И В ГРЕЗАХ НЕВЕДОМЫХ СПЛЮ...

Да, воображение — драгоценный дар человека, но, как и разум, оно может быть использовано в деструктивных целях. Мир фантазии тоже угрожает изначальной человеческой природе. Любопытно, что А.В. Луначарский, который в 1924 г. открыл эру советского радиовещания, сделал доклад о роли радио в культурной революции. Нарком просвещения говорил о том, что скоро эфир будет заполнен художественными образами. Вместе с тем он высказал предостережение, что радио и радиотелескопия (будущее телевидение) могут преобразить психический мир человека и его природу.

Но это остережение выглядит сегодня абсолютно наивным. В наши дни нет ни одной страны в мире, где не выпускаются телевизионные сериалы. Массовая культура так воздействует на человеческую психику, что зрители порой утрачивают способность различать реальное действие и грезу. Они едва ли не полностью уходят в мир фантазии.

См.: Лэйнг Р. Расколотое Я. М.; СПб., 1995. С. 234-236.

Вот пример из истории английского телевидения. В Великобритании много лет шел некий сериал из семейной жизни, который стал выдыхаться, и возникла опасность его закрытия. Сценарист в поисках возможной реанимации замысла предложил такой ход. В семье рождается ребенок. Серия умерла, да здравствует серия! Руководству компании этот трюк понравился. Но автор получил любопытное служебное письмо. Стоит подумать о продолжении сериала, но в штате пока нет сотрудницы, которая могла бы принимать детские шапочки для будущего ребенка от благодарных зрителей. Неужели люди не в состоянии отличить подлинное событие от вымысла? Исследователи массовой культуры отвечают солидарно: нет, не в состоянии... Люди все больше живут фантомными переживаниями, воспринимают телевизионных персонажей как реальных людей. Мир фантазии грозит человеческой природе. Это одним из первых подметил польский фантаст Станислав Лем, написавший роман «Футурологический конгресс», в котором люди полностью погружены в галлюцинаторный мир, получая наслаждение от наркотических эффектов.

М. Нордау, как и многие современные психиатры, осудил воображение — безумен тот, кто предается иллюзиям. Но тот, кто отвергает креативный потенциал фантазии, безоговорочно ненормален.

Литература

  • 1. Бердяев Н.Л. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  • 2. Бибихин В.В. Узнай себя. М., 1998.
  • 3. Тиренок Ф.И. Аутография языка и сознания. М., 2010.
  • 4. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2011.
  • 5. Нордау М. Вырождение. М., 1995.
  • 6. Померанц Г. Выход из транса. М., 2010.
  • 7. Руднев В.П. Полифоническое тело. Реальность и шизофрения в культуре XX века. М., 2010.
  • 8. Философская антропология Макса Шелера. Уроки, критика, перспективы. М., 2011.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  • 1. Чем фантазия отличается от воображения?
  • 2. Какова трактовка воображения у М. Нордау?
  • 3. Возможна ли трансформация человеческой природы?
  • 4. Почему фантазию можно назвать особым способом отношения к миру?
  • 5. Безумен ли тот, кто предается иллюзиям?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >