Полная версия

Главная arrow История arrow История римской культуры

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

КУЛЬТУРА РАННЕГО РИМА

Название «культура раннего Рима» довольно условно. Римская культура на ранних этапах своей истории развивалась относительно медленно, не совпадая с развитием социальным и политическим. Поэтому под ранним Римом в истории культуры можно подразумевать и царский период римской истории, и время ранней и зрелой республики до ее кризиса. Хронологически это 753—133 гг. до н.э. В соответствии с социально-политическим развитием Рима эту эпоху надо разделить на несколько периодов, и первый период — царский Рим.

КУЛЬТУРА ЦАРСКОГО РИМА

Об основании Рима ходит много различных легенд. Самой распространенной и ставшей практически официальной является легенда, приписывавшая это деяние братьям-близнецам Ромулу и Рему. Это произошло 21 апреля, и этот день считался «днем рождения» (dies natatlis) Рима. С этой датой были согласны все, а о годе основания споры шли довольно долго. Но в конечном итоге была все же принята дата, соответствующая 753 г. до н.э.

На этом рассказы о ранней истории Рима не закончились. Новому городу было предсказано великое будущее. Но пока ему грозила опасность исчезнуть в первом же поколении, ибо женщин у основателей города не было, а соседи не желали отдавать своих дочерей за них замуж, опасаясь их репутации разбойников. Тогда римляне пригласили соседей на праздник и по сигналу Ромула набросились на присутствовавших там женщин и девушек, похитив их. Соседи были оскорблены, с некоторыми из них удалось договориться, и только сабины не хотели никаких компромиссов и пошли на Рим войной. Однако в разгар битвы бывшие сабинянки, уже родившие своим мужьям детей, не пожелали с ними расставаться, бросились в середину сражения и примирили мужей и братьев. Сабины влились в римскую общину, а их царь Тит Таций стал соправителем Ромула. Позже он был убит, и Ромул снова стал единственным царем.

Ромул совершил много славных деяний, он храбро и успешно воевал, он же заложил основы римского политического строя. Затем он исчез, и вскоре стало известно, что боги взяли его на небо, где он и сам стал богом под именем Квирин. После периода междуцарствия царем был избран сабин Нума Помпилий, зять погибшего Тита Тация. Он не вел никаких войн, полностью сосредоточившись на внутренней жизни Рима, уделяя особое внимание религиозной стороне этой жизни и закладывая основы римского благочестия и внутреннего порядка. После его долгого и спокойного царствования царем был избран латин Тулл Гостилий, при котором к Риму была присоединена и разрушена Альба Лонга, альбанцы были переселены в Рим и влились в состав римской общины, став ее полноправными гражданами. Среди родов, переселенных из Альбы Лонги в Рим, были Юлии — из это- города вышел много позже знаменитый Цезарь. Затем на троне вновь оказался сабин Анк Марций, родственник Нумы Помпилия. После его смерти царем Рима был избран переселившийся из Этрурии Лу- кумон, которого в Риме звали Тарквинием, по тому этрусскому городу, из которого он прибыл. Позже, чтобы отличить имя царя от названия города, римляне назвали Тарквиния Древним. При Тарквинии царская власть резко усилилась, что, однако, не спасло самого царя, которого убили сыновья покойного Анка Марция. Вдова Тарквиния Танаквиль сделала все возможное, чтобы на престол взошел Сервий Туллий, который был усыновлен Тарквинием и которому традиция приписывала проведение важнейших реформ. Этот царь тоже был убит, причем внуком Тарквиния Древнего — тоже Тарквинием при содействии дочери царя Сервии. Этого Тарквиния назвали Гордым, и он стал последним римским царем, ибо в 510 г. до н.э. римляне его свергли. Так в римской традиции сформировался список из семи (фактически восьми, если считать Тита Тация) царей.

Еще сравнительно недавно, по мнению большинства ученых, все эти цари были безусловно мифическими фигурами. Однако исследования последних десятилетий позволяют считать трех последних (так называемых этрусских) царей историческими фигурами. Вероятно, и трех предыдущих, начиная с Нумы Помпилия, можно причислить к реальным людям, хотя вокруг их имен возникло множество самых невероятных легенд. Что же касается Ромула и Тита Тация, то тут еще остается много сомнений, и вопрос этот весьма далек от разрешения. Но дело все же не в их историчности или легендарности, а в том, насколько предание об основании Рима отражает реальность.

Поселения на территории Рима, действительно, появились приблизительно в середине VIII в. до н.э. Одно из них располагалось на холме Палатине и состояло из овальных или прямоугольных, но с закругленными углами хижин размерами приблизительно 5 на 3,5 м. Крыши хижин поддерживались столбами, а рядом с центральным столбом располагался очаг. Столбы украшали вход и снаружи, и изнутри. На склоне этого же холма находилось другое подобное поселение, отделенное от первого могилами. Существовали поселения на месте будущего форума. Все эти поселения были населены пастухами, которые пасли свой скот по берегам р. Тибр и время от времени перегоняли его через реку. На холме Квиринале располагалось поселение несколько иного типа. Здесь жили и рядом с ним хоронили своих мертвецов воины. Между этим поселением и поселками пастухов была построена стена, которая окружала или несколько поселков пастухов, или один из них. В любом случае можно говорить, что уже тогда возникло какое-то поселение городского типа. Видимо, уже тогда возникло представление о священном пространстве внутри стен, ограниченное померием. Несколько позже появились поселения и на других холмах, и все они стали объединяться вокруг святилища Юпитера, находившегося на холме Капитолии. Память об этом событии долго сохранялась римлянами, отмечавшими праздник Септимоний (Семихолмия). Позже поселок продолжал расширяться. Первоначально его население было, по-видимому, разноэтничным, но уже с самого начала преобладали, видимо, латины, игравшие более важную роль. Поэтому и остальные скоро восприняли латинский язык и, вероятно, весь комплекс тогдашней латинской культуры.

Большую заслугу в развитии Рима традиция приписывает второму царю Нуме Помпилию. Если первый царь Ромул считался создателем римского социально-политического строя, то ни разу не воевавший Нума — создателем религиозно-культурного порядка. Этот царь, как считали римляне, был связан с каменами и нимфой Эгерией, которая была его советчицей и тайной супругой. Кроме того, Нуму хотели представить и как ученика греческого философа Пифагора. Правда, уже в древности поняли, что это невозможно, ибо Пифагор жил гораздо позже. Деятельность этого царя была, по преданию, очень разнообразна. Он построил царский дворец, и этим конституировал царскую власть. Постройка дворца имела и религиозное значение, поскольку царь являлся не только политической, но и сакральной фигурой, выступая главным представителем общины перед богами. По существу он являлся верховным жрецом римского народа. В этих условиях царский дворец фактически превращался в главное святилище раннего Рима. Именно это положение царя и позволило ему заняться вопросами религии и теми сторонами жизни, которые были связаны с религиозной сферой.

Нума занялся реформой календаря. До него римский календарь насчитывал 10 месяцев. Это соответствовало сельскохозяйственному году, но не подходило для других жизненных дел. Нума прибавил еще два месяца — январь и февраль, и год теперь стал состоять из 12 месяцев, хотя сами месяцы и были неравными по продолжительности. Римский календарь был основан на лунном цикле. Но для его координации с солнечным годом в каждый второй год вводился дополнительный месяц (один раз продолжительностью 22 дня, другой — 23). Однако установить реальную продолжительность солнечного года римляне в то время не могли, поэтому четырехлетний календарный цикл включал 1465 дней, что было на четыре дня длиннее четырех солнечных лет. Поскольку месяц был основан на фазах луны, начало месяца должно было совпадать с новолунием, и этот день назывался «календы». Середина месяца, более или менее совпадающая с полнолунием, называлась «иды», и в зависимости от длины месяца она выпадала, как уже указывалось, или на 13-е, или на 15-е число. На девятый день до ид наступали «ноны», которые в зависимости от длины месяца падали на пятый или седьмой день после календ. Ноны были обычно рыночным днем. Во времена Нумы и много позже год, как уже упоминалось, начинался в марте, с началом нового сельскохозяйственного цикла, и только в 153 г. до н.э. в связи с военной необходимостью новый год был перенесен на 1 января. Однако со свойственным им консерватизмом римляне сохранили старые названия многих месяцев, например девятый месяц продолжал называться September (septem — семь), а двенадцатый — December (decern — десять). Год, введенный Нумой, сохранился в Риме в течение многих столетий, пока новую и радикальную календарную реформу не провел Цезарь в 46 г. до н.э. Но Нума этим не ограничился. Он, как уже отмечалось, разделил все дни наfasti и nefasti — на дни, посвященные человеческой деятельности, и дни, отданные богам, когда ничего делать нельзя.

Важным явилось создание Нумой или, по крайней мере, преобразование наиболее важных жреческих коллегий — таких, какфламины, салии, понтифики, весталки. Ему приписывают введение некоторых религиозных ритуалов, учреждение религиозных игр, например игр в честь Марса, создание первых изображений богов, постройку первых святилищ. Если верить античным авторам, Нума не просто издавал отдельные распоряжения, а объединил свое законодательство в виде письменного свода, разделенного на отдельные части и разделы и выставленного на всеобщее обозрение написанным на нескольких, по- видимому, деревянных таблицах. В основном это были сакральные законы, относившиеся к деятельности жреческих коллегий, но в них были включены и законы, регулировавшие некоторые семейные нормы и даже отношения между гражданами. В некотором смысле Нуму можно считать создателем римского права, даже если приписывание ему писаных законов маловероятно. Рассказывали, что Нума написал на латыни 12 книг, содержащих культовые предписания, и столько же книг на греческом языке, излагавших философские взгляды в духе пифагорейства. Эти книги по его требованию были похоронены вместе с ним и обнаружены и опубликованы его вторым преемником Ан- ком Марцием. Конечно, даже если принять историчность самой фигуры Нумы Помпилия и его царствования, едва ли можно приписать лишь ему одному все эти важные реформы. Но эти предания показывают, что все, что более поздние римляне относили к деятельности второго царя, действительно, существовало уже в царский период римской истории. С этой точки зрения, «реформы Нумы Помпилия» являлись важнейшим этапом в формировании римской культуры.

Несмотря на постепенное расширение своей территории, Рим еще долго был довольно скромным поселком, несравнимым с пышными городами Этрурии. Он был застроен хижинами деревенского типа, среди которых могли возвышаться отдельные святилища или общественные здания, в том числе царский дворец. Дворец и святилища были построены из дерева и, вероятно, украшены терракотовыми рельефами. Кладбища, которые сначала располагались между хижинами, постепенно удалялись на окраину поселения. Но уже тогда Рим не был «медвежьим углом». Расположенный в том месте, где р. Тибр пересекалась торговым путем из Этрурии на юг и до которого по этой реке могли в то время доходить морские суда, он был тесно связан с этрусками, изделия которых довольно многочисленны в Риме. Наряду с ними встречаются и греческие сосуды, изготовленные, по-видимому, в греческих городах Италии.

Резкие изменения произошли в Риме, когда им стали править цари «этрусской династии». С деятельностью Тарквиния Древнего (615— 578 гг. до н.э.) связана первая планировка города. Он выделил площадь для собраний и торговли — форум, расположенный в низине между холмами, построил первый римский цирк, соорудил, по-видимому, новый царский дворец. Возможно, именно Тарквиний Древний ввел в Риме культ триады верховных богов — Юпитера, Юноны и Минервы. Он же начал строить на Капитолии тройной храм этих божеств. Начал он строительство и храма старому римскому богу — Сатурну. И дворец, и храмы строились по этрусскому образцу. Для украшения города и своих построек Тарквиний приглашал этрусских художников; в частности, в Риме стал работать этрусский скульптор Вулка, который создал статуи Юпитера Наилучшего Величайшего для храма на Капитолии, и Геркулеса, тоже, по-видимому, для строящегося капитолийского храма. Юпитер был изображен сидящим на троне со скипетром или молнией в руках. Как и этрусские скульптуры, эти статуи были изготовлены из обожженной глины и раскрашены. С этого времени в Риме появились изображения божеств. С этих статуй началась история римской скульптуры. Предание приписывает Тарквинию Древнему введение в Риме (несомненно, по этрусскому образцу) Великих игр, игравших большую роль в религиозной жизни римлян на протяжении всей их истории, а также триумфа, царских инсигний, в том числе курульного кресла из слоновой кости и пурпурного одеяния, ликторов, сопровождавших царскую особу. Этим царь не ограничился. По его приказу был построен первый римский водопровод, и с этого времени забота о снабжении города водой стала одной из основных обязанностей римских властей. Другим важным делом Тарквиния Древнего было создание Клоаки Максимы — огромной подземной трубы, в которую стекались все стоки города. Эта труба была столь велика, что по ней могла проехать колесница. Римляне, которых привлекали к этому строительству, были этим очень недовольны, но Тарквиний сумел преодолеть их недовольство. По примеру царя некоторые представители знати тоже стали строить более пышные здания, по внешнему виду резко отличавшиеся от окружающих построек. Можно говорить, что в правление этого царя Рим превратился в настоящий город, с точки зрения архитектуры и урбанистики не отличавшийся от городов Этрурии, хотя говорить о какой-либо продуманной городской планировке еще было нельзя.

Преемник Тарквиния Древнего Сервий Туллий расширил территорию города, а сам город окружил мощной стеной длиной более шести миль, которая в течение многих столетий оставалась городской границей. Эта стена не была самой древней в Риме, но она охватила всю расширившуюся территорию города, который этой стеной был окончательно отделен от окружающей территории. Может быть, именно с этого времени и возникло представление о двух частях Рима — Городе (Urbs) и «римском поле» (ager Romanus) за пределами его стены. Было упорядочено и пространство внутри стены. Город был разделен на четыре трибы, которые делились на районы, а те, в свою очередь, — на паги и вики (кварталы). Уже в это время в составе римского населения выделяются патриции и плебеи. Сервий Туллий, вступивший в конфликт с патрициями, стремился противопоставить им плебс. С этой целью он, в частности, демонстративно прекратил строительство храма Юпитера, Юноны и Минервы, начатое его предшественником, но зато построил на холме Авентине храм Дианы, особенно популярной среди плебеев. В пользу богатой плебейской верхушки была проведена важнейшая социально-политическая реформа Сервия Туллия, в результате которой все граждане, включая оба сословия, были разделены на отдельные классы в соответствии с их имуществом, а не происхождением, и наиболее богатые получили значительные политические преимущества. В результате другой реформы этого царя граждане, как жители самого Города, так и сельчане, были разделены на территориальные округа — трибы.

Как уже упоминалось, Сервий Туллий был убит внуком Тарквиния Древнего — тоже Тарквинием, прозванным Гордым. Окружив себя телохранителями, он властвовал совершенно самостоятельно и утверждал свою власть террором. Он продолжил дело своего деда, возобновив сооружение храма Юпитера, Юноны и Минервы, расширив мощение городских улиц, увеличив число сточных канав и т.д. Тарквиний Гордый, абсолютно не считаясь с традиционными римскими политическими установлениями, стремился править совершенно самовластно. Можно думать, что именно тогда возникло представление о царской власти как о «частном деле» царей, несовместимым с идеей свободы. Политика Тарквиния Гордого вызвала недовольство патрицианской знати, это привело к столкновению между нею и царем, причем лидерами антимонархического движения стали родственники царя.

Римские историки более позднего времени рассказывали трогательную историю о добродетельной Лукреции и злом насильнике Сексте Тарквинии, сыне царя. По этой легенде Секст насильно овладел Лукрецией, супругой Тарквиния Коллатина, дальнего родственника царя, которая, рассказав о случившемся, покончила с собой. Это вызвало возмущение народа. Племянник царя Люций Юний Брут, ранее притворявшийся слабоумным, дабы избежать царских репрессий, отбросив теперь прежнее притворство, призвал к восстанию. 24 февраля 510 г. до н.э. римляне, собравшись на комиции, постановили изгнать Тарквиния Гордого и всю его семью. В это время царь во главе армии стоял около г. Ардеи. Узнав о событиях в Риме, он двинулся с войском на Рим, но римляне, собрав новое войско, не пустили царя в город. Брут сумел привлечь на свою сторону армию Тарквиния, и та отказалась повиноваться царю, подчинившись решению граждан. Тарквинии бежали. Тщетными оказались их попытки вернуть себе власть и имущество в Риме.

После изгнания Тарквиниев римляне решили более царей вовсе не иметь. Так Рим стал республикой. Вместо одного пожизненного царя решено было ежегодно избирать двух консулов с равной властью, дабы не дать одному из них воспользоваться своим положением для захвата власти и провозглашения себя царем. Первыми консулами были избраны Брут и Коллатин, но вскоре последний был смещен, а на его место избран П. Валерий Публикола, переизбранный и на следующий год. Находка в Лации этрусской надписи VI в. до н.э. с упоминанием Валерия Публиколы подтверждает историчность основного события — создания Римской республики.

По преданию, царский период в истории Рима продолжался 243 года. За это время Рим превратился из собрания нескольких весьма скромных поселков в довольно крупный город, подобный городам Этрурии, с относительно правильной планировкой, окруженный мощной стеной, украшенный несколькими видными зданиями, построенными по этрусскому образцу.

В этот период появился и латинский алфавит — на основе греческого, буквы которого были приспособлены к латинской речи. Трудно сказать, узнали ли римляне греческий алфавит непосредственно от греков, живших в Италии, или, что более вероятно, через посредство этрусков. Доказательством последнего является тот факт, что не только латинский алфавит, но и алфавиты ряда других народов Италии похожи друг на друга и имеют очень явные связи с этрусской письменностью. Сами римляне были уверены, что буквы были принесены в Италию с Балканского полуострова и довольно рано. Если верить одному из рассказов, то письменностью владели уже братья Ромул и Рем; правда, они пользовались греческими буквами. Согласно другому рассказу какие-то религиозные произведения писал Нума Пом- пилий на латинском языке, и, следовательно, он тоже уже знал грамоту. Более того, его законы, как уже упоминалось, имели письменную форму и были выставлены на всеобщее обозрение, что подразумевает наличие и читателей этих законов. Нума мог править в 715—673 гг. до н.э. Первым несомненным письменным документом на латинском языке является надпись на фибуле в г. Пренесте, относившаяся к 675— 650 гг. до н.э. Население этого города в Лации было, вероятнее всего, двуязычным, т.е. говорило и на латинском, и на этрусском языке. Потому было бы неудивительным, что именно там латины и заимствовали этрусские буквы. Древнейшая из известных пока надписей в самом Риме датируется приблизительно 600 г. до н.э., т.е. временем правления Тарквиния Древнего. И это тоже очень хорошо согласуется с историческими данными. Заимствовав письмо от своих соседей, которые им пользовались уже сравнительно долго, римляне еще некоторое время потратили на адаптацию его к своему языку, своей звуковой системе. Стечением времени алфавит совершенствовался, все точнее отражая структуру латыни. Некоторые буквы, не имевшие соответствия в своем языке, римляне вовсе исключили, например Z- Лишь много позже, когда понадобилось воспроизвести греческие слова, эта буква снова появилась в латинском алфавите. Правление Таквиниев может считать временем окончательного оформления латинской письменности, а 600 г. — приблизительной датой появления именно римского письма.

Создание собственной азбуки стало очень важным событием в истории римской культуры — она приобрела письменность. Первые известные латинские надписи определяли владельца или создателя той или иной вещи. Так, на фибуле из Пренесте было написано: «Маний меня сделал для Нумерия». Но уже очень рано письменность использовали в религиозных и административных целях. Как говорилось ранее, уже Нуме приписывалось создание писаных законов. По преданию, уже в VII—VI вв. до н.э. существовали так называемые Сивил- лины книги, якобы написанные божественными прорицательницами Сивиллами. Правда, Сивиллы были не римлянками, но о них знали и в Риме. Как рассказывают, книги приобрел Тарквиний Гордый. Тар- квинию Древнему приписывается создание «царских законов», которые, вероятнее всего, носили не политический, а религиозный характер, и явно были записаны. Одна из древнейших римских надписей сделана на так называемом черном камне, который, как считали римляне, обозначал место убийства Ромула. Очень вероятно, что это остаток какого-то религиозного закона, и относится он к самому концу царского периода или началу республиканского.

Таким образом, в течение царского периода были заложены основы римской культуры, которая со всеми своими особенностями сформировалась в течение следующего периода римской истории.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>