Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Славяно-православный цивилизационный проект. Опыт новой геополитики

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Социальные идеи и православные ценности - сущность Славяно-православного цивилизационного проекта

В глобализирующемся мире сохранение лишь справедливых общественных и международных отношений не является достаточной целью для славянства и православия. Славянские народы во второй половине XX в. строили социализм как социальную государственность, они не несут ответственности за его компрометирование как исторической альтернативы капитализму. Они не виноваты за провал советской авторитарной модели, направленной не столько на социальную эмансипацию трудового человека, сколько на сверхусилия, модернизацию и накопление материальных ценностей в одной стране или странах, догоняющих развитые западные государства. Вот почему, после того как преодолели поражения Холодной войны, в условиях демократии и глобальной информированности из-за своей исторической миссии и облика именно славянские нации и государства могут быть естественными реализаторами социальных идей.

Развитие социальной идеи после ее утопического периода (от Революции 1848 г., периода Парижской коммуны 1871 г. и Октябрьской революции 1917 г. до создания социалистического блока государств после Второй мировой войны) не только не может быть зачеркнуто, но и сохраняется, а перед вызовами XXI в. его значение возрастает.

В их ряду масштабные финансово-экономические, государственно-политические и общественно-нравственные кризисы англо-саксонской и романо-германской либеральных капиталистических моделей (последняя - с начала 2008 г.). Доказательством кризиса развитого Запада являются и отступления в социальной политике Скандинавии, Франции, Италии, Испании, Бельгии, разрушительные кризисы в небольших странах - Исландии, Греции, Португалии.

Уничтожение социалистической авторитарной модели, по существу, оказывается для капитализма выигрышным. После отмирания социалистической системы авторитарного типа «повторно варваризирующемуся капитализму» становится легче вести битву с завоеванными социальными достижениями, вводить рыночный диктат и приватизировать здравоохранение, пенсионные фонды, соцобеспечение и выплаты. Данное наступление порождает необходимость обязательной выработки нового социального порядка или, как выражаются некоторые авторы, социальной конституции. Это означает при ведущем участии государственных учреждений, в согласовании с церковью, гражданским обществом и капиталом регламентировать:

  • • трудовую занятость, защищенную от стремления работодателей к сверхприбыли, которая гарантирует профессиональное развитие и достойную плату;
  • • уменьшение неравенства, проистекающего из распределения доходов, из ненадежных условий работы и растущей относительной бедности;
  • • выведение коллективных социальных систем из сферы рыночного капитализма и их обособление в специфическом нерыночном секторе фундаментальных общественных услуг;
  • • установление стандартов социальных расходов по группам услуг и прежде всего здравоохранения и заботы о детях;
  • • приоритет проблемы распределения богатства и доходов относительно критериев роста;
  • • обеспечение безусловного минимального дохода каждого гражданина.

Социальная конституция является инструментом управления, гарантирующим централизацию ресурсов, государства и общности национальных государств с тем, чтобы балансировать экономическую сверхсилу частного капитала и частных интересов.

Кроме того, подобным образом улучшается регулятивная функция там, где государство не может быть субъектом собственности, и в таких решающих для общества сферах, как инфраструктура, транспорт, социальное обеспечение, образование, культура и др.

Необходимы новые управленческие решения переустройства международных экономических отношений в социальном направлении, начиная с создания нового типа экономических органов при Организации Объединенных Наций и заканчивая участием стран и групп стран в принятии решений международных финансовых учреждений.

Превращение социальных идей в общественно-государственную практику с подобными измерениями и направлениями - вполне подходящая задача для свежих сил, здоровых традиций и исторического опыта (и успешного, и горького) славянских наций.

Нации, объединенные целями, заложенными в этот проект, могли бы возродить гуманное начало в отношениях между людьми и странами и социализировать «желание-волю» как жить вместе независимо от конкретной формы управления. Социальные идеи, воплощенные на практике в государственность и православную духовность, плодотворно структурируют демографические, общественные, рыночные, этнические, профессиональные, творческие, единоверческие, языковые, поведенческие, нормативные, моральные и даже космические отношения в действенной системе установления справедливого порядка. Славянская общность и православная церковь, сформировавшие характеристики государственности в тысячелетней преемственности, являются фактической дефиницией подобного типа организации, которая в состоянии поддержать целый регистр этих сложных отношений.

