Траяна и ряда других сооружений, которые решили проблему торгового и репрезентативного центра города Рима до самого конца существования империи. Вероятно, он был и создателем Пантеона. Аполлодор являлся и теоретиком, написавшим на греческом языке сочинение, посвященное военной технике. Но когда он подверг критике архитектурные планы Адриана, который считал себя лучшим архитектором, тот приказал его казнить. Этот поступок императора, конечно, является типичным примером произвола, но, с другой стороны, он показывает, что в 20—30 гг. II в. значимой становится роль творческой личности (а не только заказчика), и даже император ревностно относится к своему реноме автора. Возможно, это связано с влиянием греческой культуры, поклонником которой был Адриан.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>