Ценности
Доминирующей ценностью, предлагаемой религией, является спасение. Фигуры пророков, мессий - фигуры спасителей; по содержанию все их заповеди, пророчества сводились к обещанию спасения как избавления от страдания, и «чем сублимированнее, углубленнее, принципиальнее понималась природа страдания, тем прочнее было это обещание»[1] [2]. Именно сосредоточение на идее спасения от мирских страданий, источник которых - в мирских ценностях, отличает собственно религиозное поведение от ритуализма колдовства, например. Второй обещает сравнительно быстрое избавление от конкретной проблемы, тогда как первое «достигается только самим индивидом, без всякой помощи сверхъестественных сил»[3].
Отметим, что социокультурная важность религии обычно связывается с кажущейся сосредоточенностью религии на неких общечеловеческих духовных ценностях, что именно в этом - в разработке системы духовных ценностей- состоит социальныя роль религии. Однако, повторим, это лишь кажущееся свойство религиозной интерпретации мира. Подлинной ценностью любой религии является спасение от смерти, вечная жизнь, невозможная, с очевидностью, в обычном мире, но даруемая религией. Вся остальная часть валюатива, анализируемого здесь, описывает рецепт бессмертия. Конечно, от медицинских гипотез и теорий продления жизни религиозные средства достижения бессмертия отличаются этической нагру- женностью. Но почитать родителей, не убивать, не красть, избавиться от чувственных впечатлений и т.д. можно и вне религиозного мира, но внутри же религиозного валюатива все выглядит так, как если бы вышеперечисленное было вторичным по отношению к вере.
Производной ценностью является близость религиозной общине, своеобразная переходная форма от мира к вечному блаженству, противопоставленная кровному родству: «...то, что спаситель, пророк, священник и брат по вере должен быть стать верующему ближе, чем кровные родственники, считалось тем в большей степени само собой разумеющимся, чем серьезнее и глубже воспринималась цель спасения»1.
Содержание ценностей, их значимость для сообщества, способы их «получения», уже обретшие их образцы, языковые, художественные и идеологические формы функционирования раскрываются в валюатив- ных строчках и представляемых этими строчками сегментах социальной реальности.