Славяно-православный цивилизационный проект как воля к иной геополитике - это попытка услышать голоса Разума, Чувств и Морали и принять их доводы как инструментарий коренного переустройства способа жизни, существовавшего в Европе до настоящего времени, в направлении многополюсного мира, обеспечивающего свободное существование и развитие различных цивилизационных моделей.

Социальные идеи славянства и православия могли бы реализоваться единственно и при наличии общей ценностной системы в историко-философском и социально-психологическом аспектах.

Различные экзистенциально-ценностные системы формировались в ходе человеческой цивилизации в продолжение столетий и тысячелетий при различных географических, исторических и этнических условиях. Их преемственность достигается на двух уровнях. Это: историко-психологическое унаследование («отец - сын - внук», и так поколение за поколением в единой территориальной, родовой и производственной среде) и этико-педагогическое воспитание (при утвердившихся веками традициях и морали общности).

В основу славянско-православного цивилизационного проекта встраиваются постоянные, но развивающиеся накоплением основы: общие родово-племенные корни и традиции, православная вера и сходная культура.

В интердисциплинарной гуманитарной теории Аретё (подробнее см.: [104, кн. II, с. 7-16]) предлагается модуль для систематизирования славяно-православных ценностей всеобщей значимости, причем они выстраиваются в восходящем порядке на трех уровнях: индивид - добродетели; личность - внутренние силы; лидер - качества.

Пара понятий «индивид - добродетели» составляет базисный уровень системы Аретё, поскольку индивид является отдельным представителем человеческого рода, носителем общих характерных черт и социальных функций. Совокупность физических и психических свойств индивида проявляется интегративно, в виде темперамента и задатков, представляющих собой природную основу будущей личности. На этом уровне формируются добродетели индивида, сгруппированные в пять линий-лучей, обозначенных в исследовании как «Звезда Аретё»: Вера - Власть - Рать - Труд - Любовь, с их персонифицированными носителями: Бог - Царь - Воин - Хозяин - Мужчина. При данной постановке следует также вопрос: что такое добродетель?

Добродетель (качества личности, реализуя которые человек осуществляет добро) - понятие еще из области нравственного сознания древних славян. Представляет собой обобщенную характеристику устойчивых моральных качеств человека, превышающих степень обычного знания о добре и зле, а также противоположных пороку. Добродетели коренятся в естественных склонностях представителя рода человеческого и обусловлены его индивидуальной психикой. В соответствии с социальными потребностями общества и господствующими экономическими и политическими принципами содержание добродетелей исторически меняется. В древности это главным образом - мужество, умеренность, мудрость, справедливость, обоснованные в учениях Сократа, Платона и Аристотеля. Преобладает мнение, что добродетели не являются врожденными, а приобретаются в результате упражнения. В Средневековье христианство утверждает три основных добродетели: веру, надежду и любовь - вера в Бога, надежда на Его милость и любовь к Божественному началу. Те же добродетели принимает и Просвещение, поворачивая их лицом к человеку - к его земным интересам и его личному счастью. Во второй половине XIX в. современный материализм (марксизм) отходит от индивидуальности, утверждая, что добродетели имеют общественное происхождение и сущность, т.е. что они наследуются и воспитываются в социальной среде и носят объективный характер. Это понимание отнимает часть содержания добродетелей индивида в пользу моральных принципов и нравственного идеала всего общества.

Второй теоретический уровень экзистенциально-ценностной системы Аретё: личность - внутренние силы.

Личность - это индивид с определенным социальным положением: правами, обязанностями и функциями. Она является субъектом познания и активного преобразования мира. Личность объединяет общечеловеческие, социально-специфические и неповторимые черты, свойства и характеристики, которые вместе с индивидуальными добродетелями формируют ее внутренние силы.

Внутренние силы, согласно ряду определений, воспринимаются как психические интеллектуальные и нравственные качества, необходимые личности для удовлетворения ее насущных потребностей и интересов. Классификации внутренних сил составляются в зависимости от характера и степени развития общественных отношений: материальных и духовных [эстетических, моральных, политических, научных); ретроградских и актуальных; потенциальных и реальных; эвдемонических [потребностей) и деонтических [обязанности).

Но наивысшие силы в своей тысячелетней эволюции интегрируются и репродуцируются в четырех внутренних силах: Разум - Воля - Чувства - Мораль.

Третий уровень теоретического развития, высший в экзистенциально-ценностной системе Аретё: лидер - качества.

Лидер - ведущая личность, которая сознательно ведет многочисленных последователей к достижению определенной общественно значимой цели. Лидерство характерный индивидуальный и конкретный социально-психологический аспект самоорганизации живых систем, называемых обществами.

Качество - понятие нравственного сознания, характеризующее черты осознанного человеческого поведения: великодушие, скромность, подлинность, щедрость, а также противоположные им: вероломство, скупость, всезнайство и др. Таким образом, качества подразделяются на положительные и отрицательные, корреспондируя с добродетелями и пороками на уровне индивида. В системе Аретё лидерские качества являются продуктом законченного развития индивида-личности, надстраиваясь над соответствующими добродетелями и внутренними силами. Лидерские качества представляют собой высшую квинтэссенцию человеческой социализации, включая в себя все добродетели индивида [Вера - Власть - Рать - Труд - Любовь) и внутренние силы личности [Разум - Воля - Чувства - Мораль). В этом смысле качества лидера являются не только индивидуальными и рациональными, но и социально-диалектическими, выкристаллизовываясь в триаду: Идея - Вдохновение - Импульс.

Три теоретических уровня экзистенциально-ценностной системы Аретё графически могут быть изображены с помощью геометрических фигур: звезды, квадрата и треугольника [см. рис. 1-3).

Теоретико-аксиологическое исследование сущности экзистенциально-ценностной системы православного славянства, согласно инструментарию Аретё, представляет собой исследование духовного мира индивида / личности / лидера в процессе общественного развития славянской общности / общностей и начинается с формулирования культурно-исторического проекта.

Что представляет собой этот проект?

Развитие научного познания об определенной экзистенциально-ценностной системе с соответствующими уровнями, целями, функциями, структурой и непосредственной реализацией - процесс непрерывный и восходящий. Это дает возможность полностью охватить его и представить пути его реализации. Один из вариантов включает следующие проблемы:

  • • бытие - социальное бытие - ценностное бытие;
  • • изменения человека и общности;
  • • ценности: сущность - цель - развитие;
  • • ценностные системы: возможные и существующие;
  • • категории и законы аксиологии (наука о ценностях);
  • • образовательная и воспитательная функция индивидуальной добродетельности («Звезда Аретё»);
  • • практическая реализация внутренних сил личности («Квадрат сильного»);
  • • формирование и проявление лидерских качеств («Треугольник лидера»).

В отношении каждого из названных «этажей» реализации экзистенциально-ценностной системы Аретё формируются и представляются специфические для них добродетели, внутренние силы и качества.

В настоящем исследовании сделана попытка представить Славяно-православный цивилизационный проект многопланово (в духе интердисциплинарной гуманитарной теории Аретё):

  • • с методологией и теорией в науке о ценностях;
  • • с инструментарием: образование, просвещение и воспитание в исконных традициях славянских обществ и православной церкви;
  • • с устойчивыми практиками: посредством культуры и художественного творчества в духе гуманизма и демократии;
  • • с управленческой системой: учреждения для практической реализации общепринятых жизненных ценностей;
  • • с духовностью и лидерством в глобальном социальном прогрессе.

Обозначенное исследовательское поле экзистенциальноценностной системы Аретё расширяют несколько дополнительных элементов:

  • • исследование проводится с позиций философии, истории, психологии, культурологии, но ведущим остается социологоаксиологическое знание;
  • • представляется как индивидуальная, так и коллективная экзистенциально-ценностная система личности и общности. Исследуются три круга: бытие, ценности, изменения;
  • • экзистенциально-ценностнная система является непреходящей человеческой сущностью. Чтобы это стало понятнее, необходимо раскрыть ее современную философскую, психическую, социологическую, аксиологическую, образовательную и воспитательную сущности, а также возможности ее развития и усовершенствования с помощью достижений общепризнанных авторитетных авторов в науке и искусстве.

Как видно из вышесказанного, тематические рамки экзистенциально-ценностной системы Аретё достаточно широкие, многопластовые и динамично развиваются, что требует дифференцированного и конкретизированного пояснения о каждом из них.

Научное знание имеет свои законы, категории и понятия, являющиеся объектом его эвристической функции, а вместе с тем и скрытой природой самого научного знания. Поэтому в истории науки и особенно в современном науковедении исключительное внимание уделяется исходным теоретико-методологическим позициям.

Причин тому много и они различны, но главная состоит в том, что знание без отрыва и противопоставления объективной действительности изучает ее скрытую сущность, законы и закономерности. В процессе реализации познание соблюдает определенные требования и критерии, следуя своей специфической логике, вырабатывая и развивая аппарат категорий и понятий, анализируя, синтезируя, обобщая, формулируя и открывая законы и тенденции в существовании и изменении исследуемой действительности.

Теоретико-методологические требования в полной степени относятся и к научному знанию, объектом которого являются социальные идеи и экзистенциально-ценностнная система славянской общности.

Назовем лаконично выраженные, исходные теоретико-мето- дологические позиции и социальных идей, и экзистенциальноценностной системы:

  • • исходные теоретико-методологические позиции включают историю, философию, психологию, аксиологию, социологию, педагогику, информационные, коммуникативные и управленческие науки. Система наук подтверждает систематичность теории социальных идей;
  • • аксиологическое знание является ведущим, основным и определяющим сущность и элементы системы. Аксиология как специфическая область научного познания находится в процессе окончательного оформления и отделения от философии;
  • • экзистенциально-ценностная система славян, начальные элементы (добродетели) которой подтверждаются документами первых веков до нашей эры, в период Средневековья получает общечеловеческую сущность и значение. В ней заложены принципы общецивилизационной природы (благодаря христианской православной вере и славянской письменности), которые постепенно и систематически разворачиваются в гуманитарное, ценностное и поведенческое бытие личности / общества / цивилизации.
  • • экзистенциально-ценностная система Аретё раскрывает и возвышает творческое начало личности и общности: созидание, эвристику и моделирование;
  • • экзистенциально-ценностная система Аретё отражает и выражает скрытую природу социальных идей в социальном бытии, которое в исторические моменты имеет определяющее значение. Ценностная система нужна любой социальной идее и бытию, вне нее и в стороне от нее социальное становится примитивным, элементарным, родственным духовной нищете;
  • • экзистенциально-ценностная система Аретё соединяет социальное и интеллектуально-эвристическое с нравственным в естественном образе жизни и деятельности. Личность, понимаемая как система со своей соответствующей ей цивилизацией, формирует внутренние силы: Разум - Волю - Чувства - Мораль. Эти силы равноценны, равнозначны и одинаково непреодолимы, они определяют суть и направление социального развития и усовершенствования славянского мира;
  • • славяно-православная система социальных идей и ценностей является постоянным и созидательным элементом мега- аксиологической системы глобальной человеческой цивилизации. В этой своей сущности она находила и находит конкретную кристаллизацию в общественных системах, известных в различные времена человечества, в социальном бытии этносов, народов, наций и сообществ из наций;
  • • экзистенциально-ценностная система Аретё лежит в сердце- вине человеческой духовности, душевности и духа. Без нее, в стороне от нее, против нее начинается социально-психологическая и аксиологическая деградация, ведущия к цивилизационным катаклизмам;
  • • славяно-православная экзистенциально-ценностная система Аретё имеет культурно-историческое значение для образования и воспитания индивида и личности в духе первоочередности социальных идей, в духе высших добродетелей и ценностей;
  • • экзистенциально-ценностная система Аретё, ее научное познание и практическая реализация имеют теоретико-методо- логические и праксиологические функции в отношении наук и технологий управления, лидерства и социальных элит.

Указанные исходные теоретико-методологические позиции следует рассматривать и воспринимать в качестве научной основы социальной и ценностной системы, в качестве управленческой программы. Их более конкретная судьба и проявление будут раскрыты в процессе дальнейшего исследования.

Кратко обобщим порядок этого раскрытия: иерархическая триада «индивид - личность - лидер» держится на иерархии своих ценностей: добродетели - внутренние силы - качества.

Первая степень управления идеями и ценностями - достижение модельного равновесия на уровне индивида. Баланс между добродетелями и пороками (с преимуществом первых) ведет к решению экзистенциальных проблем в поведении на индивидуальном человеческом уровне. Достижение устойчивости модели сопровождается накоплением нравственной силы и энергии, которые далее приумножаются. Задействованный механизм баланса модели, по закону перехода количественного накопления в качественные изменения, ведет к началу внутренней борьбы за равновесие модели на более высоком уровне - личностном. В соответствии с описанным механизмом за новым равновесием модели следует третий уровень - лидерский.

Теоретически иерархия ценностей им не исчерпывается, но для нужд данного исследования и из-за отсутствия других более обоснованных тезисов принимаем трехступенчатое модельное равновесие как актуальное.

Начальный модельный уровень наступает, когда достигнут баланс «человек - природа» или когда индивид в состоянии удовлетворять свои собственные материальные, духовные и нравственные потребности, когда он относительно независим от других индивидов: имеет дом, работу, пищу, социальные связи, черты и способности, оцениваемые как добродетели. Основным требованием на этом этапе является сохранение модельного равновесия типа «добро-зло», «красиво-ужасно» и «нравственнобезнравственно» на индивидуально-психическом уровне.

Стабилизация такого модельного равновесия на уровне индивида дает возможность создания основной социальной единицы и ее успешного моделирования в равновесии по уже описанному механизму и охвату. Самым элементарным примером подобной социальной единицы является семья.

Условием второго уровня развития - личностного - считается социализация индивида в группе. Это ведет к надстройке индивидуальной добродетельности общезначимыми для группы / сообщества ценностями и дает предпосылку превращению их носителя из индивида в личность. Множество ценностей, которые могут быть перечислены, редуцируются до четырех групп, названных внутренними силами личности. Это: Разум - Воля - Чувства - Мораль. Благодаря этим внутренним силам личности индивидуальные интересы отступают перед групповыми / общностными интересами - родовой, этнической, территориальной общности и др. Решающим для этого уровня является условие: коллективные ценности должны побороть эгоизм индивида. Если новое модельное равновесие между внутренними силами личности не осуществится, то она возвращается на уровень индивида.

Обозначенные уровни, включая и третий - лидерский, на котором в к Вдохновению и Импульсу ведет Идея, являются относительными, поскольку долгосрочное модельное равновесие устанавливается не всегда. Наряду с этим внутренняя динамика человеческих добродетелей и ценностей, а также влияние внешней среды ведут к обособлению и на подуровнях, в которых группируются индивиды или личности со схожими между ними признаками: физическими, психическими и нравственными. В зависимости от доминанты в парах внутренних сил «Разум - Чувства»; «Воля - Мораль» или другой комбинации возможны и другие соотношения. Современное поле проявлений и управления добродетелями, внутренних сил и качеств индивида / личности / лидера относительно возможностей традиционных цивилизационных моделей значительно расширено. В нем присутствуют административные единицы, транснациональные корпорации, всемирные ассоциации с идеальными целями, неправительственные структуры по расовым, религиозным, политическим, экологическим или иным принципам. Но модельная структура, объединяющая всех находящихся на втором уровне, - государство. И так же как у индивида при иерархическом перемещении следуют изменения в экзистенциальноценностной системе, и он превращается в личность, так и публично-государственный статус субъекта ценностной системы после того как модельно сбалансирован, дает возможность отдельным личностям перейти на третий иерархический уровень - лидерский. Любое перемещение вверх в мире ценностей ведет к изменению экзистенциальной системы индивида, а она, в свою очередь, - к выкристаллизированию многосоставных сил и качеств личности и лидера. Не исключается опасность возвращения на более низкий уровень: если управляющие лидеры ставят индивидуальные или групповые интересы выше интересов общности (государственных), это закономерно разрушает модельное равновесие, и вниз по иерархии ценности размещаются неправильно.

Вот почему основным критерием определения социальных уровней считается экзистенциально-ценностная система и особенно ее иерархия: добродетели - внутренние силы - качества.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>