Полная версия

Главная arrow Политология arrow Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке. Вып. 8

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Стефано Пизу

Российско-итальянские отношения в области кино: совместные кинопроекты от советской эпохи до современности

Stefatio Pisu

Russian-Italian relations in the film industry: joint film projects from the Soviet era to the present

Аннотация. Статья посвящена советско-итальянским и российско- итальянским связям в области кинопроизводства XX века. Автор рассматривает как влияние социальной и политической среды на выбор режисерами тематики фильмов, так воздействие кинопродукции на аудиторию в Италии и России.

Ключевые слова: киноиндустрия,советсткое кино, Россия,Италия.

Abstract. The article is devoted to the Soviet-Italian and Russian- Italian relations in the field of film production of the 20th century. The author examines the influence of social and political environment in the se- lection of films directed by theme, so the impact on the audience of film production in Italy and Russia.

Keywords: the film industryy the Soviet cinema, Russiaf Italy.

Историки еще с 1970-х гг. подтверждают, что кинематография в XX в. не только отражала действительность разных обществ и социальную в целом историю данного столетия, но и активно воздействовала на нее. Марк Ферро приводит в виде примера простой но очень показательный факт — избиение многих евреев после показа антисемитского фильма «Еврей Зюсс» (реж. Файт Харлан, 1940) во французском городе Марселе [20. С. 21]. Кино в XX в. являлось и значительным производителем образов, коллективных фантазий, стереотипов, мифов, влиявших и до сих пор влияющих на разных уровнях на восприятие зрителей и на их понимания мира. По словам П. Сорлен, кино определяло в XX в. так называемое

«видимое» общества: «Видимое одной эпохи — это то, что производители образов стараются уловить с целью передать его зрителям, и то, что зрители принимают без удивления» [39. Р. 68]; это также «то, что является фотографируемым и представляемым на экранах в определенную эпоху» [39. Р. 69]. Кино также являлось и является совокупностью учреждений с разными задачами и целями внутри обществ XX в., и им можно пользоваться для того, чтобы издать в нетрадиционной перспективе историю стран посредством истории кино [2]. В данных междисциплинарных рамках является чрезвычайно интересным изучение между- народных культурных отношений через призму кинематографии. В эту область включаются анализируемые с многочисленных точек зрения темы исследования, такие как международные кинофестивали и фестивали национального кино за рубежом [19; 29. Р. 299-306; 24].

В этом плане и международные совместные кинопроизводства представляют особую область исторического исследования, по которой можно оценить, в какой мере и с каким успехом различным странам удается вести сложные переговоры, затрагивающие интересы многих субъектов [38. Р. 74].

Что касается советской эпохи, то совместные кинопроекты между Италией и СССР казались едва ли осуществимыми. С одной стороны, советская идеология была официально антикапиталистической и анти- западной, по крайней мере, во время холодной войны [26; 27]; с другой стороны, в Италии фашистский режим сделал Итальянскую компартию нелегальной [25], и после Второй мировой войны новая Итальянская Республика вошла в проамериканский западный блок. [17; 23].

Но этот подход к вопросу о реальных исторических отношениях между двумя странами в период фашизма и холодной войны является очень поверхностным и узко идеологическим. Не надо забывать, что Италия была одной из первых стран, признавшей Советское государство (в 1924 г., т.е. при фашизме), и до середины 1930-х гг. межгосударственные отношения были очень хорошими [7; 30; 32]. Это подтверждается подписанным двумя странами Договором о дружбе от 2 сентября 1933 г. [8. С. 27; 28. Р. 188-189; 33. Р. 103-150]. В этих рамках кино не только отражало эти хорошие отношения, но и способствовало их улучшению, как показательно демонстрирует успех советской делегации на втором кинофестивале в Венеции в августе 1934 г. [31. Р. 63-80; 10]. Именно после закры- тия фестиваля частная итальянская киностудия «Питталуга» предложила Государственному управлению кинофотопромышленности (ГУКФ) широкий план сотрудничества, включавший и совместные кинопроизводства [1]. Однако предложение не было принято; кроме того, начиная со второй половины 1930-х гг. отношения стали ухудшаться вплоть до нападения Италии на СССР летом 1941 года [16].

Первый итальянско-советский кинопроект осуществляется только 1964 г. Имеется в виду фильм «Они шли на Восток» (итальянская версия фильма: "Italiani brava gente", т. е. «Итальянцы — хорошие люди»). Надо уточнить, что речь идет о неофициальной кинопродукции при отсутствии предварительного межгосударственного соглашения. Фильм снял итальянский кинорежиссер и член Итальянской компартии Джузеппе де Сантис [18]. Это фильм об итальянской военной кампании в Советском Союзе во время Второй мировой войны. Согласно сценарию, присланному Итальянской компартией в Москву, целью фильма должен был стать показ полной непричастности подавляющего большинства итальянцев к объявленной Муссолини войне и естественной склонности итальянских войск подружиться с советскими солдатами и с местным населением [6. Л. 16]. Однако надо признать, что фильм способствовал и укре- плению оправдательного стереотипа итальянцев, якобы являвшихся и являющиеся но природе совершенно чуждыми всякому насилию и войне. Этот миф, разрушенный историками, продолжает влиять на общественное мнение [15; 21].

Изучение создания данного фильма отражает всю внутреннюю сложность системы кинопроизводства в целом и дополнительные трудности, связанные с присутствием двух разделенных тогда железным занавесом главных субъектов, хотя в контексте мирного и соревновательного сосуществования [9]. Эту сложность можно рассматривать в динамической картине, где пересекаются переговорные процессы на разных пла- нах [38. Р. 74].

Первый учитываемый план — это межгосударственные переговоры между Италией и СССР в рамках конкретного геополитического контекста того времени. Оттепель в международных отношениях содействовала новому итальянскому подходу к восточно-европейским странам: Италия является одной из более заинтересованных из западных стран в углублении отношений — особенно экономических и торговых — с Советским Союзом и его сателлитами [12]. С другой стороны, СССР понимает данное углубление отношений как возможность — в действительности не осуществимую —вызывать трещину в Североатлантическом договоре [37]. В 1960 г. впервые президент Итальянской Республики (Джованни Гронки) посещает с визитом в СССР и подписывается первый договор о культурном обмене и кооперации между двумя странами. Договор не предусматривал возможности официальных совместных кинопроектов [36]. Однако культурный договор и углубление отношений в целом были в то время очень важны для создания условий, чтобы итальянские власти не препятствовали представлению совместного фильма «итальянской национальности»: «национальность» была необходима для того, чтобы итальянские государственные финансовые премии становились доступны- ми итальянским продюсерам [35. Р. 431-441].

Второй рассматриваемый переговорный план — отношения между КПСС и Итальянской компартией, и не только в связи с тем, что постановщик (Джузеппе де Сантис) являлся членом Итальянской Компартии, но и потому что сама партия выступила главным посредником в одобрении фильма советскими властями с начала проекта. Дело в том, что 15 марта 1961 г. Секретариат Итальянской компартии написал письмо ЦК КПСС, где объявлялся приезд в Москву члена ЦК партии Антонелло Тромбадори с предложением о некоторых совместных кинопроектах, среди которых был и фильм «Они шли на Восток» [6]. Предложение о совместных кинопроектах опиралось на следующие предпосылки: на тот факт, что в Италии киноискусство снова приобретало «экономическую, культурную и обществен- ную значительность»; на необходимость финансовой поддержки со стороны Итальянской компартии «прогрессивных сил» кинематографии, испытывающих трудности; на нарастающий вес совместных кинопроизводств в Италии [6. Л. 15]. Фильм вышел в 1964 г. после долгой разработки и немалых трудностей и в процессе написания сценария, и в процессе съемок. В нем играют не только советские актеры, такие как Татьяна Самойлова, Жанна Прохоренко и Валерий Сомов, но и итальянские — Андреа Кекки и Рафаэле Пизу, и даже американские — Питер Фальк и Артур Кеннеди.

30 января 1967 г. был подписан первый межгосударственный договор о советско-итальянском кинопроизводстве. В 1969 г. вышел второй советско-итальянский художественный фильм «Красная Палатка». В этот раз режиссер был советским (Михаил Калатозов), а сценарий писал в том числе Эннио де Кончини, уже участвовавший в написании сценария фильма «Они шли на Восток». Участие в фильме актеров между- народного уровня и голливудских звезд (Шон Коннери, Харди Крюгер, Питер Финч и Клаудия Кардинале) объясняется стремлением совместных кинопроектов как можно больше расширить их зрительскую аудиторию и рынок и приблизиться таким образом к американским стан- дартам [38. Р. 74]. Фильм рассказывает историю дирижабля «Италия» и его капитана, Умберто Нобиле. В 1928 г. дирижабль потерпел крушение в Арктике, оставшиеся в живых члены экипажа были спасены советскими моряками. Идея этого фильма была уже включена в предложе- ние Компартии от 1961 г. В соответствии с этим первым предложением фильм должен был показывать «бескорыстную и героическую помощь со стороны Советского Союза. <•••> Это фильм с научно-приключенческим сюжетом, в основе которого лежит важная и актуальная тема гуманитарного и политического значения: тема дружбы народов и научно-технического превосходства СССР» [6. Л. 17]. Фильм с итальянской стороны продюсировала киностудия «Видес-Чинематографика». Владелец киностудии Франко Кристальди (тогдашний муж Клаудии Кардинале), являющийся одним из самых крупных итальянских продюсеров второй поло- вины XX в. [11. Р. 438-439].

В 1970 г. вышел фильм Витторио де Сика «Подсолнухи» (I girasoli) (совместное производство Италии, Франции и СССР) об итальянском солдате (роль сыграл знаменитый Марчелло Мастроянни), оставшемся после войны в СССР, и двух его женщинах — русской и продолжающей ждать итальянке (эти роли сыграли Людмила Савельева и Софи Лорен). Продюсером был итальянец Карло Понти, муж Софи Лорен. Успех фильма в Италии был обеспечен присутствием двух очень популярных актеров и самой темой. Дело в том, что тема пропавших на Восточном фронте оставалась действительно актуальной до конца 1960-х гг., хотя на политическом уровне эту проблему окончательно решили еще в начале десятилетия [12]. Фильм в Италии имел большой успех: сборы от показа со- ставили 669 533 000 лир. Фильм занял четвертое место в списке самых популярных отечественных фильмов в Италии в 1970 г. [ 14. Р. 650], седьмое место в сезоне 1969/70 гг. и двадцать восьмое место в период 1965- 70 гг. [11. Р. 625-626]. В том же году совместно с итальянцами Сергей Бондарчук поставил исторический фильм «Ватерлоо». Фильм спродюси- ровал итальянский режиссер и крупный киномагнат Дино де Ла)фентиис. Де Лаурентиис хотел создать настоящий блокбастер со множеством звезд, среди которых Род Стайгер, Кристофер Пламмер и Орсон Уэллс. Американская компания "Columbia Pictures" )гчаствовала в прокате фильма в США и Великобритании. В заключительных титрах отражена благодарность Советской Армии за помощь в создании фильма: советская сторона обеспечила 15 000 солдат и целую конную бригаду.

В 1970-е гг. советско-итальянская киноиндустрия обращается и к комедийному жанру: в 1974 г. выходит очень популярный в СССР фильм «Невероятные приключения итальянцев в России». Режиссерами- постановщиками стали знаменитый Эльдар Рязанов и Франко Проспери. В фильме играют Андрей Миронов, Алигьеро Носкезе и Нинетто Даволи [13. Р. 130]. Однако в Италии этот фильм мало известен из-за неудачного продвижения и проката, что довольно странно, поскольку итальянский продюсер Дино де Лаурентис являлся одним из самых крупнейших не только в Италии, но и на международном уровне.

Вероятно, неуспех фильма Рязанова в Италии повлиял на то, что прошло больше десяти лет, прежде чем Италия и СССР решились произвести новый совместный фильм. Кроме того, надо учитывать, что в 1983 г. Андрей Тарковский снял в Италии свой первый в эмиграции фильм «Ностальгия» (производство Итальянского государственного телевидения (РАИ)). Следующая совместная киноработа относится к 1987 г. Имеется в виду фильм Никиты Михалкова «Очи Черные» с участием Марчелло Мастроянни (получившего в том же году премию за лучшую мужскую роль на фестивале в Каннах), Елены Сафоновой, Всеволода Ларионова и Сильваны Мангано. Фильм создает чеховскую ностальгическую и меланхолическую атмосферу, очень близкую Михалкову и при этом укрепляет стереотипный образ итальянского мужчины — неисправимого донжуана и в тоже время слабого и трусливого, однако вызывающего к себе симпатию.

Успех фильма так укрепил связи Михалкова с Италией, что в 1990 г. итальянская автомобильная фирма ФИАТ заказала российскому режиссеру короткометражный фильм для рекламы в Италии и России своей новой модели ФИАТ «Темпра». Производителями фильма являются «Гамма Фильм» (Италия), «ТриТэ» (СССР) и «Стилос» (Швицария). С этой целью Михалков снимает фильм «Автостоп», в котором итальянский гонщик (роль играет Массимо Вентурелло), тестирующий в России новую модель ФИАТ, подвозит беременную русскую женщину (Нина Русланова) и ее мужа (Владимир Гостюхин) но в определенный момент, несмотря на крайнюю удобность машины, женщина рожает в снежном лесу. Пример фильма «Автостоп» показателен тем, что совместное кинопроизводство может иметь разные цели, как политические и идеологические, как культурные и торговые.

После Маастрихтского договора в 1992 г. в Страсбурге более чем 40 государствами —членами Совета Европы была подписана Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве, облегчившая условия для мно- госторонних кинопроектов. В начале 1994 г. Россия стала участницей Европейской конвенции, что способствовало реализации многосторонних кинопроектов. В Италии конвенция вступила в силу не ранее 1997 г.

Первый договор постсоветского времени в данной области Италия и Российская Федерация подписали 28 ноября 2002 г., но соглашение вступило в силу не ранее 2006 г. В последнее десятилетие межгосударственная кооперация в области кино основана на прочных политических и экономических двусторонних связях. Кроме того, большую роль играет и доходящее до «сакрализации» традиционное взаимоуважение очень попу- лярных за рубежом киношкол двух стран: российского киноавангарда

1920-х гг. и поэтического направления 1960-х гг. (прежде всего, творчества Андрея Тарковского); итальянского послевоенного неореализма и авторского кино на рубеже 1950-60-х гг. (например, фильмов Федерико Феллини и Микеланджело Антониони).

В 2009 г. на экраны вышел первый значительный совместный кинопроект постсоветского времени — фильм «Десять зим» (Dieci inverni), снятый молодым римским режиссером Валерио Мьели [40]. Главные роли в фильме играют Изабелла Рагонезе, Микеле Риондино, Сергей Жигунов, Сергей Никоненко. Фильм произвели: с итальянской стороны CSC Production (Экспериментальный центр кинематографии Продакшн, т. е. Киностудия Государственной киношколы Италии) и РАИ Чинема (Продюсерская фирма Итальянского государственного телевидения), с российской стороны — «Юнайтед Филм Компани» [40].

На творческом уровне можно обнаружить решение отойти от использования традиционных стереотипов в выборе персонажей и мест. Например, в фильме больше нет итальянца приезжающего в Россию и завоевывающего молодую русскую красавицу, а наоборот молодая итальянка приезжает в Москву изучать театр и влюбляется в гораздо более взрослого преподавателя, у которого уже есть ребенок. Кроме того, режиссер решает показывать не знакомые по традиционным туристическим маршрутам виды Венеции, где происходит основное действие, а малоизвестные и нецентральные улочки города и островка Бурано. Что касается производственной стороны этого проекта, можно обнаружить увели- чение количества участвующих в расходах сторон, помимо официальных продюсеров фильма. Фильм был реализован при поддержке министерств культуры обеих стран и под патронатом многих субъектов: Мэрии Рима, Правительства Москвы, Региона Венето (Венеция) и др.

В 2010 г. Российский фонд социальной и экономической поддержки кинематографа и итальянская государственная киностудия <<Cinecitta, Luce,J заключили соглашение о сотрудничестве, согласно которому Российский Фонд кино будет предоставлять до 2 млн евро в год на создание итальянско-российских проектов. По словам директора фонда Сергея Толстикова, «Фонд активизирует свою работу в сфере копродукции. Это позволит привнести больший профессионализм и, с другой стороны, более точно и адекватно показать Россию и, прежде всего, российских кинематографистов за рубежом» [41].

В результате этого соглашения в марте 2014 г. вышла последняя на данный момент российско-итальянская киноработа «Элементарная любовь» (Amori elementari) о любви и дружбе подростков, занимающихся хоккеем и фигурным катанием. Фильм снял молодой итальянский режиссер Серджо Бассо, а главные роли исполнили Кристиана Капотонди и Андрей Чернышов. Главными продюсерами этого фильма являются: со стороны Италии — два государственных субъекта (вышеуказанные CSC Production — Экспериментальный центр кинематографии Продакшн и РАИ Чинема), и частная киностудия Sharoncinema Production; со стороны России — «Зорифильм». Фильм снят при поддержке Российского Фонда кино, итальянского Министерства культуры, Национального Банка Труда (БНЛ), Административной области Венето, Итальянского Олимпийского Комитета и Итальянской федерации видов спорта на льду.

Данный пример показывает, как по-новому складываются разные культурные и торговые факторы: со стороны России государство перестало быть единственным организатором и спонсором; со стороны Италии больше нет таких крупных частных продюсеров, как Карло Понти, Франко Кристальди и Дино де Лаурентис. Поэтому совместный фильм можно снять только в рамках межгосударственного договоренностей, но и при условии многостороннего сотрудничества в сборе средств.

За несколько месяцев до выхода фильма состоялась встреча ''When East meets West" на тему будущих проектов между Италией и Россией. Главный вопрос встречи сводился к тому, как расширятьять возможности совместного кинопроизводства между двумя странами. Представитель РАИ Чинема Гвидо Пуньетти, подчеркнул необходимость создавать максимально подлинные кинопроекты, сосредоточиваясь больше на разнице в наших странах, чем на сходствах.

Подвдя некоторые итоги, можно сказать, что в Италии советско-итальянским кинопроектам не удалось добиться больших успехов, за исключением редких случаев, даже несмотря на привлечение голливудских звезд. Наоборот, в СССР некоторые из них стали настоящей классикой (прежде всего, «Невероятные приключения итальянцев в России» и «Подсолнухи»). В настоящее время остается не решенной проблема широкого проката фильмов, поскольку соглашение с Российским Фондом кино предусматривает помощь произведениям молодых и пока непопулярных режиссеров, т. е. цель совместных проектов прежде всего культурная и художественная. Но в контексте международных ее значимость нельзя недооценивать.

Литература

1. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 5283.

Оп. 8. Д. 208. Л. 16-20.

  • 2. История страны. История кино / под ред. С.С. Секиринского. М.: Знак, 2003.
  • 3. Италия и Россия займутся совместным кинопроизводством. 22 октября 2010 г. // URL: www.snimifilm.com
  • 4. Подробная информация о Договоре № 147 // Совет Европы. Бюро договоров // URL: http://conventions.coe.int/Treaty/Commun/ QueVoulezVous.asp?NT=147&CM=l&CL=ITA
  • 5. Правовая основа совместного кинопроизводства с Россией. 20.03.2013 // URL: www.fond-kino.ru/projects/20/38.
  • 6. РГАНИ (Российский Государственный Архив Новейшей Истории). Ф. 5. Оп. 36. Д. 138. Л. 14-17.
  • 7. Хормач И. Отношения между советским государством и Италией, 1917-
  • 1924 гг. М.: ИРИ РАН, 1993.
  • 8. Хормач И. СССР — Италия. 1924-1939. Дипломатические и экономические отношения. М.: ИРИ РАН, 1996.
  • 9. Хормач И. СССР — Италия и блоковое противостояние в Европе: вторая половина 40-х - первая половина 60-х. М.: ИРИ РАН, 2005.
  • 10. AccattoliA. Rivoluzionari, intellettuali, spie: і russi nei documenti del mi- nistero degli esteri italiano. Salerno: Vereja Edizioni, 2013.
  • 11. Alberione E. Franco Cristaldi // Storia del cinema italiano. Vol. XI. 1965- 1969 / a cura di Gianni Canova. Scuola Nazionale di Cinema, Marsilio, Edizioni di Bianco & Nero, 2003.
  • 12. Bagnato B. Prove di Ostpolitik. Politica ed economia nella strategia ita- liana verso TUnione Sovietica, 1958-1963. Firenze: Leo S. Olschki, 2003.
  • 13. Buttafava G. II cinema russo e sovietico / a cura di Fausto Malcovati). Roma; Venezia: Fondazione Scuola Nazionale di Cinema — Biblioteca di Bianco & Nero, 2000.
  • 14. De Bemardinis F. Storia del cinema italiano. Vol. XII: 1970-1976. Roma; Venezia: Centro Sperimentale di Cinematografia, Marsilio — Edizioni di Bianco & Nero, 2009.
  • 15. Del Boca A. Italiani, bravagente? Vicenza: Neri Pozza, 2005.
  • 16. De Felice R. Mussolini Talleato. II. L'ltalia in guerra 1940-1943. Torino: Einaudi, 1990.
  • 17. Del Pern M. Lalleato scomodo. Gli USA e la DC negli anni del centrismo (1948-1955). Roma: Carocci, 2001.
  • 18. De Santis G. La trasfigurazione della realta / a cura di Marco Grossi. Roma: Associazione Giuseppe De Santis-Centro Sperimentale di Cinematografia, 2007.
  • 19. De Valck M. Film Festivals: From European Geopolitics to Global Cinephilia. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2007.
  • 20. Ferro M. Cinema et Histoire. fidition Gallimard, 1993.
  • 21. Focardi F. Il cattivo tedesco e il bravo italiano. La rimozione della colpe della seconda guerra mondiale. Roma; Bari: Laterza, 2013.
  • 22. Focus. Produrre con la Russia // Cinema & Video International. Rivista di informazione e approfondimento cinematografico. 29 gennaio 2014.
  • 23. Foimigoni G. La democrazia cristiana e l’alleanza occidentale (1943-1953). Bologna: Il Mulino, 1996.
  • 24. Gallinari P. Les semaines du cinema de 1955. Nouvel enjeu culturel des relations franco-sovi?tieques // URL: http://ipr.univ-parisl.fr/spip. php?article345 (16.12.2006).
  • 25. Gentile E. Fascismo. Storia e interpretazione. Roma; Bari: Laterza, 2005.
  • 26. Graziosi A. L’URSS di Lenin e Stalin, Storia delPUnione Sovietica. 1914— 1945. Bologna: Il Mulino, 2007.
  • 27. Graziosi A. L’URSS dal trionfo al degrado, Storia dell’Unione Sovietica. 1945-1991. Bologna: Il Mulino, 2008.
  • 28. Martelli M. Mussolini e la Russia. Le relazioni italosovietiche dal 1922 al 1941. Milano: Mursia, 2007.
  • 29. Moine C. Les festivals internationaux de cinema, lieux de rencontre et de confrontation dans l’Europe de la guerre froide // Les relations culturelles internationales au XXe si?cle. De la diplomatie culturelle ? l’acculturation / sous la direction de Dulphy A., Frank R., Matard-Bonucci M.-A., Ory P. Bruxelles: Peter Lang, 2010.
  • 30. Petracchi G. La Russia rivoluzionaria nella politica italiana. Le relazioni italo-sovietiche 1917-1925. Roma; Bari: Laterza, 1982.
  • 31. Pisa S. Stalin a Venezia. L’URSS alla Mostra del cinema fra diplomazia culturale e scontro ideologico (1932-1953). Rubbettino, Soveria Mannelli, 2013.
  • 32. Pizzigallo M. Mussolini e il riconoscimento dell’URSS. Milano: Giuffr?, 1977.
  • 33. Quartararo R. Italia — URSS, 1917-1941. I rapporti politici. Napoli: Edizioni Scientifiche Italiane, 1997.
  • 34. Ratifica ed esecuzione dell’Accordo sulla collaborazione nel settore della cinematografia tra il Governo della Repubblica Italiana ed il Governo della Federazione Russa, con Protocollo, fatto a Roma il 28 novembre 2002, LEGGE 9 dicembre 2005, n. 257 // URL: www.senato.it
  • 35. Rossi U. Il mondo delle coproduzioni // Storia del cinema italiano. Voi. IX: 1954-1959 / a cura di Sandro Bernardi. Roma; Venezia: Centro Sperimentale di Cinematografia, Marsilio — Edizioni di Bianco & Nero, 2004.
  • 36. Salacene A. A cinquant’anni dall’accordo culturale tra Italia e URSS // Ulica Sevcenko 25, korpus 2. Scritti in onore di Claudia Lasorsa / eds. V. Benigni, A. Salacone. Roma: Caissa, 2011.
  • 37. Salacone A. Le relazioni italo-sovietiche nel decennio 1958-1968. Uno sguardo da Mosca, Storicamente // Rivista del Dipartimento di Storia, Culture, Civilt?. Alma Mater Studiorum Universit? di Bologna. 2013. No. 9.
  • 38. SiefertM. Co-producing Cold War Culture. East-West Film-Making and Cultural Diplomacy // Divided Dreamworlds? The Cultural Cold War East and West / eds. Peter Romijn, Giles Scott-Smith, Joes Segai. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2012.
  • 39. Sorlin P. Sociologia del cinema. Milano: Garzanti, 1979.
  • 40. www.webarchive.org/web/20091116191620/http://www. 10inverni.it/
  • 41. http://snimifilm.com/novosti/italiya-i-rossiya-zaimutsya-sovmestnym- kinoproizvodstvom
  • 4 2. www.fondazionecsc.it/cscprod_home.j sp? I D_LINK=45 &area=24
  • 43. www.raicinema.rai.it

Ю.В. Николаева

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>