ЛИЧНОСТЬ - ЭТО ЦЕЛОСТНОСТЬ

Выше уже упоминалось о предпринятом Н.А. Бердяевым последовательном различении понятия индивида и личности. Индивид, по мысли философа, рождается и умирает. Личность же не рождается, ее творит Бог или сам человек. Мы рассуждаем о двух индивидах. Но при этом об одном из них, например, мы можем сказать, что он обладает личностью. Это оценочный подход. Нередко биологически и психологически яркий индивид не имеет личности. «Личность есть целостность и единство, обладающее безусловной и вечной ценностью. Индивидуум может совсем не обладать такой целостностью и единством, может быть разорванным, и может быть смертным. Личность и есть образ и подобие Божие в человеке, и потому она возвышается над природной жизнью. Личность не есть часть чего-то, функции рода или общества, она есть целое, сопоставимое с целым миром, она есть продукт биологического процесса и общественной организации»[1].

Что означает целостность применительно к личности? Скажем, кто-то стал крупным математиком, но при этом равнодушен к искусству. Другой оказался политиком. Он достиг социальных высот, но при этом превратился в делягу, в циника. Третий достиг огромных успехов в бизнесе. У него безмерное богатство, но он малообразован, беден духовно. Понятие личности предполагает гармоничное, универсальное развитие всех человеческих задатков. Но разве человек не может максимально реализовать себя в какой-то одной сфере жизни? Можем ли мы, например, назвать прекрасного математика, который плохо разбирается в искусстве, личностью? В известном смысле, несомненно. Но в этом случае человеческий идеал, который философы называли личностью, будет реализован не полностью.

Н.А. Бердяев рассматривал проблему личности как основную для философии. Когда человек рождается, он осознает себя индивидом, может сказать о себе: «Я». Но означает ли это, что сформировалась личность? Нет, Я — это изначальная данность. Личность же, по мнению Н.А. Бердяева, не есть данность, она складывается, развивается, обогащается, становится собою. В этом существенное отличие индивида от личности.

Интересное учение о личности принадлежит немецкому философу Максу Шелеру (1874—1928), создателю персоналистической этики. Он определил человека как существо, которое возвышается над собой и над всей жизнью. Шелер считал, что определить человека через чисто природные предпосылки не представляется возможным. Основным для него оказывается противоположение не человека и животного, а личности и организма. Конечно, человек бесконечно выше животного, но человек, по мысли Шелера, это не только организм. Каждый человек стремится к знаниям, нравственному совершенству, освоению всего специфически человеческого. Так рождается личность.

Итак, термин «личность» употребляется в различных значениях. «Личность» может обозначать то же, что «индивид», т.е. отдельно взятый человек. Иногда под личностью понимаются часть внутреннего мира или особенности психической структуры. Это и совокупность общественных отношений, и недостижимый идеал, и нечто, данное от рождения. Каждое направление психологии, философии, социологии стремится дать свое определение. Но если мы говорим о личностном росте, то предполагаем, что личность нуждается в развитии и становлении. К. Г. Юнг определял личность как «способную к сопротивлению и обладающую силой душевную целостность».

Это кажется странным и трудно воспринимаемым, но человек по своей природе противоречив, разнонаправлен. У него есть душа и тело, сознание и бессознательное, он отдельное существо, но при этом включен в систему социальных отношений, наконец, он рождается мужчиной или женщиной. И именно поэтому стремление к целостности оказывается извечным устремлением, вектором движения, волей к невозможному. Вот в метро по эскалатору спускаются люди. Какие они? Чем живут? Что выбрали для себя в качестве смысла жизни? Кто-то ограничил свое существование телесными потребностями и инстинктами, кто-то ушел в сферу духа, живет исключительно ради себя самого или растворился в социальной роли чиновника, матери, проводника какой-нибудь идеи. Можно, оказывается, жить, оставаясь фрагментарным, одномерным. Простое перечисление свойств и качеств не дает представления о целостности. Последняя не является ни набором, ни комплексом. Целостность — сцепление противоположностей, которые, будучи частями, не могут существовать отдельно, но создают не просто сумму, а дополняют друг друга до чего-то принципиально иного, большего.

Литература

  • 1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
  • 2. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры. М.: СПб., 2013.
  • 3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 2010.
  • 4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 2006.
  • 5. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997.
  • 6. Немецкие романтики. СПб, 2003.
  • 7. Социальная психология в вопросах и ответах. М., 1999.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  • 1. Почему проблема личности является центральной для экзистенциальной философии?
  • 2. Как соотносятся Я и личность?
  • 3. В каком случае, по мнению Н.А. Бердяева, мы можем говорить о человеке как о личности?
  • 4. Чем концепция 3. Фрейда о целостности личности отличается от взглядов К. Г. Юнга?
  • 5. Почему целостность не задана личности, а обретается ею?
  • 6. Каким образом психический склад личности вырастает до масштабов целого мира?

  • [1] Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 62.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >