Полная версия

Главная arrow Философия arrow Валюативные модели социального: герои и ценности

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Формы репрезентации валюатива

Язык

Следует сказать отдельно об объектном языке валюатива религии. Его выражения маркируют собственно религиозный текст: называют божественные сущности, их деяния и т.п. Он задает область сущего для религии. В нем же можно, в целях экспликации его особенностей, выделить оценочные в отношении мира в целом маркеры. Здесь присутствуют - явно или имплицитно - две базовые, альтернативные друг другу, валюативные модальности: «греховное» и «благое». Эта пара упорядочивает весь мир, разделяя его на части, соответствующие той или иной ее компоненте. Отметим, что специальной аналитики языка функционирования религиозного валюатива Вебер не проводил, хотя среди выделенных им религиозных, очевидно валюативных и описываемых в терминах выделенной модальной двойки речевых жанров встречаются нетленные шедевры, такие, например, как Нагорная проповедь.

Текстовыми прецедентами являются проповеди, заветы, притчи, составляющие священные тексты. Доминирует, конечно же, «актуальная эмоциональная проповедь»1. Священное знание выражалось как в устной речи, так и в письменных, провозглашенных каноническими текстах. Переход к книжным формам существенно расширил влияние церкви: «.. .тайна знания как такового постепенно нарушается, и учение священнослужителей превращается в письменно зафиксированную традицию, интерпретируемую посредством догматов. Книжная религия такого рода становится основой системы образования не только для священнослужителей и их сторонников, но и для мирян, и в первую очередь для них»7.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>